kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три вида минора

Нажмите, чтобы узнать подробности

методический доклад "Три вида минора "

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Три вида минора»

Атырауский музыкальный колледж

«Академия народной музыки им. Д. Нурпеисовой»















ТРИ ВИДА МИНОРА

В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО







Подготовила преподаватель

МТД: Туякалиева С.Б.

















ВВЕДЕНИЕ

В процессе воспитания музыканта любой специальности очень важно научить его правильно читать ноты, не только чисто интонируя при этом отдельные звуки, но и умея связать их в одно выразительное музыкальное целое. В итоге длительных исканий наиболее эффективного пути развития интонационного слуха и возникла настоящая работа. Практическая деятельность сопровождается изучением различных систем преподавания сольфеджио, а также внимательным наблюдением над приемами обучения пианистов, струнников, духовиков и других музыкальных профессий.

Фортепиано бесспорно оказало и оказывает огромное влияние на развитие музыкальной культуры. Но слишком большая опора на фортепиано при занятиях сольфеджио лишает обучающихся самостоятельности, притупляет активное восприятие выразительности интонации.

Одна из важнейших задач сольфеджио – научить чисто петь с листа. Однако нужно решать и другие задачи, чтобы развитие музыкального слуха было всесторонним и полным. Необходимо прежде всего воспитать активные слуховые представления. Научить слушать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога – музыканта. Отсюда вытекает основное требование: всестороннее развитие слуха, развитие общей музыкальности, кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы. Главное внимание в сольфеджио уделяется изучению связей звуков, мелодии, развитию способности воспринимать, заполнять и воспроизводить мелодию.







ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА

Натуральный минор – лад, широко распространенный в народных песнях; особенно характерен он для русской, белорусской и украинской музыки. В этом ладу отсутствует полутоновая связь седьмой ступени с первой, поэтому тоника недостаточно опорна и легко переходит на седьмую ступень, которая как бы оспаривает таким образом все время тоничность первой ступени.

Западноевропейская музыкальная практика культивировала тоничность, подчеркнутую вводностью. Поэтому и в миноре стали использовать полутоновый ход к тонике (вводный звук). Для этого пришлось повысить седьмую ступень на хроматический полутон, что создало большую терцию на доминанте (как в мажоре) и привело к изменению гармонии. Такой лад стали называть гармоническим:

Упражнение Схема D Упражнение

VII


Ход на увеличенную секунду, образовавшийся между шестой и седьмой ступенями, не употребляется в западноевпропейской мелодике как противоречащий установленным нормам, неудобный в интонационном отношении и немелодичный. Чтобы сгладить этот разрыв, стали применять повышенную на полутон шестую ступень, по примеру повышенной седьмой ступени. Так образовался мелодический минор. Все изменения, коснувшиеся верхнего тетрахорда минора, создали большое разнообразие мелодического заполнения тонической кварты от пятой ступени к первой. В музыке второй половины XIXи XX веков все виды лада применяются как в движении вверх, так и вниз; объединение всех трех видов минора образует девятиступенный лад – так называемый полный минор:



натуральн. гармоническ. мелодическ. полный

V I V I V I V I


Верхний тетрахорд лада стал хроматизированным – еще одна новая интонация, которая привлекла внимание не одного композитора своей красочностью и яркой выразительностью. Слух должен освоить все эти столь различные движения тонов и полутонов, оттачивая новые, требуюшие тонкой шлифовки интонации. Но и в нижнем тетрахорде минорного лада много интонаций, которые создают типичное звучание минора.


ВАЖНЕЙШИЕ ИНТОНАЦИИ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА

Основой минорного лада служит малая терция на первой ступени; малые терции на других ступенях как бы сгущают минорность звучания. В гармоническом миноре три малые секунды (три полутоновых отношения), которые в связи одна с другой очень характерны для минора:

м.2 Схема м.3 Схема

V II VII VII I II IV


Упражнение


В гармоническом миноре больше малых секунд и больше тритонов, чем в натуральном мажоре; они создают предельную напряженность:

Cхема Упражнение

VII II IV VI




Двухголосное упражнение


Если раздвинуть полутоновыми ходами тоническую квинту, мы столкнемся с новой интонацией – уменьшенной септимой, требующей возвращения снова в тонику. Наконец, терцовый тон тонического трезвучия, сопряженный с вводным звуком, создает уменьшенную кварту – интонацию, столь характерную для романсового творчества русских композиторов (особенно Рахманинова):


Схема Упражнение

Схема Упражнение


Гармонический минор богат многообразными интонациями, неизвестными в натуральном мажоре; а обилие тритоновых отношений активизирует лад, делает его остро динамичным; своеобразие и красочность интонаций минора вызвали широкое распространенение этого лада.

Интонации гармонического минора следует подготовить рядом упражнений и глубоко освоить, они должны приобрести такую точность, которая бы действительно обеспечила художественную убедительность их звучания. Основой всех интонаций (даже самых сложных) в гармоническом миноре, как и в мажоре, всегда остается тоническое трезвучие; поэтому, если оно настроено уверенно и точно, то все остальное покажется простым и доступным.

Чтобы усвоить на слух и интонационно виды минора, необходимо петь верхние тетрахорды трех видов минора:



V I V I V I

Активно интонировать VII ступень как натуральную так и повышенную, а так же VI натуральную и повышенную. Необходимо петь отдельные ступени в миноре трех видов и секвенции.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. Например по количеству голосов: одноголосные и двухголосные. По методическому принципу их можно разделить следующим образом: без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Все упражнения прорабатываются параллельно.

Формы исполнения упражнений могут быть самыми разнообразными: это может быть пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя с закрытым ртом и можно с текстом. Ритм при пении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены, возможно варьирование ритма и темпа. Но вначале лучше брать несложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации:


В процессе пения упражнений следует менять темп и щтрихи (legato, staccatto), что создает дополнительные технические трудности и способствует лучшему усвоению.

Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

В развитии интонационного слуха особенно большое значение имеет воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования. В самом деле, если учащийся не представляет себе, как будет звучать написанный ряд звуков, то он не может и проверить правильность звучания. Поэтому в занятиях по сольфеджио умение слушать, узнавать и оценивать слышимое должно занимать большое место наряду с пением. Особое значение в процессе развития


интонационного слуха приобретает пение, и работа над певческими навыками является одной из главных задач педагога. Если движения голосового аппарата выпадут из-под контроля слуха, пение будет фальшивым, развитие слуха затормозится. На начальном этапе развития интонационного слуха большое значение приобретает изучения интервалов, этих мельчайших самостоятельных элементов музыкального языка.


Этот сложный процесс требует определенного уровня развития музыкального слуха и мышления. Основная причина отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкальных представлений.

Рассматривая закономерности интонирования интервалов минора в первую группу надо поставить все малые интервалы – с тенденцией к понижению верхнего звука (вершины). Во вторую входят все большие интервалы с тенденцией к повышению верхнего звука (вершины). Третья группа состоит из чистых интервалов, требующих полной устойчивости обоих звуков. Четвертая группа включает в себя увеличенные и уменьшенные интервалы, требующие двухстороннего расширения и суживания.

Необходимо тесно связывать интонации с основными ладовыми закономерностями, с понятием устойчивости и неустойчивости звуков, тоники минора. Сознательность в обучении пению, в развитии слуха должна быть основана на слуховом представлении соотношения звуков, интервалов в данной тональности. Развитие тонального чувства идет достаточно медленно, но зато, раз установившись, оно становится одним из главных приобретений для обучения пению.

В качестве учебного материала используются народные и современные массовые песни, а также образцы из классической музыкальной литературы. Большое


внимание надо уделять развитию музыкальной памяти, осмысленному и выразительному пению. На уроках сольфеджиозакрепляется ладовый принцип развития слуха, шире используется воспитание гармонического слуха.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор приемов, которыми пользуетсяпреподаватель на уроках сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют преподавателей эксперементировать, совершенствовать педагогический процесс.

В настоящее время на уроках используется четыре основных вида работы: интонационные упражнения, анализ на слух, чтение с листа, запись диктанта. Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

В течение всего урока педагог должен неустанно следить за качеством пения, что бы ни пели учащиеся: упражнения, гаммы или примеры для чтения с листа. Правильное пение всегда красиво, поэтому важно воспитать вокальный вкус учащихся, научить их слышать, оценивать качество пения, замечать недостатки. Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио, должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

Основные требования, которые можно предъявить к качеству пения на уроках сольфеджио, следующие: 1) пение legato, распевно, а не «точечным» звуком; 2) свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в текстеуказаниям; 3) пение легким звуком с динамикой от piano доmezzoforte; 4) четкое, ясное произнесение названий нот или текста; для достижения этого нужно выработать активную артикуляцию и специально работать над дикцией.







































2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Три вида минора

Автор: Туякалиева Сауде Биболатовна

Дата: 02.12.2017

Номер свидетельства: 441816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Три вида минора. Четверть с точкой и восьмая"
    ["seo_title"] => string(47) "tri_vida_minora_chietviert_s_tochkoi_i_vos_maia"
    ["file_id"] => string(6) "383801"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485362086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) ""Краски музыки" конспект урока"
    ["seo_title"] => string(26) "kraskimuzykikonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "278355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453056697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»». "
    ["seo_title"] => string(76) "sravnitiel-nyi-analiz-sonatnoi-formy-v-proizviedieniiakh-vienskikh-klassikov"
    ["file_id"] => string(6) "195559"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427915763"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Контраст в музыке" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kontrast-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "104881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402766060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Русские народные музыкальные инструменты: балалайка и домра. Сходство и различие " "
    ["seo_title"] => string(85) "russkiie-narodnyie-muzykal-nyie-instrumienty-balalaika-i-domra-skhodstvo-i-razlichiie"
    ["file_id"] => string(6) "178182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424786960"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства