Просмотр содержимого документа
«Урок музыки, как школьный предмет и урок искусства.»
«Урок музыки, как школьный предмет и урок искусства»
Музыка – один из видов искусства. Искусство – одна из форм общественного сознания. Оно отражает, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства общественного человека. Передача в искусстве, например, картин природы обращена к чувствам и мыслям человека. Искусство по самой своей природе призвано непосредственно, обращаться к широким кругам людей. Искусство в тоже время воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства. Роль искусства весьма значительна в истории человечества.
Музыка – искусство звуковое и временное. Она не может столь же непосредственно, как живопись или скульптура, отражать, изображать конкретные предметы или описывать явления и предметы действительности, так как это может делать литература.
Но зато музыка способна более непосредственно богато и разнообразно передавать переживания человека, движения его чувств, их смены. Музыка способна раскрывать общий характер явлений действительности – грандиозность или хрупкость, величавое спокойствие или напряженный динамизм. Все это определяет большое познавательное значение музыки, ее способность воплощать широкий мир не только чувств, но и мыслей, идей.
Задачи музыкального воспитания определяют и содержание, и форму занятий. Уроки музыки проводятся в разной форме. Современная педагогика подчеркивает, что структура урока не может быть стандартной. Учитель музыки не должен стремиться строить уроки по образцу других предметов, это приведет к снижению эмоциональности занятий.
Урок музыки имеет свои особенности и в тоже время имеет сходство со всеми другими уроками.
Сходство состоит:
1.Все предметы объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности гармоничной личности. Школа не готовит специалиста-музыканта, как не готовит специалиста-физика, химика и т.д.
2.В основе любого школьного урока лежат психолого-педагогические закономерности. Учитываются возрастные особенности школьников.
3.Преподавание в школе строится на основных обще-дидактических принципах – системность, доступность, наглядность и т.д.
4.Музыку объединяет с другими предметами и форма организации урока.
5.При наличии разных форм работы, урок должен быть целостным. Обязательно включаются разные виды деятельности.
6.Общие и основные методы обучения – показ-объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций.
Отличие урока музыки от других предметов.
1.Определяет любую форму, как урока в целом, так и проведение его отдельных элементов.
2.Музыка воздействует на человека комплексно.
3.Обязательно единство эмоционального и сознательного. Каждый элемент урока должен взывать активное, заинтересованное отношение детей.
4.Непременное единство не только эмоционального и сознательного, но и художественного и технического. Музыкальный урок, как урок искусства, требует, чтобы все его компоненты были художественными.
4.Преимущественно коллективная форма работы, слушают и исполняют музыку одновременно.
Из перечисленного выше следует вывод, что урок имеет черты, сближающие его с другими видами урока, но должен сохранять свое своеобразие.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения, переживания.
Цель музыкально-эстетического развития – сформировать художественную культуру учащихся и оптимизировать созидательные качества личности.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность.
Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Отображая окружающую действительность, композитор, художник и писатель мыслят образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла, т.е. между музыкой, изобразительным искусством и литературой.
Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Таким образом, искусство, постигаемое во всем многообразии его видов, содержит в себе программу духовного развития человека.
Стержневым видом искусства является музыка. Это обусловлено рядом причин.
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась, как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: «Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский).
Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегрированностью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительного, литературного), создавать иллюзию драматического движения и тем, как бы сближать, объединять разные виды искусства.
Цели уроков заключаются в следующем:
1.Всестороннее развитие личности и формирование эстетической культуры.
2.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека.
3.Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний.
4.Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального и инструментального музицирования.
Каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства( литературы, музыки, живописи) и ассоциативного сопоставления художественного материала. Во-первых, сравнительное рассмотрение различных произведений искусства углубляет прочувствование каждой отдельной темы.
Так, например, детям легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринимать радость, если она оттенена грустью, и т.д.
В построении урока необходима гибкость и творческий подход, поэтому строить его по трафарету нельзя.
В основе музыкальных уроков лежит восприятие и слушание музыки. Необходимо постараться научить детей слушать и слышать музыку, чтобы они поняли, что музыка тем и отличается, например, от картины, что в ней каждое мгновение что-то происходит. Очень важно воспитать в детях непрерывность внимания и умение дослушать произведение до конца.
Глубоко чувствовать и ясно мыслить с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать других людей, познать сущность бытия, обогатить свой духовный мир.
«Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным».