Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающа формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личносные качества,социальные отношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«воображения в музыкальной и общей педагогике »
Воображение _ это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда .
Обладая богатым воображением , человек может «жить» в разное время, что не может позволить себе другое существо в мире. Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности. Оно выступает как необходимая сторона художественной , научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи.
Воображение может находить свое проявление в четырех видах: активном, пассивном, продуктивном и репродуктивном.
Активное воображение – характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Сущность пассивного воображения заключается в том, что его образы возникают спонтанно.
Отличие продуктивного воображения от других в том, что в нем действительно сознательно конструируется человеком, а непросто копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется и осмысливается.
При обращении к репродуктивному воображению – задача воспроизвести реальность в том виде , какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же и выступает в качестве первичной базы для фантазии.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с воображением активным: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, нотном листе или холсте , художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.
Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально – слуховыми представлениями, т.е. умением музыку без ее реального звучания. И.Гофман, известный музыкальный критик , ввел понятие «умственная техника» . Эта техника, пояснял он, предлагает способность составить себе ясное внутреннее представление о пассаже, не прибегая вовсе к помощи пальцев».Раскрывая технологию музыкального исполнительства , как он ее себе представлял, И.Гофман писал: « В наше время воображение вырисовывается звуковая картина . Она действует на соответственные доли мозга , возбуждает их сообразно своей яркости, а затем это возбуждение передается нервным двигательным центрам , занятым в музыкальной работе. Таков путь превращения исполнителем своего музыкального замысла в звуковую реальность».
Особенно большое значение в работе воображения играют зрительные образы. Так. Работая над пьесой Дебюсси « Вечер в Гренаде» Г.Г Нейгауз рисовал учащемуся такую картину : «Сонное царство, никаких страстей , только намек на страсти. Очень тихо и полно, как будто много инструментов играет, ночью, далеко.
Работа воображения может протекать либо по «мыслительному2, либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору , исполнителю. Слушателю необходимо уметь переносится в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в обыденной повседневной жизни.
Задачей подготовительного периода развития музыкального воображения следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя и музыкально-слуховые представления , и двигательные, и зрительные. При этом , на занятиях подготовительного периода весьма важным оказывается включение детей в разнообразные виды художественной деятельности – чтение и сочинение стихов, рисование, лепка, инсценировка песен, различные игры.
Практиками доказан, что интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус учащихся. Поэтому основная задача учителя заключается в создании условий способствующих всестороннему развитию каждого учащегося. Развитию его художественного – образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Психология искусства.-М.,1968.
Гофман И. Фотепианная игра: вопросы и ответы о фортепианной игре.М.,1961
Гржибовская Р. Н. Музыкальное воображение.М.,2001
Дудецкий А.Я. Теоритические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
Петрушин В.И. музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и педагогв.
Психология музыкальной деятельности: теория и практика, под ред.,Г.М. Цыпина М.,2003