Александр Невский -защитник Земли Русской( интегрированный урок)
Александр Невский -защитник Земли Русской( интегрированный урок)
Интегрированный урок
из цикла
«Воспитание гражданина и патриота России»
Чос Л.Н.
Мымрикова Е.В.
Тема урока: Александр Невский – защитник Земли Русской.
Цель: расширить и закрепить знания о жизни и деятельности Александра Невского – яркой исторической личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на примере его жизни формировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому; прививать осязание глубиной мудрости родного слова.
Эпиграф: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»
Оборудование: портрет Александра Невского, слайды по теме для виртуальной экскурсии, схема, «Ледовое побоище», текст «Житие Александра Невского».
Интегрированный урок
из цикла
«Воспитание гражданина и патриота России»
Чос Л.Н.
Мымрикова Е.В.
Тема урока: Александр Невский – защитник Земли Русской.
Цель: расширить и закрепить знания о жизни и деятельности Александра Невского – яркой исторической личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на примере его жизни формировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому; прививать осязание глубиной мудрости родного слова.
Эпиграф: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»
Оборудование: портрет Александра Невского, слайды по теме для виртуальной экскурсии, схема, «Ледовое побоище», текст «Житие Александра Невского».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Александр Невский -защитник Земли Русской( интегрированный урок) »
Интегрированный урок
из цикла
«Воспитание гражданина и патриота России»
Чос Л.Н.
Мымрикова Е.В.
Тема урока: Александр Невский – защитник Земли Русской.
Цель: расширить и закрепить знания о жизни и деятельности Александра Невского – яркой исторической личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на примере его жизни формировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому; прививать осязание глубиной мудрости родного слова.
Эпиграф: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»
Оборудование: портрет Александра Невского, слайды по теме для виртуальной экскурсии, схема, «Ледовое побоище», текст «Житие Александра Невского».
Ход урока
I Слово учителя.
Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о мудром князе, его словах и храбрых полках, преисполненных ратного духа.
И пусть ещё больше укрепится ум ваш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «Не в худой неведомой земле владычествовали князья. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».
Кто знает, как переводится с греческого языка имя «Александр»? («Защитник»).
II Актуализация знаний.
- Что означает слово «защитник»?
С.И. Ожегов дал такое толкование слову: «Защитник – тот, кто охраняет, защищает, оберегает кого-нибудь, что-нибудь». Например: Славные защитники родины.
- Что охраняли защитники?
- От кого надо было охранять Русь?
- Каких защитников вы знаете?
Тема нашего урока: «Александр Невский – защитник земли русской»
III Виртуальная экскурсия.
1 слайд. Александр по-гречески означает «защитник людей». Этим красивым мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный всем своей храбростью и крутым нравом.
2 слайд. Александр родился в 1219 году (в 1220?-1221?) в Переяславле – Залесском, незадолго до страшного бедствия – нашествия монголо-татар на Русь.
С 3 лет его отлучили от матери-княгини Феодосии и отдали на воспитание княжеским воинам. Посадили на коня, дали в руки оружие. Стали учить грамоте; и в письме, и в чтении, и в военном деле Александр добивался успехов, полюбил слово Божие, заповеди Христовы глубоко проникли в его сердце.
3 слад. С 1228 года Александр со своим старшим братом Фёдором уже княжил в Новгороде, его отец, вступивший в конфликт с новгородцами, покинул город и удалился в частное владение Переяславль-Залесский, сыновья же остались под присмотром бояр. После смерти брата в 1236 году Александр правит городом самостоятельно. Новгородцы восхи-щались своим смелым, умным, красивым князем Александром.
4 слайд. В 1240 году Новгороду объявили войну шведы, их войско возглавлял Биргер. Он прислал Александру письмо: «Если можешь – сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Князь Александр, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. Утром 15 июля 1240 года войско князя подошло к вражескому лагерю. Завязалась битва на реке Неве. Шведы бежали. Александр копьём ударил Биргера по лицу, оставив отметину. Летописец пишет: «… положил печать ему на лицо». С победой вернулось русское войско в Новгород, Александр получил почётное название Невский.
5 слайд. Прошло время. Вновь загудел над Новгородом вечевой колокол. Немецкие рыцари идут с запада на Русь. «Надо защищать свой край от врага. Надо звать князя Александра Ярославовича», - решило вече.
На льду Чудского озера решил Александр дать бой немецким рыцарям.
Битва на Чудском озере произошла 5 апреля 1242 года. На рассвете построились русские полки. Лучшие силы – конных и пеших ратников – Александр поставил по бокам и сзади, а в центре – лучников; самую надёжную часть своего войска – дружину – князь укрыл в засаде, в лесу. Знал Александр, что немецкие рыцари строят войско клином, врезаясь в центр противника мощным ударом, разбивают строй и добиваются победы.
6 слайд. Вот как описывает поэт К. Симонов эту битву:
«Был первый натиск немцев страшен,
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом».
Рыцари уже радовались скорой победе, не подозревая, что главные силы русских ещё не вступили в бой. «За Русь родную!» - загремел над войсками клич Александра.
«Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты»
(К. Симонов. Поэма «Ледовое побоище»)
7 слайд. Немецкий клин распался. Ударила с тыла дружина князя. Скользили по льду закованные в стальные панцири кони. Падали с коней всадники. Багровым от крови стал лёд Чудского озера. Подтаявший на весеннем солнце, лёд затрещал под тяжестью одетых в броню всадников. Камнем шли на дно рыцари. Оставшиеся в живых спасались бегством. «И секли их русские и гнали по льду 7 верст», - говорит летописец. Много в бою полегло и русских воинов – защитников земли родной, недаром эту битву назвали Ледовым побоищем. С победой возвращалось русское войско. Эта победа прославила князя Александра Невского.
8 слайд. Но стонала земля русская под игом татарского хана. В степях Волги и Дона монголо-татары образовали государство – Золотую Орду. Вот и русские земли попали под власть правителей Золотой Орды. Каждый год приезжали на Русь алчные и жестокие сборщики дани – баскаки. Тех, кто не мог уплатить дань вовремя, нещадно били палками на рыночных площадях. Стон и плач стояли над русскими городами.
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным противником – монголо-татарами. В 1243 году хан Батый вручил ярлык (право на княжение) великого князя владимирского отцу Александра князю Ярославу (но по общепринятой версии он был отравлен в столице Каракорум ханом Гуюком). Нужно было собрать все силы, мудрость, хитрость, мужество, нужно было терпеть и смириться, чтобы сохранить Русь. До последних дней своей жизни князь Александр Невский выполнял эту задачу. Когда же он тяжело заболел, принял монашеский постриг.
Умер 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.
IV Личность благоверного князя Александра Невского в житийной литературе.
Слово учителя:
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
- Назовите известные вам жанры древнерусской литературы (летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести)
- Кто мог стать героем жития?
- Всё ли вам понятно в формулировке «Личность благоверного князя Александра Невского»? Какое слово главное?
- Мудрецы советуют: «Чтобы понять смысл какого-либо слова, зри в корень». Добираемся до корня в слове «личность», подбираем однокоренные: личный, обличье, лицо, лик… Подберём синонимы к слову «лик» - лицо, образ, облик, изображение.
- Как изображается в житейской литературе князь Александр?
(«Рост его был выше других людей, голос его – как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана…»)
Автор показывает князя в сравнении с библейскими героями, но если у каждого из них одна какая-то черта преобладает (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли своё отражение.
Таким образом, автор, восхищаясь своим героем, говорит, что перед нами князь – всем князьям князь.
- Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? Приведите примеры из текста (учащиеся приводят примеры, зачитывая эпизоды из жизни князя).
Например: «Подбадривая свою дружину, вселяя в неё веру и мужество, говорил князь русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищая родную землю».
Например, Александр был не только мужественным воином, но и милосердным, справедливым человеком. «На второй год войны, после очередной победы, врагов с собой привёл, а иных помиловал и отпустил, ибо был милостив без меры».
В ходе обсуждения в тетрадях и на доске появляется запись:
Личность князя: бесстрашный, храбрый, милостивый, справедливый правитель; полководец, живущий по христианским заповедям; тихий, приветливый, смиренный, мудрый праведник, человек высокой духовности.
- перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как «защитник». А это значит, что, как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверных князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской.
Перед вами репродукция иконы Александра Невского. Обратите внимание на глаза князя Александра. Они отражают покой, смирение, доброту, это глаза праведного человека.
- Сравните заключительную часть «Жития …» и стихотворение А. Майкова. Каким настроением проникнуты эти произведения?
Подготовленное чтение учащегося:
В «Житии» смерть князя описывается как плач: «О горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»
Композиция.
Кончина Александра Невского.
1 ученик.
Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых венца
вкруг него …
По небу словно идёт торжество.
В келье ж игуменской – зрелище скорби
и слёз …
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
2 ученик.
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к образам
Князь Александр, черный схимой
покрыт…
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
3 ученик.
Князь неподвижно во тьму, в
беспредельность глядит…
Там, что завеса, раздвинулась вдруг
перед ним…
Видит он: облитый словно лучом
золотым,
Берег Невы, где разил он врага…
Вдруг возникает там город… народом
кишат берега,
Флагами веют цветными кругом
корабли…
4 ученик.
Гроб с корабля поднимают, ко храму
несут,
Звон раздаётся, священные гимны
поют…
Крышку открыли… Царь что-то там
говорит…
Вот перед гробом земным поклоны
творят,
Следом все люди идут приложиться к
мощам.
5 ученик.
В гробе ж – князь видит – он сам.
Тихо лампада пред образом Спаса
горит…
Князь неподвижен лежит…
Чудной лицо озарялось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей
рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил:
«Наше солнце зашло»
- Давайте зажжём свечу в память о вечном нашем предке и всех русских воинах, во все века защищавших наше Отечество.
Минута памяти
V Историческая справка
Учитель. О любви к Александру Невскому говорят также факты:
- 26 февраля 1547 года Александр Невский причислен к лику святых.
- В 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника.
- 30 августа (день, когда останки князя были перевезены в Александро-Невскую лавру) Петр I постановил отмечать как день Памяти Александра Невского.
- 21 мая 1725 года Екатерина I учредила Орден Святого Александра Невского.
- В 1924 году учреждён советский Орден Александра Невского…
- В 2008 году по проекту «Имя Россия» победителем стал святой благоверный князь Александр Невский (524.575 человек отдали голоса).
VI Заключительное слово учителя.
Мы вспомнили на нашем уроке Святого благоверного князя Александра Невского, защитника Земли Русской, настоящего русича, одного из тех, о ком писали в летописи «… были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны. Мужественный ум имели, в правде – истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом везде и всегда.