kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воображения в музыкальной и общей педагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающа формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личносные качества,социальные отношения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«воображения в музыкальной и общей педагогике »

Воображение _ это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда .

Обладая богатым воображением , человек может «жить» в разное время, что не может позволить себе другое существо в мире. Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности. Оно выступает как необходимая сторона художественной , научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи.

Воображение может находить свое проявление в четырех видах: активном, пассивном, продуктивном и репродуктивном.

Активное воображение – характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Сущность пассивного воображения заключается в том, что его образы возникают спонтанно.

Отличие продуктивного воображения от других в том, что в нем действительно сознательно конструируется человеком, а непросто копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется и осмысливается.

При обращении к репродуктивному воображению – задача воспроизвести реальность в том виде , какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же и выступает в качестве первичной базы для фантазии.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с воображением активным: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, нотном листе или холсте , художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально – слуховыми представлениями, т.е. умением музыку без ее реального звучания. И.Гофман, известный музыкальный критик , ввел понятие «умственная техника» . Эта техника, пояснял он, предлагает способность составить себе ясное внутреннее представление о пассаже, не прибегая вовсе к помощи пальцев».Раскрывая технологию музыкального исполнительства , как он ее себе представлял, И.Гофман писал: « В наше время воображение вырисовывается звуковая картина . Она действует на соответственные доли мозга , возбуждает их сообразно своей яркости, а затем это возбуждение передается нервным двигательным центрам , занятым в музыкальной работе. Таков путь превращения исполнителем своего музыкального замысла в звуковую реальность».

Особенно большое значение в работе воображения играют зрительные образы. Так. Работая над пьесой Дебюсси « Вечер в Гренаде» Г.Г Нейгауз рисовал учащемуся такую картину : «Сонное царство, никаких страстей , только намек на страсти. Очень тихо и полно, как будто много инструментов играет, ночью, далеко.

Работа воображения может протекать либо по «мыслительному2, либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору , исполнителю. Слушателю необходимо уметь переносится в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в обыденной повседневной жизни.

Задачей подготовительного периода развития музыкального воображения следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя и музыкально-слуховые представления , и двигательные, и зрительные. При этом , на занятиях подготовительного периода весьма важным оказывается включение детей в разнообразные виды художественной деятельности – чтение и сочинение стихов, рисование, лепка, инсценировка песен, различные игры.

Практиками доказан, что интерес к занятиям поднимает эмоциональный тонус учащихся. Поэтому основная задача учителя заключается в создании условий способствующих всестороннему развитию каждого учащегося. Развитию его художественного – образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов.















ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Психология искусства.-М.,1968.

Гофман И. Фотепианная игра: вопросы и ответы о фортепианной игре.М.,1961

Гржибовская Р. Н. Музыкальное воображение.М.,2001

Дудецкий А.Я. Теоритические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

Петрушин В.И. музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и педагогв.

Психология музыкальной деятельности: теория и практика, под ред.,Г.М. Цыпина М.,2003




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
воображения в музыкальной и общей педагогике

Автор: Тё Алёна Васильевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Здоровьесберегающая педагогика:формы и методы"
    ["seo_title"] => string(58) "zdorov-iesbierieghaiushchaia-piedaghoghika-formy-i-mietody"
    ["file_id"] => string(6) "253195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447530782"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по музыке для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "273173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452165191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства