kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Меч и дипломатия Александра Невского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Конспект урока  истории в 10 классе «Меч и дипломатия Александра Невского».

Цель:  Составить портрет Александра Невского, как правителя и  полководца.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского
2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед  А. .Невским.
3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князя, данными историками и современниками.
Развивающие:
1.Формирование умений  использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей.
2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода.
3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками.
4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей.
5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем.
6.Формирование позитивных установок и навыков в общении.
7. Формирование критического мышления.
Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории как науке.
Тип урока:  обобщения и систематизации знаний.
Форма урока:  Урок портрет.
Применяемая  технология - ТРКМЧП
Задание учащимся к  уроку:
Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского ,выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе.
Оборудование урока:
1.Фрагмент  кинофильма. «Александр Невский»
2. Печатные  раздаточные материалы – «Житие Александра Невского».
 Краткая биография.  Историки о деятельности Александра Невского.
3. Презентация «Меч и дипломатия Александра Невского.

Ход урока.

1 фаза- фаза «вызова»

1. слайд  Урок истории -  Вступительное слово учителя:
- В  ЕГЭ  по истории в 2012 году был включен новый тип заданий С6- написание исторического сочинения (портрет исторического деятеля), предполагающее  анализ  деятельности  исторической личности, выпускник сможет выбрать  одного из четырех деятелей различных эпох. Поэтому тема урока является современной и актуальной.
Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей. Хотелось, чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса, основанное на ваших убеждениях, сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой.
2.  слайд – Определите основные  исторические юбилеи 2012года.
- Год российской истории. -700 лет Ледовому побоищу -1242г.
- Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русского князя А. Невского.  Почему я предлагаю  вам обратиться к  имени этого исторического   деятеля?
Предполагаемые  ответы учащихся:
1.Это наиболее крупная   историческая фигура 13 столетия, которые мы изучаем.
2. Он жил и правил в 13 веке (1252-1262гг).
3. Они стоял во главе крупнейшего, со своими особенностями Новгородского княжества периода феодальной раздробленности.
4. Отметил свое правление яркой исторической деятельностью (Невская битва и Ледовое побоище).
5. Стал героями русского летописания и агиографии.
6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказывать  свое мнение  по поводу его  деятельности.
7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский»)
8. Его  биография говорит о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации,  понимающих свою ответственность.
- Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной?
- Демонстрация  фрагмент  к/ф. «Александр Невский». Какова главная  мысль фрагмента?
(Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.)
 Главная мысль фильма «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет».
«Не в силе Бог, а в правде».
-Проблема: «Меч и дипломатия государственного деятеля»
- Формулируется тема урока: «Меч и дипломатия Александра Невского».
- В ходе подготовки к  уроку вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе урока,  разделившись на 3 группы, обобщить известные вам факты и составить вертикальный  ассоциативный кроссворд, который позволит раскрыть портрет Александра Невского.
3-4 слайд  - «Меч  и дипломатия Александра Невского» 1220/21-1263гг.  портрет князя.
5 слайд - Схема составления опорного вертикального ассоциативного кроссворда:
А
Л
Е
К
С
А
Н
Д
Р
Н
Е
В
С
К
И
Й
3
 2 фаза  –  фаза «Осмысление»

Работа учащихся  в  группах  (опора на  краткую биографию князя, дополнительный материал  «историки о деятельности Александра Невского», материал учебника и слайды презентации).
 6-10 слайд -   ключевые  события биографии  князя Александра Невского для работы в группах.

- Представление  итогов работы групп:

1 Группа - Основные события эпохи.
2 Группа - Основные понятия эпохи
3 Группа- Характеристика князя


Слайд 11  Вертикальный кроссворд «Меч Александра Невского»
- Предполагаемые ответы учащихся:

Агрессия духовно-рыцарских орденов
Ледовое побоище (немецкие рыцари)-1242г. Ливонский орден.
Единство православной Руси
Крестоносцы. (Клин). Католицизм.
Суздаль
Апрель 1242г.- битва на льду Чудского озера
Новгородский князь -1236 -1251гг.
Дружина. Доспехи.
Рать. Русь. Русичи.

Невская битва – 1240г. (шведские рыцари).
Епископия русская в Золотой Орде -1261г. (Епархия)
Владимирский князь-1252г. (Вотчина - Переяславль-Залеский).
Сеча.  «Свинья».
Киевский князь. Кольчуга.
Июль  1240г. Ижора.
Й

14слайд. Высказывания современников  об Александре Невском:
Анализ работы групп  с текстом Приложение 2. «Историки о деятельности Александра Невского».
- Предполагаемые  ответы учащихся:

- «Великий князь наш и умный, и кроткий, и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».
-  «Лицом подобен – Иосифу, силой Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».
-  «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»
-  «Зашло солнце земли Суздальской – земли Русской»
15 слайд - Итоговый портрет князя Александра Невского.

Предполагаемые  ответы учащихся:

Агиография «Житие  святого Александра Невского».
Лидер, личный героизм.
Единство  православной Руси
Красноречивый
Смелый. Стратег. «Старейший» - 1252г.
Авторитетный полководец. Администратор.
Находчивый
Дипломат
Решительный воин-рыцарь

Непобедимый.
Единственный
Великий военачальник XIII века
Святой
Канонизирован -1547г
Искусный полководец. (Идеальный правитель).
Й

- 3 фаза- фаза  «Рефлексия» Составление Синквейна
Работа в группах:
Предполагаемые  ответы учащихся:
 Синквейн:
Александр Невский
Великий. Святой.
Победил. Отстоял. Защитил.
Защитник земли русской.
Полководец.

- Оценка работы групп.
 Итог: Урок портрет «Меч и дипломатия Александра Невского» помог создать атмосферу гордости и восхищения полководческим и дипломатическим талантом Александра Невского;
- научил  вести полемику, быть толерантными, признавать множественность подходов к решению исторических  проблем;
- составлять портрет исторического деятеля.
- Александр Невский. Защитник земли Русской. Знаковая фигура Российской истории.
Личность нации. Имя Россия.
Д/З.  § 20, - Ответы на вопросы. Анализ документ-с.137.
Написать эссе « Исторический портрет Александра Невского»  или
мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Меч и дипломатия Александра Невского" »

Конспект урока истории в 10 классе «Меч и дипломатия Александра Невского».


Цель: Составить портрет Александра Невского, как правителя и полководца.

Задачи урока:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные события жизнедеятельности А.Невского
2.Познакомить учащихся с цивилизационной дилеммой, вставшей перед А. .Невским.
3.Познакомить учащихся с оценками деятельности князя, данными историками и современниками.
Развивающие:
1.Формирование умений использовать различные источники информации при оценки исторических деятелей.
2.Формирование умения анализировать факты с точки зрения конкретно исторического подхода.
3.Развитие умений работать с письменными историческими источниками.
4.Формирование умения составлять и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей.
5.Формирование умения участвовать в обсуждении исторических проблем.
6.Формирование позитивных установок и навыков в общении.
7. Формирование критического мышления.
Воспитательные:
1.Воспитание уважения к истории как науке.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок портрет.
Применяемая технология - ТРКМЧП
Задание учащимся к уроку:
Изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии Александра Невского ,выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе.
Оборудование урока:
1.Фрагмент кинофильма. «Александр Невский»
2. Печатные раздаточные материалы – «Житие Александра Невского».

Краткая биография. Историки о деятельности Александра Невского.
3. Презентация «Меч и дипломатия Александра Невского.


Ход урока.


1 фаза- фаза «вызова»


1. слайд Урок истории - Вступительное слово учителя:

- В ЕГЭ по истории в 2012 году был включен новый тип заданий С6- написание исторического сочинения (портрет исторического деятеля), предполагающее анализ деятельности исторической личности, выпускник сможет выбрать одного из четырех деятелей различных эпох. Поэтому тема урока является современной и актуальной.

Сегодняшний наш урок продолжает тему «Русские княжества в период феодальной раздробленности». Изучая русскую историю, мы с вами уже накопили достаточно опыта, чтобы анализировать деятельность отдельных исторических деятелей. Хотелось, чтобы и сегодняшний урок помог вам научиться высказывать собственное мнение, формировать собственное видение исторического процесса, основанное на ваших убеждениях, сформированных в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой.


2.

2. слайд – Определите основные исторические юбилеи 2012года.

- Год российской истории. -700 лет Ледовому побоищу -1242г.

- Тема нашего урока нами еще не сформулирована, хотя в процессе подготовки к нему вы знакомились с биографическими данными, основными направлениями деятельности русского князя А. Невского. Почему я предлагаю вам обратиться к имени этого исторического деятеля?

Предполагаемые ответы учащихся:
1.Это наиболее крупная историческая фигура 13 столетия, которые мы изучаем.
2. Он жил и правил в 13 веке (1252-1262гг).
3. Они стоял во главе крупнейшего, со своими особенностями Новгородского княжества периода феодальной раздробленности.
4. Отметил свое правление яркой исторической деятельностью (Невская битва и Ледовое побоище).
5. Стал героями русского летописания и агиографии.
6. Историки Руси XIII в считали необходимым высказывать свое мнение по поводу его деятельности.
7. В массовом сознании сложилась определенные стереотипы в оценке по деятельности, которые мешают сформировать собственный взгляд на нее. (Демонстрация картины Корина «Александр Невский»)
8. Его биография говорит о раннем формировании личности политиков, имеющих собственное ведение ситуации, понимающих свою ответственность.

- Какие бы вопросы вы предложили обсудить, чтобы картина их жизни и деятельности была наиболее полной, объективной?
- Демонстрация фрагмент к/ф. «Александр Невский». Какова главная мысль фрагмента?

(Учащиеся высказывают различные предложения, которые обобщаются учителем.)
Главная мысль фильма «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет».

«Не в силе Бог, а в правде».

-Проблема: «Меч и дипломатия государственного деятеля»

- Формулируется тема урока: «Меч и дипломатия Александра Невского».

- В ходе подготовки к уроку вы подробно знакомились с их деятельностью. Вам предлагается в ходе урока, разделившись на 3 группы, обобщить известные вам факты и составить вертикальный ассоциативный кроссворд, который позволит раскрыть портрет Александра Невского.

3-4 слайд - «Меч и дипломатия Александра Невского» 1220/21-1263гг. портрет князя.

5 слайд - Схема составления опорного вертикального ассоциативного кроссворда:

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

Н

Е

В

С

К

И

Й

3

2 фазафаза «Осмысление»


Работа учащихся в группах (опора на краткую биографию князя, дополнительный материал «историки о деятельности Александра Невского», материал учебника и слайды презентации).

6-10 слайд - ключевые события биографии князя Александра Невского для работы в группах.


- Представление итогов работы групп:


  1. Группа - Основные события эпохи.

  2. Группа - Основные понятия эпохи

  3. Группа- Характеристика князя



Слайд 11 Вертикальный кроссворд «Меч Александра Невского»

- Предполагаемые ответы учащихся:


Агрессия духовно-рыцарских орденов

Ледовое побоище (немецкие рыцари)-1242г. Ливонский орден.

Единство православной Руси

Крестоносцы. (Клин). Католицизм.

Суздаль

Апрель 1242г.- битва на льду Чудского озера

Новгородский князь -1236 -1251гг.

Дружина. Доспехи.

Рать. Русь. Русичи.


Невская битва – 1240г. (шведские рыцари).

Епископия русская в Золотой Орде -1261г. (Епархия)

Владимирский князь-1252г. (Вотчина - Переяславль-Залеский).

Сеча. «Свинья».

Киевский князь. Кольчуга.

Июль 1240г. Ижора.

Й


14слайд. Высказывания современников об Александре Невском:

Анализ работы групп с текстом Приложение 2. «Историки о деятельности Александра Невского».

- Предполагаемые ответы учащихся:


- «Великий князь наш и умный, и кроткий, и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».

  • «Лицом подобен – Иосифу, силой Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».

  • «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»

- «Зашло солнце земли Суздальской – земли Русской»





4

15 слайд - Итоговый портрет князя Александра Невского.


Предполагаемые ответы учащихся:


Агиография «Житие святого Александра Невского».

Лидер, личный героизм.

Единство православной Руси

Красноречивый

Смелый. Стратег. «Старейший» - 1252г.

Авторитетный полководец. Администратор.

Находчивый

Дипломат

Решительный воин-рыцарь


Непобедимый.

Единственный

Великий военачальник XIII века

Святой

Канонизирован -1547г

Искусный полководец. (Идеальный правитель).

Й




- 3 фаза- фаза «Рефлексия» Составление Синквейна

Работа в группах:

Предполагаемые ответы учащихся:

Синквейн:

Александр Невский

Великий. Святой.

Победил. Отстоял. Защитил.

Защитник земли русской.

Полководец.


- Оценка работы групп.

Итог: Урок портрет «Меч и дипломатия Александра Невского» помог создать атмосферу гордости и восхищения полководческим и дипломатическим талантом Александра Невского;

- научил вести полемику, быть толерантными, признавать множественность подходов к решению исторических проблем;

- составлять портрет исторического деятеля.

- Александр Невский. Защитник земли Русской. Знаковая фигура Российской истории.

Личность нации. Имя Россия.



Д/З. § 20, - Ответы на вопросы. Анализ документ-с.137.

Написать эссе « Исторический портрет Александра Невского» или

мини-сочинение «Моя оценка деятельности Александра Невского».




Александр Невский (1220−1263)

Краткая биография


Александр Ярославич (Невский) — сын князя Ярослава Всеволодовича. Детство Александр провел в основном в Переславле, где княжил его отец, а с 1226 г. был посажен отцом на княжение в Новгороде. Александр много сил потратил на укрепление северо-западных границ Новгородской земли. Были построены укрепления по реке Шелони, на пути возможного нападения на Новгород с запада, выставлены посты у впадения в Финский залив реки Невы. Александр возглавил русские войска, отстоявшие северо−западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими рыцарями.

Александр являлся не только полководцем, но и очень грамотным государственным деятелем. Он вел политику умиротворения с Ордой. Старался не допускать грабительских набегов монголо-татар. В период правления Александра Невского митрополит Кирилл большую часть времени проводил во Владимире, а не в Киеве, что возвышало значение Владимирского княжества.

Умер он 19 ноября 1263 г. в городе Городец Волжский по дороге из Орды. По некоторым предположениям был отравлен в Орде.




































Историки о деятельности Александра Невского.


- « В трудную и мрачную годину бед Александр являлся на севере Руси единственным представителем военной доблести и удачи, и политической мудрости и самоотвержения. Отсюда его слава...»
Сергей Федорович Платонов. Учебник русской истории.
- «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории- от Мономаха до Донского Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и , как видно человеком близким к князю . Великий князь Александр Ярославич , говорит автор сказания , побеждал везде, а сам не был нигде побежден...»
Сергей Михайлович Соловьев. История России с древнейших времен.
- «Став в 1252 году великим князем Владимирским , Александр Невский проявил огромный дипломатический талант. В отношениях с татарами проявил себя осторожным и дальновидным политиком. Избегая открытых столкновений с ними и стремясь обеспечить тыл в борьбе с немцами и шведами, не раз отвращал беду нового татарского нашествия. В сложнейшей международной обстановке Александр Невский старался проводить Политику укрепления великокняжеской власти внутри страны...»
Большая советская энциклопедия. М.1959 .

-«Князю Даниилу удалось возродить могущество своей земли. Он , как отец, сумел утвердиться в Киеве и получить великокняжеский титул. На севере Даниил остановил натиск воинственных литовских племен. Галицко-Волынские войска воевали в Польше, Чехии. Летописец отмечал , что никогда раньше русские воины не заходили так далеко на запад. Папа римский стремился привлечь на свою сторону могущественного князя...»
- « Великим князем Владимирским стал Александр Невский. Славный победитель шведов и тевтонов принял трудное решение: раз сил для сопротивления нет, необходимого всем покориться Орде. Большинство историков считает его единственно возможной: ведь сил для сопротивления у Руси ещё не было , всякая попытка протеста вела к многочисленным жертвам. Неизбежна была покорность Орде. Однако последствия ордынского ига для русских земель были очень тяжелы...»
- Полунов А.Ю. История России: цивилизационный подход.

Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра
(фрагменты)
-Слышал я это от очевидца, рассказывающего: « Видели мы войско Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру Ярославичу». И победили с помощью Божьею, и показали враги спины свои в бегстве , и секли и гнали их воины Александровы, словно мчались по воздуху: и не было тем куда бежать . Здесь же Бог прославил Великого князя Александра Ярославича перед всеми полками, как Иисуса ... а того, кто сказал : « Возьмем руками великого князя Александра Ярославича», - предал Бог в руки князя...» ( О Ледовом побоище)
В то время был некий царь сильный в Восточной Европе, и покорил ему Бог многие
народы от Востока до Запада. Тот царь , прослышав про князя Александра Ярославича,
храброго и славного , послал к нему к нему послов, говоря: « Александр, разве ты не
знаешь , что Бог покорил мне многие народы? Ты один неможешь покориться силе моей,
но если хочешь сохранить землю свою, то немедля приди ко мне и увидишь славу царства
моего». ( Об отношениях с Батыем)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Меч и дипломатия Александра Невского"

Автор: Новоселова Елена Яковлевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Меч и дипломатия Александра Невского" "
    ["seo_title"] => string(42) "miech-i-diplomatiia-alieksandra-nievskogho"
    ["file_id"] => string(6) "115436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411989627"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока по истории "Сыны отечества- защитники земли русской" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-istorii-syny-otiechiestva-zashchitniki-ziemli-russkoi"
    ["file_id"] => string(6) "163215"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422454742"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства