kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Меч и дипломатия Александра Невского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  истории в 10 классе «Меч и дипломатия Александра Невского».

Цель:  Составить портрет Александра Невского, как правителя и  полководца.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского
2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед  А. .Невским.
3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князя, данными историками и современниками.
Развивающие:
1.Формирование умений  использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей.
2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода.
3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками.
4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей.
5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем.
6.Формирование позитивных установок и навыков в общении.
7. Формирование критического мышления.
Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории как науке.
Тип урока:  обобщения и систематизации знаний.
Форма урока:  Урок портрет.
Применяемая  технология - ТРКМЧП
Задание учащимся к  уроку:
Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского ,выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе.
Оборудование урока:
1.Фрагмент  кинофильма. «Александр Невский»
2. Печатные  раздаточные материалы – «Житие Александра Невского».
 Краткая биография.  Историки о деятельности Александра Невского.
3. Презентация «Меч и дипломатия Александра Невского.

Ход урока.

1 фаза- фаза «вызова»

1. слайд  Урок истории -  Вступительное слово учителя:
- В  ЕГЭ  по истории в 2012 году был включен новый тип заданий С6- написание исторического сочинения (портрет исторического деятеля), предполагающее  анализ  деятельности  исторической личности, выпускник сможет выбрать  одного из четырех деятелей различных эпох. Поэтому тема урока является современной и актуальной.
Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей. Хотелось, чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса, основанное на ваших убеждениях, сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой.
2.  слайд – Определите основные  исторические юбилеи 2012года.
- Год российской истории. -700 лет Ледовому побоищу -1242г.
- Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русского князя А. Невского.  Почему я предлагаю  вам обратиться к  имени этого исторического   деятеля?
Предполагаемые  ответы учащихся:
1.Это наиболее крупная   историческая фигура 13 столетия, которые мы изучаем.
2. Он жил и правил в 13 веке (1252-1262гг).
3. Они стоял во главе крупнейшего, со своими особенностями Новгородского княжества периода феодальной раздробленности.
4. Отметил свое правление яркой исторической деятельностью (Невская битва и Ледовое побоище).
5. Стал героями русского летописания и агиографии.
6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказывать  свое мнение  по поводу его  деятельности.
7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский»)
8. Его  биография говорит о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации,  понимающих свою ответственность.
- Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной?
- Демонстрация  фрагмент  к/ф. «Александр Невский». Какова главная  мысль фрагмента?
(Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.)
 Главная мысль фильма «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет».
«Не в силе Бог, а в правде».
-Проблема: «Меч и дипломатия государственного деятеля»
- Формулируется тема урока: «Меч и дипломатия Александра Невского».
- В ходе подготовки к  уроку вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе урока,  разделившись на 3 группы, обобщить известные вам факты и составить вертикальный  ассоциативный кроссворд, который позволит раскрыть портрет Александра Невского.
3-4 слайд  - «Меч  и дипломатия Александра Невского» 1220/21-1263гг.  портрет князя.
5 слайд - Схема составления опорного вертикального ассоциативного кроссворда:
А
Л
Е
К
С
А
Н
Д
Р
Н
Е
В
С
К
И
Й
3
 2 фаза  –  фаза «Осмысление»

Работа учащихся  в  группах  (опора на  краткую биографию князя, дополнительный материал  «историки о деятельности Александра Невского», материал учебника и слайды презентации).
 6-10 слайд -   ключевые  события биографии  князя Александра Невского для работы в группах.

- Представление  итогов работы групп:

1 Группа - Основные события эпохи.
2 Группа - Основные понятия эпохи
3 Группа- Характеристика князя
Слайд 11  Вертикальный кроссворд «Меч Александра Невского»
- Предполагаемые ответы учащихся:

Агрессия духовно-рыцарских орденов
Ледовое побоище (немецкие рыцари)-1242г. Ливонский орден.
Единство православной Руси
Крестоносцы. (Клин). Католицизм.
Суздаль
Апрель 1242г.- битва на льду Чудского озера
Новгородский князь -1236 -1251гг.
Дружина. Доспехи.
Рать. Русь. Русичи.

Невская битва – 1240г. (шведские рыцари).
Епископия русская в Золотой Орде -1261г. (Епархия)
Владимирский князь-1252г. (Вотчина - Переяславль-Залеский).
Сеча.  «Свинья».
Киевский князь. Кольчуга.
Июль  1240г. Ижора.
Й

14слайд. Высказывания современников  об Александре Невском:
Анализ работы групп  с текстом Приложение 2. «Историки о деятельности Александра Невского».
- Предполагаемые  ответы учащихся:

- «Великий князь наш и умный, и кроткий, и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».
-  «Лицом подобен – Иосифу, силой Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».
-  «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»
-  «Зашло солнце земли Суздальской – земли Русской»
15 слайд - Итоговый портрет князя Александра Невского.

Предполагаемые  ответы учащихся:

Агиография «Житие  святого Александра Невского».
Лидер, личный героизм.
Единство  православной Руси
Красноречивый
Смелый. Стратег. «Старейший» - 1252г.
Авторитетный полководец. Администратор.
Находчивый
Дипломат
Решительный воин-рыцарь

Непобедимый.
Единственный
Великий военачальник XIII века
Святой
Канонизирован -1547г
Искусный полководец. (Идеальный правитель).
Й

- 3 фаза- фаза  «Рефлексия» Составление Синквейна
Работа в группах:
Предполагаемые  ответы учащихся:
 Синквейн:
Александр Невский
Великий. Святой.
Победил. Отстоял. Защитил.
Защитник земли русской.
Полководец.

- Оценка работы групп.
 Итог: Урок портрет «Меч и дипломатия Александра Невского» помог создать атмосферу гордости и восхищения полководческим и дипломатическим талантом Александра Невского;
- научил  вести полемику, быть толерантными, признавать множественность подходов к решению исторических  проблем;
- составлять портрет исторического деятеля.
- Александр Невский. Защитник земли Русской. Знаковая фигура Российской истории.
Личность нации. Имя Россия.
Д/З.  § 20, - Ответы на вопросы. Анализ документ-с.137.
Написать эссе « Исторический портрет Александра Невского»  или
мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского».

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Меч и дипломатия Александра Невского" »

Урок истории 2014

Урок истории

2014

«К с мечём к нам придет, тот от меча и погибнет»

«К с мечём к нам придет,

тот от меча и погибнет»

Александру Невскому приписывают изречение «  Не в силе Бог, а в правде  ». Слова эти можно считать девизом его жизни.

Александру Невскому приписывают изречение

« Не в силе Бог, а в правде ».

Слова эти можно считать девизом его жизни.

XIII век  1240г.  1242г

XIII век

1240г. 1242г

1240 г.  –  битва на берегу Невы, в устье Ижоры Сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли

1240 г. – битва на берегу Невы, в устье Ижоры

Сражение 1240 г. предотвратило потерю

Русью берегов Финского залива,

остановило шведскую агрессию на

новгородско-псковские земли

События 1240 и 1242 годов – ключевые в биографии русского князя

События 1240 и 1242 годов –

ключевые в биографии русского князя

Александр Невский  1252-1263гг.

Александр Невский 1252-1263гг.

1247  - Александр лично отправился с дарами к  Батыю, стремясь обезопасить Русь  от новых монгольских нашествий 1252  - Александр – великий князь Владимирский.  Наладив дипломатические отношения  с Ордой, он спас ослабленную Русь  от полного уничтожения 1262 - отправился с дарами в Орду  в последний раз. Возвращаясь из Орды,  по дороге заболел и умер в Городце 1263  - погребен во владимирском  монастыре Рождества Богородицы

1247 - Александр лично отправился с дарами к

Батыю, стремясь обезопасить Русь

от новых монгольских нашествий

1252 - Александр – великий князь Владимирский.

Наладив дипломатические отношения

с Ордой, он спас ослабленную Русь

от полного уничтожения

1262 - отправился с дарами в Орду

в последний раз. Возвращаясь из Орды,

по дороге заболел и умер в Городце

1263 - погребен во владимирском

монастыре Рождества Богородицы

«Меч  и дипломатия   Александра Невского»  урок портрет  1221-1263гг

«Меч и дипломатия Александра Невского» урок портрет

1221-1263гг

Урок –портрет  Александр Невский 1221-1263гг. Знаю. Хочу узнать.  Узнал.

Урок –портрет Александр Невский

1221-1263гг.

Знаю.

Хочу узнать.

Узнал.

А Л Е К С А Н Д Р  Н Е В С К И Й

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

А грессия духовно-рыцарских орденов Л едовое побоище-1242г. (немецкие рыцари). Е динство православного мира К рестоносцы. (Клин). Католицизм. С уздаль А прель 1242 г .- битва на льду Чудского озера Н овгород - 1236-1251гг . Д ружина. Доспехи. Р ать. Русь. Русичи.  Н евская битва – 1240 г , (шведские рыцари). Е пископия русская в Золотой Орде - 1261 г. (Епархия) В ладимирский князь- 1252 г . ( Вотчина - Переяславль-Залеский). С еча. «Свинья». К нязь. Кольчуга. И юль 1240 г. Ижора. Й

А грессия духовно-рыцарских орденов

Л едовое побоище-1242г. (немецкие рыцари).

Е динство православного мира

К рестоносцы. (Клин). Католицизм.

С уздаль

А прель 1242 г .- битва на льду Чудского озера

Н овгород - 1236-1251гг .

Д ружина. Доспехи.

Р ать. Русь. Русичи.

Н евская битва – 1240 г , (шведские рыцари).

Е пископия русская в Золотой Орде - 1261 г. (Епархия)

В ладимирский князь- 1252 г . ( Вотчина - Переяславль-Залеский).

С еча. «Свинья».

К нязь. Кольчуга.

И юль 1240 г. Ижора.

Й

А Л Е К С А Н Д Р  Н Е В С К И Й

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

А Л Е К С А Н Д Р  Н Е В С К И Й

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

А гиография «Житие святого Александра Невского». Л идер. Личность. Е динство Руси К нязь Новгородский, Владимирский… С мелый. Стратег.«Старейший» - 1252 г. А вторитетный полководец Н аходчивый Д ипломат Р ешительный воин-рыцарь  Н епобедимый Е динственный В еликий военачальник XIII века С вятой К иевский князь И скусный полководец. (Идеальный правитель). Й

А гиография «Житие святого Александра Невского».

Л идер. Личность.

Е динство Руси

К нязь Новгородский, Владимирский…

С мелый. Стратег.«Старейший» - 1252 г.

А вторитетный полководец

Н аходчивый

Д ипломат

Р ешительный воин-рыцарь

Н епобедимый

Е динственный

В еликий военачальник XIII века

С вятой

К иевский князь

И скусный полководец. (Идеальный правитель).

Й

Александр Невский

Александр Невский

  • «Великий князь наш и умный, и кроткий,
  • и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».
  • «Лицом подобен –Иосифу, силой Самсону, премудростью –Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».
  • «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»
  • «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»
  • «Зашло солнце земли Русской».
Александр Невский  - ЗНАКОВАЯ ФИГУРА РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Александр Невский -

ЗНАКОВАЯ ФИГУРА

РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Имя Россия

Имя Россия

Д/З  § 20,документ-с.137.

Д/З

§

20,документ-с.137.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Меч и дипломатия Александра Невского"

Автор: Новоселова Елена Яковлевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по теме "Меч и дипломатия Александра Невского" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miech-i-diplomatiia-alieksandra-nievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "115454"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411993440"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "Достойные сыны Отечества" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-dostoinyie-syny-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "206295"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430146717"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока по истории "Сыны отечества- защитники земли русской" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-istorii-syny-otiechiestva-zashchitniki-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "163215"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422454742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства