Просмотр содержимого документа
«Артикуляция, как средство исполнительской выразительности»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Зональный открытый урок
Тема: «Артикуляция, как средство исполнительской выразительности»
Преподаватель первой категории
Привалова З.Н.
Обсуждено и одобрено
ЗМО народного отдела
Протокол от 20.03.2017г. №
2017г.
Тема урока: «Артикуляция, как средство исполнительской выразительности».
Цель урока: Выявить роль артикуляции как одного из необходимых средств исполнительской выразительности.
Задачи урока:
1.Воспитательная: привить любовь к музыкальным занятиям.
2. Образовательная: привитие теоретических и практических навыков игры на гитаре.
3.Развивающая: развитие технических и выразительных средств в работе над гаммами, упражнениями и пьесами.
Оборудование: гитара
подставка под ногу
пюпитр
учебная мебель
нотная литература
ноутбук.
План урока:
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы урока.
III. Работа с учащимся:
- П. Вещицкий. Упражнения;
- гамма А-dur в IV позиции;
IV. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах.
V. Работа над произведениями:
- Л. Фортеа «Вальс»;
- Ф. Молино «Рондо» С-dur.
VI. Игра в ансамбле с педагогом.
VII. Повторение.
VIII. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, проверка готовности к уроку.
II.Сообщение темы урока: «Артикуляция, как средство исполнительской выразительности».
И. Браудо сказал: «Слово артикуляция заимствовано музыкантами из науки о языке. Там говорится об артикуляции слогов при той или иной степени ясности, расчленённости слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство использовать в исполнении всё многообразие приёмов легато и стаккато».
Только с учётом фактора индивидуальности артикуляция может рассматриваться как явление художественного порядка в музыкальном искусстве. Кроме того, точное выполнение штрихов в произведениях, где артикуляция определяет их характер, развивает образное мышление исполнителя. Артикуляция играет огромную роль в интерпретации произведения, выявляя его выразительно-смысловую сущность. «Артикуляция – это не только умение воспроизводить музыку, используя многообразие приёмов легато и стаккато, но и комплекс психофизиологических реакций, состоящий из звуко-двигательных действий. В центре артикуляционно-двигательных ориентаций испонителя оказывается музыкальный синтаксис – тон, мотив, фраза и т.д.» (Ф.Липс).
III. Работа с учащимся:
Беседа. Начинаем урок с инструментального материала.
Гаммы – являются важнейшим материалом для работы над развитием и совершенствованием исполнительской техникой. Систематическая и последовательная работа над ними - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений.
Вопросы к ученику: Сколько знаков в гамме А-dur?
Исполнение гаммы А-dur на 2 октавы в IV позиции типовой аппликатурой
и формулой i m.
Работа на уроке: отрабатывали легато, стаккато. Анализ игры (самого ученика).
До сих пор мы играли упражнения, и песни не связано – нон легато. Каждый звук при таком способе игры был отделен от другого звука коротким перерывом в звучании. В основе связного способа игры (легато) лежит плавный переход одного звука в другой. В выработке связной игры большую роль играет слух, который должен контролировать, связно ли происходит чередование звуков.
После извлечения звука палец левой руки должен оставаться на струне до тех пор, пока новый палец не встанет на свое место. Нужно следить внимательно за тем, чтобы в восходящем и в нисходящем движении был заранее подготовлен следующий палец. Если подготовка пальца не будет выполнена, осуществить плавный переход не удастся, получится нон легато.
Чтобы исполнить стаккато, нужно немедленно после удара снова наложить пальцы правой руки на струны; в этом случае пальцы играют роль как бы глушителя.
Упражнения – ставят целью развития силы, беглости, чувствительности и уверенности пальцев. А также развитие умственного динамизма, необходимого для исполнения произведений.
П. Вещицкий. Упражнения.
На этих упражнениях отрабатывается легато восходящее и нисходящее.
Восходящее легато – первая из слигованных, нижняя нота, извлекается ударом правой руки, верхняя – ударом соседнего пальца левой руки. Палец приподнимается, с силой ударяет по струне как молоточек и удерживается на струне.
Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Д/з - следить за ровностью и нормальной длительностью слигованных звуков.
IV. Артикуляционные обозначения в гитарных текстах.
А теперь мы повторим обозначения артикуляции.
Легато и стаккато - основные виды артикуляции. Существует ещё приём звукоизвлечения – нон легато, когда звуки исполняются раздельно, но так же отрывисто и остро, как при стаккато. В большинстве случаев мы имеем дело с необозначенными текстами, однако из этого следует, что они не нуждаются в определённом артикулировании.
V. Работа над произведениями:
1. Д. Фортеа «Вальс».
Беседа. Д.Фортеа испанский гитарист, композитор и педагог. Вальс – один из популярнейших бальных танцев XIX – XX вв. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары. Темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого.Вальс написан в простой трехчастной форме. Тональность a-moll. Размер трехдольный. В аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле и два аккорда на слабых.
Проверка д/з: - проверка нотного текста в медленном темпе, верной аппликатурой (главное требование «чистая игра»).
Работа на уроке:
I часть – отрабатывали прием легато: восходящее и нисходящее.
II часть – работа над динамическими оттенками.
Динамические оттенки называются нюансами. Нюансы бывают подвижными и устойчивыми. К подвижным относятся крещендо – постепенное усиление звука и диминуэндо – постепенное его ослабление. Устойчивые нюансы характеризуются неизменностью, продолжительностью силы звука. Виды устойчивой динамики: форте-громко, пиано – тихо, меццо форте – умеренно громко, меццо пиано – умеренно тихо, фортиссимо - очень громко, пианиссимо – очень тихо.
Д/з – выучить текст наизусть.
2.Ф. Молино «Рондо» C-dur.
Беседа. Ф. Молино итальянский гитарист, скрипач и композитор. Рондо (от фр. рондо – хоровод, хождение по кругу) - музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг.
Проверка д/з: - проверка нотного текста в медленном темпе
Работа на уроке: необходимо заострить внимание учащегося на сложные фрагменты музыкального произведения. Проиграть пьесу целиком, обратить внимание на сложные фрагменты ещё раз, добиться правильного исполнения.
Д/з – работать над характером, штрихами.
VII. Повторение.
Ж. Монтрей «Первая любовь».
VIII. Итог урока.
Сегодня, ты молодец! Ты была, на протяжении урока, активной, заинтересованной. Сегодня с тобой мы выяснили, что артикуляция играет большую роль в интерпретации произведения, раскрывая его художественный образ.
Самоанализ урока.
Учащиеся, Власенко Ольга(2 класс), имеет средние музыкальные данные, работоспособна, занимается добросовестно с полной отдачей, умеет слушать себя.
Каждый урок с учеником представляет собой своего рода звено в цепи занятий. Задача педагога — обеспечить непрерывность работы учащегося, приучить его к систематичности занятий. Общее назначение урока при всем разнообразии задач, вытекающих из конкретных условий занятий, можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. Каждый урок должен подводить своего рода итог – пусть минимальный – работы учащегося за период времени, прошедший после предшествующего урока и давать ученику творческий импульс к дальнейшим занятиям, а так же материал для дальнейшей работы. Такова общая цель урока на всех этапах работы учащегося.
Тема урока: «Артикуляция, как средство исполнительской выразительности».
Задачи:
Воспитательная: привить любовь к музыкальным занятиям.
Образовательная: привитие теоретических и практических навыков игры на гитаре.
Развивающая: развитие технических и выразительных средств в работе над гаммами, упражнениями и пьесами.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: на уроке использовались: словесный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый методы.
Этапы урока соблюдены.
Время, отведённое на все этапы урока, распределены рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а также сохранить и развить продуктивную мотивацию, настроение, самочувствие.