kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Александр Невский

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК МУЗЫКИ 3  КЛАСС
Кантата «Александр Невский» .

Задачи:
Развивающие:  совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Предметные:  

формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор:

Личностные:

-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;

-  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического....

      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Александр Невский »

УРОК МУЗЫКИ 3 КЛАСС
Кантата «Александр Невский» .
учитель музыки ПЕРЕМАН С.А.


     Тип урока: комбинированный.
     Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка).
     Цель: познакомить с новым понятие «кантата», великим полководцем Александр Невский и кратким творчеством С.С.Прокофьева.

     Задачи:
Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Предметные:

формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.

Метапредметные:

Личностные:

-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке;

Познавательные:

размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир учащихся.

Коммуникативные:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- выполнять творческие задания индивидуально и коллективно.

Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы «Средства выразительности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище».
Музыкальный материал: аудио файлы – «Русь под игом монгольским», «Ледовое побоище», «колокольный звон», хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная», песня «Мой дом».

    

Ход урока:

I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Уч. Здравствуйте школьники!
Дети. Здравствуйте учитель!
Уч. Встретились мы снова.
Дети. Встретились мы снова.
Уч. Слушать музыку и петь сегодня вы готовы?
Дети. Слушать музыку и петь мы всегда готовы.
II. Развитие темы.
Перед детьми экран, демонстрируются слайды.

На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

     Учитель: Скажите, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали  его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский.
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
     -  Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым…)
Учитель: Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную Землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.


     А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
(небольшой рассказ о битве), (фон музыки «Ледовое побоище»)
(фрагмент х/ф «Александр Невский» «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия.
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».                                                                   
     В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка.

Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
Новое слово «кантата».            
     Кант – хвалебная песнь.
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.

Кантата состоит из семи частей.

1. "Русь под игом монгольским"

2. "Песня об Александре Невском"

3. "Крестоносцы во Пскове"

4. "Вставайте, люди русские "

5. "Ледовое побоище"

6. "Мертвое поле"

7. "Въезд Александра во Псков"

Действие происходит в 13 веке, когда Русь

была раздроблена на мелкие княжества.

Этим, воспользовались жадные до наживы завоеватели.

Сейчас мы с вами послушаем четвертую часть кантаты

«Вставайте, люди русские!»
(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)

Уч. Вопросы:
- В начале хора, что вы услышали? Ответы детей: (звон колокола)
- Как этот звон называется? Как звучали колокола? отв. (набат)
- Какая песня по характеру? Отв. (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? Ответы:  (нет, в средней части музыка напевная, спокойная).

Уч. Молодцы, правильно – были внимательны.
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
Проигрываю первую часть.
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? Ответы: (призывные, требовательные…)
Пою с детьми.
Проиграю вторую часть. Исполняем.
Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
Мелодия    - 
Лад         --------- Мажор
Регистр ---------- Средний, низкий
Звуковедение ---Четкое
Темп               -   Умеренный
Динамика       -   Громко
- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная» .                

- Что общего у этих песен?  (интонации призыва, патриотизма,..)
- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства.

Песни поднимали у  людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогала совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
                                            
    За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
    А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.
     Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время  военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые  песни. Одну из таких песен мы сегодня разучим.

III. Слушание русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» Затем исполняем, разделившись на 2группы:

1.-мальчики;2.-девочки.
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?                                поют девочки

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!                                 поют мальчики
                                                 
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?                        


Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!


3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!                        
(работа над песней).

IV. Исполнение знакомой песни «Мой дом».


V. Итог урока.
С каким героем вы познакомились на уроке?
Какой композитор посвятил  этому герою свое произведение?
Какое произведение мы слушали?
Анализ работы  учащихся на уроке. Оценки.

VI. Домашнее задание.

Кант и кантата - что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает? Выполнить задания в рабочей тетради на с.8-9.

 














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Александр Невский

Автор: Переман Светлана Анатольевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Меч и дипломатия Александра Невского" "
    ["seo_title"] => string(42) "miech-i-diplomatiia-alieksandra-nievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "115436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411989627"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по теме "Меч и дипломатия Александра Невского" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miech-i-diplomatiia-alieksandra-nievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "115454"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411993440"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokamuzykikantataalieksandrnievskiissprokofieva"
    ["file_id"] => string(6) "281804"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453583132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Александр  Невский -защитник  Земли  Русской( интегрированный  урок) "
    ["seo_title"] => string(69) "alieksandr-nievskii-zashchitnik-ziemli-russkoi-intieghrirovannyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "137640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417410754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Детство Александра Невского»"
    ["seo_title"] => string(27) "detstvo_aleksandra_nevskogo"
    ["file_id"] => string(6) "593881"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638958310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства