Конспект урока истории в 10 классе «Меч и дипломатия Александра Невского».
Цель: Составить портрет Александра Невского, как правителя и полководца.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского
2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед А. .Невским.
3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князя, данными историками и современниками.
Развивающие:
1.Формирование умений использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей.
2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода.
3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками.
4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей.
5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем.
6.Формирование позитивных установок и навыков в общении.
7. Формирование критического мышления.
Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории как науке.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок портрет.
Применяемая технология - ТРКМЧП
Задание учащимся к уроку:
Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского ,выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе.
Оборудование урока:
1.Фрагмент кинофильма. «Александр Невский»
2. Печатные раздаточные материалы – «Житие Александра Невского».
Краткая биография. Историки о деятельности Александра Невского.
3. Презентация «Меч и дипломатия Александра Невского.
Ход урока.
1 фаза- фаза «вызова»
1. слайд Урок истории - Вступительное слово учителя:
- В ЕГЭ по истории в 2012 году был включен новый тип заданий С6- написание исторического сочинения (портрет исторического деятеля), предполагающее анализ деятельности исторической личности, выпускник сможет выбрать одного из четырех деятелей различных эпох. Поэтому тема урока является современной и актуальной.
Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей. Хотелось, чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса, основанное на ваших убеждениях, сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой.
2. слайд – Определите основные исторические юбилеи 2012года.
- Год российской истории. -700 лет Ледовому побоищу -1242г.
- Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русского князя А. Невского. Почему я предлагаю вам обратиться к имени этого исторического деятеля?
Предполагаемые ответы учащихся:
1.Это наиболее крупная историческая фигура 13 столетия, которые мы изучаем.
2. Он жил и правил в 13 веке (1252-1262гг).
3. Они стоял во главе крупнейшего, со своими особенностями Новгородского княжества периода феодальной раздробленности.
4. Отметил свое правление яркой исторической деятельностью (Невская битва и Ледовое побоище).
5. Стал героями русского летописания и агиографии.
6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказывать свое мнение по поводу его деятельности.
7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский»)
8. Его биография говорит о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации, понимающих свою ответственность.
- Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной?
- Демонстрация фрагмент к/ф. «Александр Невский». Какова главная мысль фрагмента?
(Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.)
Главная мысль фильма «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет».
«Не в силе Бог, а в правде».
-Проблема: «Меч и дипломатия государственного деятеля»
- Формулируется тема урока: «Меч и дипломатия Александра Невского».
- В ходе подготовки к уроку вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе урока, разделившись на 3 группы, обобщить известные вам факты и составить вертикальный ассоциативный кроссворд, который позволит раскрыть портрет Александра Невского.
3-4 слайд - «Меч и дипломатия Александра Невского» 1220/21-1263гг. портрет князя.
5 слайд - Схема составления опорного вертикального ассоциативного кроссворда:
А
Л
Е
К
С
А
Н
Д
Р
Н
Е
В
С
К
И
Й
3
2 фаза – фаза «Осмысление»
Работа учащихся в группах (опора на краткую биографию князя, дополнительный материал «историки о деятельности Александра Невского», материал учебника и слайды презентации).
6-10 слайд - ключевые события биографии князя Александра Невского для работы в группах.
- Представление итогов работы групп:
1 Группа - Основные события эпохи.
2 Группа - Основные понятия эпохи
3 Группа- Характеристика князя
Слайд 11 Вертикальный кроссворд «Меч Александра Невского»
- Предполагаемые ответы учащихся:
Агрессия духовно-рыцарских орденов
Ледовое побоище (немецкие рыцари)-1242г. Ливонский орден.
Единство православной Руси
Крестоносцы. (Клин). Католицизм.
Суздаль
Апрель 1242г.- битва на льду Чудского озера
Новгородский князь -1236 -1251гг.
Дружина. Доспехи.
Рать. Русь. Русичи.
Невская битва – 1240г. (шведские рыцари).
Епископия русская в Золотой Орде -1261г. (Епархия)
Владимирский князь-1252г. (Вотчина - Переяславль-Залеский).
Сеча. «Свинья».
Киевский князь. Кольчуга.
Июль 1240г. Ижора.
Й
14слайд. Высказывания современников об Александре Невском:
Анализ работы групп с текстом Приложение 2. «Историки о деятельности Александра Невского».
- Предполагаемые ответы учащихся:
- «Великий князь наш и умный, и кроткий, и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».
- «Лицом подобен – Иосифу, силой Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».
- «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»
- «Зашло солнце земли Суздальской – земли Русской»
15 слайд - Итоговый портрет князя Александра Невского.
Предполагаемые ответы учащихся:
Агиография «Житие святого Александра Невского».
Лидер, личный героизм.
Единство православной Руси
Красноречивый
Смелый. Стратег. «Старейший» - 1252г.
Авторитетный полководец. Администратор.
Находчивый
Дипломат
Решительный воин-рыцарь
Непобедимый.
Единственный
Великий военачальник XIII века
Святой
Канонизирован -1547г
Искусный полководец. (Идеальный правитель).
Й
- 3 фаза- фаза «Рефлексия» Составление Синквейна
Работа в группах:
Предполагаемые ответы учащихся:
Синквейн:
Александр Невский
Великий. Святой.
Победил. Отстоял. Защитил.
Защитник земли русской.
Полководец.
- Оценка работы групп.
Итог: Урок портрет «Меч и дипломатия Александра Невского» помог создать атмосферу гордости и восхищения полководческим и дипломатическим талантом Александра Невского;
- научил вести полемику, быть толерантными, признавать множественность подходов к решению исторических проблем;
- составлять портрет исторического деятеля.
- Александр Невский. Защитник земли Русской. Знаковая фигура Российской истории.
Личность нации. Имя Россия.
Д/З. § 20, - Ответы на вопросы. Анализ документ-с.137.
Написать эссе « Исторический портрет Александра Невского» или
мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского».