kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»». Цели урока: систематизировать, закрепить и обобщить знания по теме сонатно - симфонический цикл, сонатная форма в творчестве «Венских классиков». Задачи:- Осветить аспекты эпохи Классицизма. - Систематизировать структуру классической сонаты. - Систематизировать структуру классической симфонии. - Закрепить строение сонатной формы. - Закрепить знания музыкальной терминологии. - Проанализировать симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена. - Расширить кругозор учащихся. - Воспитывать любовь к классической музыке. Оборудование урока: - Наглядный материал (портреты композиторов, схема сонатной формы). - Технические средства обучения (музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано)). Музыкальный материал: - Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Й.Гайдна Ми бемоль- мажор «С тремоло литавр». - Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии В.Моцарта №40 соль - минор. - Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Л.Бетховена №5 до - минор. Ход урока. I Вступительная беседа. Ребята, мы с вами познакомились с эпохой классицизма. Вершиной музыки этого периода стало творчество 3-х великих композиторов: Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, которые жили и творили в Вене и очень сильно повлияли на всю музыкальную культуру II-ой половины XVIII- начала XIX века. Вена была крупным музыкальным центом Австрии. Народно- бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Это были шумные карнавалы, ярмарки, уличные шарманщики. Эти музыканты создали новое художественное направление в музыке, получившее название «венская классическая школа». -А как музыковеды стали называть Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена? («Венскими классиками»). Они опирались на песенность и танцевальность, вырабатывали классическую ясность, стройность и динамичность музыкального языка, и постепенно формировали новые жанры циклических (многочастных) инструментальных произведений. - С какими циклическими жанрами мы с вами познакомились в творчестве «Венских классиков»? (с классической сонатой и классической симфонией). И эти музыкальные жанры достигли своего расцвета в творчестве композиторов венской классической школы. -Какая музыкальная форма приобрела в них большое значение? (сонатная). Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно - симфоническими. На примере творчества композиторов Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена мы с вами изучили строение произведений сонатно - симфонического цикла. II Давайте вспомним строение сонаты. В переводе с итальянского sonare означает «звучать». 1. -Сколько частей в сонате? (3). 2. -Сколько инструментов могут исполнять сонату? (один или два). 3. - Если сонату исполняют два инструмента, то один из них как правило какой? (фортепиано). 4. -В каком темпе и характере звучит каждая часть? 1-я часть - быстрая. Темп аллегро. -В какой форме обычно написана первая часть? (в сонатной). Очень часто говорят-1-я часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро, т.е. музыкальную форму связывают с темпом. 2-я часть - обычно спокойная и медленная, передаёт лирическое настроение человека, резко контрастирует с 1-ой частью. 3-я часть- финал. Возвращается быстрый темп. Финал завершает музыкальную разработку тем и выявляет общий характер сонаты. III А теперь вспомним строение симфонии. В переводе с греческого оно означает «согласие», «созвучие». 1. -Сколько частей в симфонии? (4). 2. -Кто исполняет симфонию? (симфонический оркестр). 3. -Кто из композиторов впервые определил устойчивый состав симфонического оркестра? (Й. Гайдн). 4. Вспомним группы инструментов симфонического оркестра Й. Гайдна. Струнно- смычковая группа Деревянные- духовые инструменты Медные- духовые инструменты Ударные инструменты скрипки флейты валторны литавры альты гобои трубы виолончели кларнеты контрабасы фаготы 5. -Какой композитор внёс изменения в состав симфонического оркестра? (Бетховен). В симфонический оркестр он добавляет флейту- пикколо (маленькую флейту), отличающуюся резким пронзительным звуком, и медные - духовые инструменты, мощные по своему звучанию - тромбоны и контрфаготы. 6. -Почему Бетховен расширяет состав оркестра? (чтобы музыка приобрела ещё более мощное звучание). 7. -В каком темпе и характере звучит каждая часть? 1-я часть - быстрая, обычно темп аллегро. Эта часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро. Звучит энергично, взволнованно. Иногда ей предшествует медленное вступление. -Чьи симфонии начинались с медленного вступления? (Симфония Й. Гайдна Ми бемоль- мажор «Симфония с тремоло литавр» и Симфония Бетховена до-минор №5 ). 2-я часть - медленная, лирическая и созерцательная. 3-я часть - танцевальная- Менуэт, позднее- Скерцо. -Какие композиторы включали Менуэт в 3-ю часть? (Гайдн и Моцарт). -Почему Менуэт? ( потому что он был одним из любимых танцев той эпохи). -А почему Бетховен заменил Менуэт на Скерцо? ( потому что Менуэт не отвечал напряжённой, драматической музыке симфоний Бетховена). 4-я часть- финал, где подводятся итоги развития музыкальных тем и образов всей симфонии. -Давайте послушаем фрагмент из 4-ой части симфонии №5 Л.Бетховена и скажем какое настроение чаще всего передаёт композитор в заключительной части? (Чаще всего финал имеет танцевальный характер и передаёт ликующее, праздничное настроение). - Финал может быть написан в сонатной форме? (да) -А в сонатной форме с изменениями? (может, например рондо- соната). IV А теперь остановимся на сонатной форме. -Из каких разделов состоит сонатная форма? (сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка и реприза). Впервые музыкальные темы возникают в экспозиции, что в переводе с французского означает «изложение», т.е. показ основных тем: главной и побочной партий, которые объединены связующей партией и обрамлены вступлением и заключительной партией. Главная партия звучит в основной тональности, которая определяет тональность всего сочинения. Побочная партия звучит в другой тональности. Главная и побочная партии либо дополняют друг друга, либо контрастируют между собой. В плане драматургии здесь происходит завязка событий. Слово разработка говорит само за себя. В этом разделе разрабатываются, развиваются, видоизменяются темы, знакомые по экспозиции. Разработку иногда называют «свободной музыкальной фантазией». -Меняется тональный план тем в разработке? (да, темы звучат уже в других тональностях). -Темы приобретают новую оркестровую окраску? (да). Чаще всего темы в разработке целиком не проводятся, а берётся фраза из темы и видоизменяется, т.е. происходит дробление тем. В плане драматургии - развитие тем, борьба, драматический центр, столкновение, может быть кульминация. Реприза- повтор основных тем- главной и побочной партий в первоначальном виде, в таком, в каком они звучали в экспозиции. Но здесь побочная партия звучит в основной тональности, приходя к единству к главной. Реприза- это итог того музыкального пути, к которому приходят обе темы, обогащённые опытом экспозиции и разработки. И самый последний этап развития музыкальных тем может осуществляться, хотя совершенно не обязательно, в небольшом дополнительном разделе, который называется «кода», что в переводе с итальянского означает «хвост». Здесь укрепляется главная тональность произведения. Таким образом, у сонатной формы получается трёхчастная структура (А-Б-А). Только во второй части Б не содержится нового музыкального материала, она представляет собой переработку или изменение тех тем, которые звучали в части А. V А теперь послушаем и сравним основные темы (гл.п. и поб.п.) первых частей симфоний Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена. Слушаем внимательно и ответим на следующие вопросы: 1) какая тема по характеру; 2) в каком ладу и в каком регистре она звучит; 3) какие музыкальные инструменты проводят тему. Симфония Й.Гайдна известная под названием «Симфонии с тремоло литавр»- одиннадцатая из 12-ти «Лондонских симфоний». Она начинается с медленного, таинственного, приглушённого вступления, звучащего в нижнем регистре, в котором чувствуется затаённая тревога. И вдруг всё преображается. Начинается экспозиция сонатного аллегро. Гл.п.- изложена в основной тональности Ми бемоль- мажор и сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер, подвижная, жизнерадостная. Звучит в верхнем регистре тихо и легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра. Поб.п.- изложена в другой тональности Си бемоль- мажор. Она тоже весёлая, танцевальная, но отличается изяществом, грациозностью, лёгкостью звучания. Звучит легко и мягко в верхнем регистре у скрипок и гобоев, затем громко у всего оркестра. - Какой танец можно танцевать под эту музыку? (вальс). Да, вальсовый аккомпонемент придаёт побочной партии ещё большую мягкость. Итак, обе темы (гл.п. и поб.п.) звучат в мажоре, обе танцевальные и звучат в верхнем регистре тихо, легко у струнных, затем громко у всего оркестра. - Эти темы дополняют друг друга или контрастируют между собой? (дополняют). -Давайте дадим характеристику музыке Гайдна. Гайдн использовал в своих произведениях народно- бытовые образы. Поэтому его музыка лёгкая, светлая, жизнерадостная, танцевальная. Он рисует картину весёлого народного праздника. Для симфоний Гайдна не характерно резкое различие между главной и побочной партиями. Надо сказать, что Й.Гайдн обладал большим чувством юмора и все жизненные неудачи и трудности, в отличие от В.Моцарта он легко переносил. VI Теперь перейдём к В.Моцарту. На протяжении своей короткой жизни композитор работал одновременно над операми и симфоническими произведениями. Это обусловило их взаимовлияние. Оперная музыка обогащается приёмами симфонического развития, а симфоническая музыка проникается певучестью. Летом 1788 года Моцартом были закончены три бессмертные симфонии- Ми бемоль- мажор, соль- минор и До - мажор- венец симфонического творчества композитора. Каждая из этих симфоний - самостоятельное произведение. А все вместе они образуют симфоническую трилогию- исповедь композитора. Симфония Ми бемоль- мажор рассказывает о самой безоблачной и счастливой поре в жизни человека - о детстве и юности. Симфония До - мажор пронизана оптимизмом, любовью к жизни. Жизнь прекрасна во всём своём многообразии. С её радостями и горестями, счастьем и бедами, красотой и уродством, возвышенным и низменным. А симфония соль - минор - самая известная, знаменитая, любимая всеми нами рассказывает о зрелых годах человека, о горькой правде жизни, о жестокой борьбе, которую приходится вести человеку и которую вёл сам Моцарт. В этой трилогии он рассказывает о себе, о своей нелёгкой жизни. Симфония соль - минор приобрела популярность благодаря необычайно искренней музыке. Гл.п.- изложена в основной тональности соль - минор. Звучит у скрипок в верхнем регистре и напоминает взволнованную человеческую речь. Проведение темы струнно-смычковыми инструментами придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту, а музыкальное сопровождение усиливает настроение взволнованности и беспокойства. Поб.п. - изложена в параллельной к соль- минору тональности- Си бемоль- мажоре. Мелодия танцевального характера звучит мягко, изящно, грациозно. Её исполняют струнно - смычковые и деревянные духовые инструменты. - Темы дополняют или контрастируют между собой? (контрастируют между собой). - Давайте дадим характеристику музыке Моцарта. Произведения Моцарта отличаются жизненной правдивостью, оптимизмом, а также они передают внутренний, душевный мир человека. VII – Перейдём к Бетховену и сразу дадим характеристику его музыке. Людвиг ван Бетховен обогатил музыку образами героической драматической борьбы. Он создал в музыкальном искусстве свою тему- тему борьбы и победы. Герой его музыки готов отдать жизнь за свой народ, за его свободу. Я думаю, что в своих произведениях Бетховен рассказывает не только о борьбе за свой народ, а о борьбе самого композитора с его недугом (глухотой) и о борьбе с неудачами в личной жизни. Ведь он много раз был влюблён, но так и не женился, потому что его избранницы выходили замуж за более богатых. Симфония до - минор начинается с музыкального эпиграфа. Это своего рода лейтмотив, который пронизывает все части симфонии и объединяет их. - Как композитор сказал о своём музыкальном эпиграфе? («Так судьба стучится в дверь»). Он звучит мрачно, угрожающе и уже в нём содержится призыв к борьбе. Гл.п.- изложена в основной тональности до- минор и построена на начальном мотиве симфонии. Чёткая, решительная, мужественная, устремлённая вперёд. Вместе с тем она полна тревоги и беспокойства. Начинается в среднем регистре и постепенно поднимается вверх. Отличается большой звуковой насыщенностью. Поб.п.- изложена как и у Моцарта в параллельной к до- минору тональности- Ми бемоль- мажор. Она начинается властным призывом валторн, затем сменяется мягким, нежным пением скрипок. - Темы отличаются по характеру (да и очень сильно). По сравнению с симфонией Моцарта здесь мы слышим ещё больший контраст между главной и побочной партиями. VII Итак, подведём итоги. Мы прослушали и дали характеристику основным темам первых частей симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн использовал народно - бытовые образы и в своей симфонии он рисует картину весёлого народного праздника. Поэтому главная и побочная партии дополняют друг друга. Обе танцевальные, звучат в мажоре в верхнем регистре, сначала тихо, легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра, имеют светлый, жизнерадостный характер. Симфония Моцарта лирическая, лирико- драматическая, связана с внутренним миром человека и в первой части мы слышим контраст между песенной, лирически - взволнованной главной партией и грациозной, изящной, танцевальной побочной партией. А в симфонии Бетховена с его героическим началом слышится ещё больший контраст между мужественной, героической главной партией и напевной, лирической побочной. И если темы Гайдна дополняют друг друга, то он обе темы проводит в мажоре. А Моцарт и Бетховен показывают контраст между темами и проводят их в тональности параллельной главной. Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая её содержание и форму. Домашнее задание: повторить строение сонаты, симфонии. Оценки за урок.

Просмотр содержимого документа
««Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»». »

Тема урока: «Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».


Цели урока: систематизировать, закрепить и обобщить знания по теме сонатно - симфонический цикл, сонатная форма в творчестве «Венских классиков».


Задачи:- Осветить аспекты эпохи Классицизма.

- Систематизировать структуру классической сонаты.

- Систематизировать структуру классической симфонии.

- Закрепить строение сонатной формы.

- Закрепить знания музыкальной терминологии.

- Проанализировать симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена.

- Расширить кругозор учащихся.

- Воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование урока:

- Наглядный материал (портреты композиторов, схема сонатной формы).

- Технические средства обучения (музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано)).


Музыкальный материал:

- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Й.Гайдна Ми бемоль- мажор «С тремоло литавр».

- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии В.Моцарта №40 соль - минор.

- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Л.Бетховена №5 до - минор.


Ход урока.


I Вступительная беседа.

Ребята, мы с вами познакомились с эпохой классицизма. Вершиной музыки этого периода стало творчество 3-х великих композиторов: Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, которые жили и творили в Вене и очень сильно повлияли на всю музыкальную культуру II-ой половины XVIII- начала XIX века. Вена была крупным музыкальным центом Австрии. Народно- бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Это были шумные карнавалы, ярмарки, уличные шарманщики.

Эти музыканты создали новое художественное направление в музыке, получившее название «венская классическая школа».

-А как музыковеды стали называть Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена? («Венскими классиками»).

Они опирались на песенность и танцевальность, вырабатывали классическую ясность, стройность и динамичность музыкального языка, и постепенно формировали новые жанры циклических (многочастных) инструментальных произведений.

- С какими циклическими жанрами мы с вами познакомились в творчестве «Венских классиков»? (с классической сонатой и классической симфонией).

И эти музыкальные жанры достигли своего расцвета в творчестве композиторов венской классической школы.

-Какая музыкальная форма приобрела в них большое значение? (сонатная).

Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно - симфоническими.

На примере творчества композиторов Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена мы с вами изучили строение произведений сонатно - симфонического цикла.


II Давайте вспомним строение сонаты. В переводе с итальянского sonare означает «звучать».

  1. -Сколько частей в сонате? (3).

  2. -Сколько инструментов могут исполнять сонату? (один или два).

  3. - Если сонату исполняют два инструмента, то один из них как правило какой? (фортепиано).

  4. -В каком темпе и характере звучит каждая часть?

1-я часть - быстрая. Темп аллегро.

-В какой форме обычно написана первая часть? (в сонатной).

Очень часто говорят-1-я часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро, т.е. музыкальную форму связывают с темпом.

2-я часть - обычно спокойная и медленная, передаёт лирическое настроение человека, резко контрастирует с 1-ой частью.

3-я часть- финал. Возвращается быстрый темп. Финал завершает музыкальную разработку тем и выявляет общий характер сонаты.


III А теперь вспомним строение симфонии. В переводе с греческого оно означает «согласие», «созвучие».

1. -Сколько частей в симфонии? (4).

2. -Кто исполняет симфонию? (симфонический оркестр).

3. -Кто из композиторов впервые определил устойчивый состав симфонического оркестра? (Й. Гайдн).

4. Вспомним группы инструментов симфонического оркестра Й. Гайдна.





Струнно- смычковая группа

Деревянные- духовые инструменты

Медные- духовые инструменты

Ударные инструменты

скрипки

флейты

валторны

литавры

альты

гобои

трубы


виолончели

кларнеты



контрабасы

фаготы




5. -Какой композитор внёс изменения в состав симфонического оркестра? (Бетховен).

В симфонический оркестр он добавляет флейту- пикколо (маленькую флейту), отличающуюся резким пронзительным звуком, и медные - духовые инструменты, мощные по своему звучанию - тромбоны и контрфаготы.

6. -Почему Бетховен расширяет состав оркестра? (чтобы музыка приобрела ещё более мощное звучание).

7. -В каком темпе и характере звучит каждая часть?

1-я часть - быстрая, обычно темп аллегро. Эта часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро. Звучит энергично, взволнованно. Иногда ей предшествует медленное вступление.

-Чьи симфонии начинались с медленного вступления? (Симфония Й. Гайдна Ми бемоль- мажор «Симфония с тремоло литавр» и Симфония Бетховена до-минор №5 ).

2-я часть - медленная, лирическая и созерцательная.

3-я часть - танцевальная- Менуэт, позднее- Скерцо.

-Какие композиторы включали Менуэт в 3-ю часть? (Гайдн и Моцарт).

-Почему Менуэт? ( потому что он был одним из любимых танцев той эпохи).

-А почему Бетховен заменил Менуэт на Скерцо? ( потому что Менуэт не отвечал напряжённой, драматической музыке симфоний Бетховена).

4-я часть- финал, где подводятся итоги развития музыкальных тем и образов всей симфонии.

-Давайте послушаем фрагмент из 4-ой части симфонии №5 Л.Бетховена и скажем какое настроение чаще всего передаёт композитор в заключительной части? (Чаще всего финал имеет танцевальный характер и передаёт ликующее, праздничное настроение).

- Финал может быть написан в сонатной форме? (да)

-А в сонатной форме с изменениями? (может, например рондо- соната).


IV А теперь остановимся на сонатной форме.

-Из каких разделов состоит сонатная форма? (сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка и реприза).

Впервые музыкальные темы возникают в экспозиции, что в переводе с французского означает «изложение», т.е. показ основных тем: главной и побочной партий, которые объединены связующей партией и обрамлены вступлением и заключительной партией.

Главная партия звучит в основной тональности, которая определяет тональность всего сочинения.

Побочная партия звучит в другой тональности.

Главная и побочная партии либо дополняют друг друга, либо контрастируют между собой.

В плане драматургии здесь происходит завязка событий.


Слово разработка говорит само за себя.

В этом разделе разрабатываются, развиваются, видоизменяются темы, знакомые по экспозиции. Разработку иногда называют «свободной музыкальной фантазией».

-Меняется тональный план тем в разработке? (да, темы звучат уже в других тональностях).

-Темы приобретают новую оркестровую окраску? (да).

Чаще всего темы в разработке целиком не проводятся, а берётся фраза из темы и видоизменяется, т.е. происходит дробление тем.

В плане драматургии - развитие тем, борьба, драматический центр, столкновение, может быть кульминация.


Реприза- повтор основных тем- главной и побочной партий в первоначальном виде, в таком, в каком они звучали в экспозиции. Но здесь побочная партия звучит в основной тональности, приходя к единству к главной.

Реприза- это итог того музыкального пути, к которому приходят обе темы, обогащённые опытом экспозиции и разработки.


И самый последний этап развития музыкальных тем может осуществляться, хотя совершенно не обязательно, в небольшом дополнительном разделе, который называется «кода», что в переводе с итальянского означает «хвост».

Здесь укрепляется главная тональность произведения.


Таким образом, у сонатной формы получается трёхчастная структура (А-Б-А). Только во второй части Б не содержится нового музыкального материала, она представляет собой переработку или изменение тех тем, которые звучали в части А.


V А теперь послушаем и сравним основные темы (гл.п. и поб.п.) первых частей симфоний Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена.

Слушаем внимательно и ответим на следующие вопросы:

  1. какая тема по характеру;

  2. в каком ладу и в каком регистре она звучит;

  3. какие музыкальные инструменты проводят тему.



Симфония Й.Гайдна известная под названием «Симфонии с тремоло литавр»- одиннадцатая из 12-ти «Лондонских симфоний».

Она начинается с медленного, таинственного, приглушённого вступления, звучащего в нижнем регистре, в котором чувствуется затаённая тревога.

И вдруг всё преображается. Начинается экспозиция сонатного аллегро.

Гл.п.- изложена в основной тональности Ми бемоль- мажор и сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер, подвижная, жизнерадостная. Звучит в верхнем регистре тихо и легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра.

Поб.п.- изложена в другой тональности Си бемоль- мажор. Она тоже весёлая, танцевальная, но отличается изяществом, грациозностью, лёгкостью звучания. Звучит легко и мягко в верхнем регистре у скрипок и гобоев, затем громко у всего оркестра.

- Какой танец можно танцевать под эту музыку? (вальс).

Да, вальсовый аккомпонемент придаёт побочной партии ещё большую мягкость.

Итак, обе темы (гл.п. и поб.п.) звучат в мажоре, обе танцевальные и звучат в верхнем регистре тихо, легко у струнных, затем громко у всего оркестра.

- Эти темы дополняют друг друга или контрастируют между собой? (дополняют).

-Давайте дадим характеристику музыке Гайдна.

Гайдн использовал в своих произведениях народно- бытовые образы. Поэтому его музыка лёгкая, светлая, жизнерадостная, танцевальная. Он рисует картину весёлого народного праздника. Для симфоний Гайдна не характерно резкое различие между главной и побочной партиями.

Надо сказать, что Й.Гайдн обладал большим чувством юмора и все жизненные неудачи и трудности, в отличие от В.Моцарта он легко переносил.


VI Теперь перейдём к В.Моцарту.

На протяжении своей короткой жизни композитор работал одновременно над операми и симфоническими произведениями. Это обусловило их взаимовлияние. Оперная музыка обогащается приёмами симфонического развития, а симфоническая музыка проникается певучестью.

Летом 1788 года Моцартом были закончены три бессмертные симфонии- Ми бемоль- мажор, соль- минор и До - мажор- венец симфонического творчества композитора. Каждая из этих симфоний - самостоятельное произведение. А все вместе они образуют симфоническую трилогию- исповедь композитора.

Симфония Ми бемоль- мажор рассказывает о самой безоблачной и счастливой поре в жизни человека - о детстве и юности.

Симфония До - мажор пронизана оптимизмом, любовью к жизни. Жизнь прекрасна во всём своём многообразии. С её радостями и горестями, счастьем и бедами, красотой и уродством, возвышенным и низменным.

А симфония соль - минор - самая известная, знаменитая, любимая всеми нами рассказывает о зрелых годах человека, о горькой правде жизни, о жестокой борьбе, которую приходится вести человеку и которую вёл сам Моцарт. В этой трилогии он рассказывает о себе, о своей нелёгкой жизни.

Симфония соль - минор приобрела популярность благодаря необычайно искренней музыке.

Гл.п.- изложена в основной тональности соль - минор. Звучит у скрипок в верхнем регистре и напоминает взволнованную человеческую речь. Проведение темы струнно-смычковыми инструментами придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту, а музыкальное сопровождение усиливает настроение взволнованности и беспокойства.

Поб.п. - изложена в параллельной к соль- минору тональности- Си бемоль- мажоре. Мелодия танцевального характера звучит мягко, изящно, грациозно. Её исполняют струнно - смычковые и деревянные духовые инструменты.

- Темы дополняют или контрастируют между собой? (контрастируют между собой).

- Давайте дадим характеристику музыке Моцарта.

Произведения Моцарта отличаются жизненной правдивостью, оптимизмом, а также они передают внутренний, душевный мир человека.


VII – Перейдём к Бетховену и сразу дадим характеристику его музыке.

Людвиг ван Бетховен обогатил музыку образами героической драматической борьбы. Он создал в музыкальном искусстве свою тему- тему борьбы и победы. Герой его музыки готов отдать жизнь за свой народ, за его свободу.

Я думаю, что в своих произведениях Бетховен рассказывает не только о борьбе за свой народ, а о борьбе самого композитора с его недугом (глухотой) и о борьбе с неудачами в личной жизни. Ведь он много раз был влюблён, но так и не женился, потому что его избранницы выходили замуж за более богатых.

Симфония до - минор начинается с музыкального эпиграфа. Это своего рода лейтмотив, который пронизывает все части симфонии и объединяет их.

- Как композитор сказал о своём музыкальном эпиграфе? («Так судьба стучится в дверь»).

Он звучит мрачно, угрожающе и уже в нём содержится призыв к борьбе.

Гл.п.- изложена в основной тональности до- минор и построена на начальном мотиве симфонии. Чёткая, решительная, мужественная, устремлённая вперёд. Вместе с тем она полна тревоги и беспокойства. Начинается в среднем регистре и постепенно поднимается вверх. Отличается большой звуковой насыщенностью.

Поб.п.- изложена как и у Моцарта в параллельной к до- минору тональности- Ми бемоль- мажор. Она начинается властным призывом валторн, затем сменяется мягким, нежным пением скрипок.

- Темы отличаются по характеру (да и очень сильно).

По сравнению с симфонией Моцарта здесь мы слышим ещё больший контраст между главной и побочной партиями.



VII Итак, подведём итоги.

Мы прослушали и дали характеристику основным темам первых частей симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Гайдн использовал народно - бытовые образы и в своей симфонии он рисует картину весёлого народного праздника. Поэтому главная и побочная партии дополняют друг друга. Обе танцевальные, звучат в мажоре в верхнем регистре, сначала тихо, легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра, имеют светлый, жизнерадостный характер.

Симфония Моцарта лирическая, лирико- драматическая, связана с внутренним миром человека и в первой части мы слышим контраст между песенной, лирически - взволнованной главной партией и грациозной, изящной, танцевальной побочной партией.

А в симфонии Бетховена с его героическим началом слышится ещё больший контраст между мужественной, героической главной партией и напевной, лирической побочной.

И если темы Гайдна дополняют друг друга, то он обе темы проводит в мажоре. А Моцарт и Бетховен показывают контраст между темами и проводят их в тональности параллельной главной.


Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая её содержание и форму.


Домашнее задание: повторить строение сонаты, симфонии.


Оценки за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».

Автор: Воробьева Екатерина Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195559

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства