kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Г.С.Сарсекеева

«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»

Аннотация. Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делают вместе со взрослым. Эта взаимосвязь осуществляется через материалы и образцы с которыми имеет дело ребенок. Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами.  При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Ключевые слова: воображения, механизм воображения, формирование личности ребенка, произвольное воображение, агрессивные импульсы.

 

G. Sarsekeyeva

"The development of the imagination of older preschoolers in the process of joint productive activities with parents"

Abstract. The independent productive activity of older preschoolers is considered in two components of the educational process: as a joint partner activity of an adult with children and as their independent free activity. Much of what preschoolers do in a free situation is a reproduction, continuation and creative development of what they do with an adult. This relationship is carried out through the materials and samples with which the child deals. Productive activity is largely related to the story game and carries elements of practical experimentation with materials. At the same time, in the arsenal of older preschool children there are various types of productive activities: work on ready-made samples and graphic schemes and work with unfinished products and verbal descriptions.

Keywords: imagination, the mechanism of imagination, the formation of the child's personality, arbitrary imagination, aggressive impulses.

Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках современной аналитической философии. Крайнюю точку зрения на воображение высказал Г. Райл, согласно которому воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению же обыкновенно относят разнообразные и зачастую разнородные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Весьма оживленно обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании: Согласно одной точке зрения, содержание подобных образов может быть адекватно представлено и описано синтаксически, а посему указанные образы не имеют решающего значения для мышления. Согласно же противоположной точке зрения -picture theory of imagery,  воображаемое невозможно свести к описанию в общих терминах, поскольку в содержании воображаемого неизбежно присутствует пространственная компонента, т. е. наглядно представляемое содержание, обладающее автономностью. “Критика чистого воображения”, выяснение его природы и предмета (в онтологии), а также содержания и границ в отношении к различным познавательным способностям (в гносеологии) по-прежнему остается важной задачей философии.

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур Ж. Пиаже, З. Фрейд. При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками развитие интеллекта или развитие личности ребенка.

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида К. Коффка, Р. Арнхейм. К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода Т. Рибо, А. Бэн объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта ассоциации, накопление полезных привычек.

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др., а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

С.Л. Рубинштейн и другие исследователи посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно. Особое значение для детского развития имеет организация взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.

Воображение принадлежит к числу высших психических функций и отчетливо проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Данный познавательный психический процесс имеет важное значение для осуществления и организации жизнедеятельности, реализации творческого потенциала человека, как в профессиональной среде, так и в вопросах личностного характера.

Дошкольное детство – период интенсивного развития воображения. В данном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Дети дошкольного возраста осваивают приемы и средства создания образов, воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. К концу дошкольного возраста уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Экспериментально доказано, что для развития данного познавательного психического процесса необходимы определенные условия. Нами изучены методы развития воображения детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений.

Систематическое, правильно организованное сочетание и использование этих методов в образовательно – воспитательном процессе дошкольных учреждений обеспечивает положительную динамику развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

 

Библиографический список:

Один автор

1. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.

2. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.-367с.

3. Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24­-27.

4. Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2.// под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.-345с.

5. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.

6. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.

7. Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.

8. Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.

9. Куликанова Е.В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста//Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 106-108.

Два-три автора

10. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения в дошкольном возрасте//Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 3. С. 70-75.

11. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.

12. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.

 

1. Ф.И.О. –Сарсекеева Галия Сапаровна

2. Место работы - Казахстан г.Астана, ул. Кенен Азербаева 47

 индекс-010000

3. Должность - Методист я/с «Еркем-ай»

4. Ученая степень- магистрант ПГГПУ, г. Пермь

5. Ученое звание – педагог-эксперт

 

1. Full name – Sarsekeyeva Galiya

2. Place of work - Kazakhstan Astana, st. Kenen Azerbayeva 47

 index-010000

3. Position- "Yerkem-ai’s " methodist

4. Academic degree- graduate student of PSGPU, Perm

5. Academic title- teacher-expert

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»»

УДК 000

Г.С.Сарсекеева

«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»

Аннотация. Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делают вместе со взрослым. Эта взаимосвязь осуществляется через материалы и образцы с которыми имеет дело ребенок. Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами.  При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Ключевые слова: воображения, механизм воображения, формирование личности ребенка, произвольное воображение, агрессивные импульсы.


UDC 000

G. Sarsekeyeva

"The development of the imagination of older preschoolers in the process of joint productive activities with parents"

Abstract. The independent productive activity of older preschoolers is considered in two components of the educational process: as a joint partner activity of an adult with children and as their independent free activity. Much of what preschoolers do in a free situation is a reproduction, continuation and creative development of what they do with an adult. This relationship is carried out through the materials and samples with which the child deals. Productive activity is largely related to the story game and carries elements of practical experimentation with materials. At the same time, in the arsenal of older preschool children there are various types of productive activities: work on ready-made samples and graphic schemes and work with unfinished products and verbal descriptions.

Keywords: imagination, the mechanism of imagination, the formation of the child's personality, arbitrary imagination, aggressive impulses.

Понятие воображения существенно для теории познания, развиваемой в рамках современной аналитической философии. Крайнюю точку зрения на воображение высказал Г. Райл, согласно которому воображение как единая и отдельная познавательная способность есть только фикция, к воображению же обыкновенно относят разнообразные и зачастую разнородные ментальные процессы, связанные с представлением, воплощением характера, лицедейством, притворством и т. д. Весьма оживленно обсуждается вопрос о роли образов воображения как наглядных представлений в познании: Согласно одной точке зрения, содержание подобных образов может быть адекватно представлено и описано синтаксически, а посему указанные образы не имеют решающего значения для мышления. Согласно же противоположной точке зрения -picture theory of imagery,  воображаемое невозможно свести к описанию в общих терминах, поскольку в содержании воображаемого неизбежно присутствует пространственная компонента, т. е. наглядно представляемое содержание, обладающее автономностью. “Критика чистого воображения”, выяснение его природы и предмета (в онтологии), а также содержания и границ в отношении к различным познавательным способностям (в гносеологии) по-прежнему остается важной задачей философии.

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур Ж. Пиаже, З. Фрейд. При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками развитие интеллекта или развитие личности ребенка.

Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида К. Коффка, Р. Арнхейм. К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.

Представители третьего подхода Т. Рибо, А. Бэн объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта ассоциации, накопление полезных привычек.

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др., а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися "творческими": конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

С.Л. Рубинштейн и другие исследователи посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Однако проблема индивидуальных особенностей развития воображения ими практически не рассматривалась.

Наш подход к данной проблеме основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В. Запорожца и др., в которых было показано, что освоение детьми разнообразных средств приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно. Особое значение для детского развития имеет организация взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.

Воображение принадлежит к числу высших психических функций и отчетливо проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Данный познавательный психический процесс имеет важное значение для осуществления и организации жизнедеятельности, реализации творческого потенциала человека, как в профессиональной среде, так и в вопросах личностного характера.

Дошкольное детство – период интенсивного развития воображения. В данном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Дети дошкольного возраста осваивают приемы и средства создания образов, воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. К концу дошкольного возраста уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Экспериментально доказано, что для развития данного познавательного психического процесса необходимы определенные условия. Нами изучены методы развития воображения детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений.

Систематическое, правильно организованное сочетание и использование этих методов в образовательно – воспитательном процессе дошкольных учреждений обеспечивает положительную динамику развития воображения детей старшего дошкольного возраста.


Библиографический список:

Один автор

1. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.

2. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.-367с.

3. Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24­-27.

4. Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2.// под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.-345с.

5. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.

6. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.

7. Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.

8. Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.

9. Куликанова Е.В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста//Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 106-108.

Два-три автора

10. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения в дошкольном возрасте//Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 3. С. 70-75.

11. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.

12. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.


1. Ф.И.О. –Сарсекеева Галия Сапаровна

2. Место работы - Казахстан г.Астана, ул. Кенен Азербаева 47

индекс-010000

3. Должность - Методист я/с «Еркем-ай»

4. Ученая степень- магистрант ПГГПУ, г. Пермь

5. Ученое звание – педагог-эксперт


1. Full name – Sarsekeyeva Galiya

2. Place of work - Kazakhstan Astana, st. Kenen Azerbayeva 47

index-010000

3. Position- "Yerkem-ai’s " methodist

4. Academic degree- graduate student of PSGPU, Perm

5. Academic title- teacher-expert





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сарсекеева Галия Сапаровна

Дата: 19.04.2023

Номер свидетельства: 629890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "«Развитие игровой деятельности средствами макетирования» "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-ighrovoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-makietirovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "169883"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423482038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей старших дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(115) "statianietraditsionnyietiekhnikirisovaniiakaksriedstvoformirovaniiatvorchieskikhsposobnostieistarshikhdoshkolnikov1"
    ["file_id"] => string(6) "338722"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470483013"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект " Книжка малышка""
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt_knizhka_malyshka"
    ["file_id"] => string(6) "420720"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496753417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Добрые сказки- умные дети""
    ["seo_title"] => string(31) "proiektdobryieskazkiumnyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "302412"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457166005"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства