формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор:
Личностные:
-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического....
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Александр Невский »
УРОК МУЗЫКИ 3 КЛАСС Кантата «Александр Невский». учитель музыки ПЕРЕМАН С.А.
Тип урока: комбинированный. Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка). Цель: познакомить с новым понятие «кантата», великим полководцем Александр Невский и кратким творчеством С.С.Прокофьева.
формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.
Метапредметные:
Личностные:
-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке;
Познавательные:
размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир учащихся.
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- выполнять творческие задания индивидуально и коллективно.
Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы «Средства выразительности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище». Музыкальный материал: аудио файлы – «Русь под игом монгольским», «Ледовое побоище», «колокольный звон», хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная», песня «Мой дом».
Ход урока:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие Уч. Здравствуйте школьники! Дети. Здравствуйте учитель! Уч. Встретились мы снова. Дети. Встретились мы снова. Уч. Слушать музыку и петь сегодня вы готовы? Дети. Слушать музыку и петь мы всегда готовы. II. Развитие темы. Перед детьми экран, демонстрируются слайды.
На фоне звучания колокольного звона – декламация: Среди дубравы Блестит крестами Храм златоглавый С колоколами… К себе он тянет неудержимо, Зовет и манит он в край родимый… И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает.
Учитель: Скажите, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы) Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. (портрет Александра Невского художника П. Корина ) - Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым…) Учитель: Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную Землю.
Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище». - Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы. (небольшой рассказ о битве), (фон музыки «Ледовое побоище») (фрагмент х/ф «Александр Невский» «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия. Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка.
Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Новое слово«кантата». Кант – хвалебная песнь. Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.
Кантата состоит из семи частей.
1. "Русь под игом монгольским"
2. "Песня об Александре Невском"
3. "Крестоносцы во Пскове"
4. "Вставайте, люди русские "
5. "Ледовое побоище"
6. "Мертвое поле"
7. "Въезд Александра во Псков"
Действие происходит в 13 веке, когда Русь
была раздроблена на мелкие княжества.
Этим, воспользовались жадные до наживы завоеватели.
Сейчас мы с вами послушаем четвертую часть кантаты
«Вставайте, люди русские!» (перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)
Уч. Вопросы: - В начале хора, что вы услышали? Ответы детей: (звон колокола) - Как этот звон называется? Как звучали колокола? отв. (набат) - Какая песня по характеру? Отв. (мужественная, сильная и т.д.) - Везде ли одинаково звучит музыка? Ответы: (нет, в средней части музыка напевная, спокойная).
Уч. Молодцы, правильно – были внимательны. - От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей) Проигрываю первую часть. - Какие интонации мы слышим в этой музыке? Ответы: (призывные, требовательные…) Пою с детьми. Проиграю вторую часть. Исполняем. Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера. Мелодия - Лад --------- Мажор Регистр ---------- Средний, низкий Звуковедение ---Четкое Темп - Умеренный Динамика - Громко - Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная» .
- Что общего у этих песен? (интонации призыва, патриотизма,..) - Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства.
Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогала совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сегодня разучим.
III. Слушание русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» Затем исполняем, разделившись на 2группы:
1.-мальчики;2.-девочки. 1. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши деды? поют девочки
Наши деды – славные победы, Вот где наши деды! поют мальчики
2. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры, Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша слава? Наша слава – русская держава, Вот где наша слава! (работа над песней).
IV. Исполнение знакомой песни «Мой дом».
V. Итог урока. С каким героем вы познакомились на уроке? Какой композитор посвятил этому герою свое произведение? Какое произведение мы слушали? Анализ работы учащихся на уроке. Оценки.
VI. Домашнее задание.
Кант и кантата - что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает? Выполнить задания в рабочей тетради на с.8-9.