Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»
Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»
Доклад для общешкольного родительского собрания на тему:
«Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»
Очень часто можно встретиться с пренебрежительным отношением к рисованию как учебному предмету.
Среди предметов учебного плана, такие предметы как музыка, ИЗО, технология, занимают не самое почетное место. Математика, биология, русский язык, история – вот серьезные предметы, необходимые для поступления в ВУЗы, к ним стоит относиться серьезно.
Существует и такое мнение, что умение рисовать дается не каждому и обучающиеся не собираются становиться художниками, что им нужно
Сегодня я хочу выступить в поддержку своего предмета, поэтому тема моего выступления звучит так:
Изобразительное искусство как средство развития личности учащихся.
Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе преследует, прежде всего, общеобразовательные цели. Школа не готовит художников, как и не готовит математиков, химиков, писателей, музыкантов. Это задача специальных учебных заведений. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все они вместе должны содействовать развитию обучающихся.
Уроки изобразительного искусства обладают большими возможностями для развития личности обучающегося.
На уроках ИЗО широко осуществляются межпредметные связи (литература, музыка, биология, история, математика, геометрия, география и др.)
Как бы ни была мала задача, поставленная перед ребенком на уроке, ее решение невозможно без значительной активизации умственной деятельности. Изобразительная деятельность подразумевает познание и отражение предметов и явлений окружающего мира. Изображение невозможно без четких представлений о предметах и явлениях.
Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом.
Н: Нарисуйте колокольчик, птицу. Мы их видели много раз, но при изображении испытываем затруднения.
Ребенок изучает форму предмета, его строение, пропорции, расположение в пространстве, цвет и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному восприятию.
Полноценное восприятие подразумевает: целенаправленное наблюдение, умение сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по определенным признакам (форма, фактура). Развитие наблюдательности дело сложное, но важное. В системе органов чувств на долю зрения приходится 90% всей получаемой извне информации.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности анализировать и синтезировать полученные зрительные впечатления.
Таким образом, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных действий как, анализ, синтез, сравнение, уподобления, установления сходства и различия предметов обобщение. Их включение в процесс восприятия и изображения способствует интеллектуальному развитию.
Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления.
На основе представлений развивается образное мышление и воображение. Развиваются также внимание, память.
Дети получают знания о различных изобразительных материалах, об их выразительных возможностях, о способах работы с ними. Они усваивают ряд понятий изобразительного, знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства.
В процессе создания изображения происходит развитие речи учащихся. Это расширяет словарный запас, развивает связную речь, правильное произношение, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Это также связано с умственным развитием детей. Речь помогает более глубокому осмыслению процесса изображения, пониманию его смысла, пониманию того, как достигнуть более высокого результата.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство развития эстетических чувств. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве) способствуют развитию чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. На уроках ИЗО понятие «красивое» наполнятся конкретным содержанием. Например, нежно раскрашенная головка цветка, изящный плавно изогнутый стебель, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому (подбор слов для эстетической оценки – развитие речи).
Человек, который понимает красоту, может ее создавать, стремится жить по законам красоты, умеет ценить созданное другими.
Изобразительная деятельность дает простор для развития нравственных чувств: сопереживание, сострадание, любовь к родине, к родителям, Например, в 4 классе тема четверти. «Вечные темы в искусстве»: «Материнство», «Детство», «Сопереживание», «Старость».
Искусство – отражение духовных ценностей людей. В процессе создания и восприятия художественных образов в процессе решения творческих задач ребенок открывает в себе и в других людях (авторах художественных произведений) – мысли и чувства, отражающие отношение к природе, обществу, поиску истины. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта. Примеров из окружающей действительности. У детей эстетическая оценка часто переплетается с нравственной.
Искусство несет в себе информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, идеалах, эталонах добра и красоты (связь с историей). В 7 классе – в теме «Изображение человека в искусстве» рассматривается отражение в изобразительном искусстве идеала эпохи).
Во время восприятия произведений искусства, в процессе изображения, при оценке результатов деятельности происходит развитие эмоциональной сферы: чувства радости, удивления, восхищения, отвращения и т. п. Формируется культура проявления чувств.
Часто изобразительную деятельность используют в своей практике психологи. По рисункам можно узнать эмоциональное состояние ребенка, его место в семье и коллективе. Рисование используют для психологической разрядки детей. В дошкольном и даже младшем школьном возрасте рисование – это естественная возрастная потребность детей, способ выражения своих чувств, мыслей (так как не хватает словарного запаса).
Существует мнение, что изобразительная деятельность - это забава, игра. Однако без применения трудового усилия изображение создать невозможно (подготовка и уборка рабочего места). Воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
В процессе рисования развивается межличностное общение. Умение объединятся для общего дела, договариваться, согласовывать свои действия, доброжелательно относится к товарищам, помогать друг другу, отстаивать свое мнение, считаться с интересами других.
Развитие моторики (подготовка к письму, формообразующие движения). Ее связь с мыслительной деятельностью.
Приобретение опыта творческой деятельности. Радость от творческой деятельности.
Таким образом, мы видим, что в процессе рисования развиваются все психические процессы, осуществляется эстетическое, нравственное, трудовое воспитание ребенка, что способствует общему развитию личности. Конечно, все это происходит не само по себе, не стихийно, а при непосредственном участии педагога, который ставит перед детьми задачи и организует условия, предполагающие развитие определенных личностных качеств.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства является важным предметом в системе школьного обучения и воспитания и развития личности. Многие педагоги и мыслители подчеркивали большое значение рисования в воспитании и развитии детей. Знания и умения, полученные детьми на уроках ИЗО, помогают ребенку в освоении других предметов. Кроме того, в наши дни освоение основ изобразительной грамоты имеет важное значение, так как большое распространение получила профессия дизайнера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»»
Доклад для общешкольного родительского собрания на тему:
«Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»
Подготовила: Васько Светлана Викторовна – учитель ИЗО 1 категории
ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение Салтановская средняя общеобразовательная школа Навлинского района Брянской области
Очень часто можно встретиться с пренебрежительным отношением к рисованию как учебному предмету.
Среди предметов учебного плана, такие предметы как музыка, ИЗО, технология, занимают не самое почетное место. Математика, биология, русский язык, история – вот серьезные предметы, необходимые для поступления в ВУЗы, к ним стоит относиться серьезно.
Существует и такое мнение, что умение рисовать дается не каждому и обучающиеся не собираются становиться художниками, что им нужно
Сегодня я хочу выступить в поддержку своего предмета, поэтому тема моего выступления звучит так:
Изобразительное искусство как средство развития личности учащихся.
Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе преследует, прежде всего, общеобразовательные цели. Школа не готовит художников, как и не готовит математиков, химиков, писателей, музыкантов. Это задача специальных учебных заведений. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все они вместе должны содействовать развитию обучающихся.
Уроки изобразительного искусства обладают большими возможностями для развития личности обучающегося.
На уроках ИЗО широко осуществляются межпредметные связи (литература, музыка, биология, история, математика, геометрия, география и др.)
Как бы ни была мала задача, поставленная перед ребенком на уроке, ее решение невозможно без значительной активизации умственной деятельности. Изобразительная деятельность подразумевает познание и отражение предметов и явлений окружающего мира. Изображение невозможно без четких представлений о предметах и явлениях.
Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только мимолетным взглядом.
Н: Нарисуйте колокольчик, птицу. Мы их видели много раз, но при изображении испытываем затруднения.
Ребенок изучает форму предмета, его строение, пропорции, расположение в пространстве, цвет и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному восприятию.
Полноценное восприятие подразумевает: целенаправленное наблюдение, умение сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по определенным признакам (форма, фактура). Развитие наблюдательности дело сложное, но важное. В системе органов чувств на долю зрения приходится 90% всей получаемой извне информации.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности анализировать и синтезировать полученные зрительные впечатления.
Таким образом, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных действий как, анализ, синтез, сравнение, уподобления, установления сходства и различия предметов обобщение. Их включение в процесс восприятия и изображения способствует интеллектуальному развитию.
Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления.
На основе представлений развивается образное мышление и воображение. Развиваются также внимание, память.
Дети получают знания о различных изобразительных материалах, об их выразительных возможностях, о способах работы с ними. Они усваивают ряд понятий изобразительного, знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства.
В процессе создания изображения происходит развитие речи учащихся.Это расширяет словарный запас, развивает связную речь, правильное произношение, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Это также связано с умственным развитием детей. Речь помогает более глубокому осмыслению процесса изображения, пониманию его смысла, пониманию того, как достигнуть более высокого результата.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство развития эстетических чувств. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве) способствуют развитию чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. На уроках ИЗО понятие «красивое» наполнятся конкретным содержанием. Например, нежно раскрашенная головка цветка, изящный плавно изогнутый стебель, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому (подбор слов для эстетической оценки – развитие речи).
Человек, который понимает красоту, может ее создавать, стремится жить по законам красоты, умеет ценить созданное другими.
Изобразительная деятельность дает простор для развития нравственных чувств: сопереживание, сострадание, любовь к родине, к родителям, Например, в 4 классе тема четверти. «Вечные темы в искусстве»: «Материнство», «Детство», «Сопереживание», «Старость».
Искусство – отражение духовных ценностей людей. В процессе создания и восприятия художественных образов в процессе решения творческих задач ребенок открывает в себе и в других людях (авторах художественных произведений) – мысли и чувства, отражающие отношение к природе, обществу, поиску истины. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта. Примеров из окружающей действительности. У детей эстетическая оценка часто переплетается с нравственной.
Искусство несет в себе информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, идеалах, эталонах добра и красоты (связь с историей). В 7 классе – в теме «Изображение человека в искусстве» рассматривается отражение в изобразительном искусстве идеала эпохи).
Во время восприятия произведений искусства, в процессе изображения, при оценке результатов деятельности происходит развитие эмоциональной сферы: чувства радости, удивления, восхищения, отвращения и т. п. Формируется культура проявления чувств.
Часто изобразительную деятельность используют в своей практике психологи. По рисункам можно узнать эмоциональное состояние ребенка, его место в семье и коллективе. Рисование используют для психологической разрядки детей. В дошкольном и даже младшем школьном возрасте рисование – это естественная возрастная потребность детей, способ выражения своих чувств, мыслей (так как не хватает словарного запаса).
Существует мнение, что изобразительная деятельность - это забава, игра. Однако без применения трудового усилия изображение создать невозможно (подготовка и уборка рабочего места). Воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
В процессе рисования развивается межличностное общение. Умение объединятся для общего дела, договариваться, согласовывать свои действия, доброжелательно относится к товарищам, помогать друг другу, отстаивать свое мнение, считаться с интересами других.
Развитие моторики (подготовка к письму, формообразующие движения). Ее связь с мыслительной деятельностью.
Приобретение опыта творческой деятельности. Радость от творческой деятельности.
Таким образом, мы видим, что в процессе рисования развиваются все психические процессы, осуществляется эстетическое, нравственное, трудовое воспитание ребенка, что способствует общему развитию личности. Конечно, все это происходит не само по себе, не стихийно, а при непосредственном участии педагога, который ставит перед детьми задачи и организует условия, предполагающие развитие определенных личностных качеств.
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства является важным предметом в системе школьного обучения и воспитания и развития личности. Многие педагоги и мыслители подчеркивали большое значение рисования в воспитании и развитии детей. Знания и умения, полученные детьми на уроках ИЗО, помогают ребенку в освоении других предметов. Кроме того, в наши дни освоение основ изобразительной грамоты имеет важное значение, так как большое распространение получила профессия дизайнера.