«Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».
«Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».
Тема урока: «Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».
Цели урока: систематизировать, закрепить и обобщить знания по теме сонатно - симфонический цикл, сонатная форма в творчестве «Венских классиков».
Задачи:- Осветить аспекты эпохи Классицизма.
- Систематизировать структуру классической сонаты.
- Систематизировать структуру классической симфонии.
- Закрепить строение сонатной формы.
- Закрепить знания музыкальной терминологии.
- Проанализировать симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена.
- Расширить кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование урока:
- Наглядный материал (портреты композиторов, схема сонатной формы).
- Технические средства обучения (музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано)).
Музыкальный материал:
- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Й.Гайдна Ми бемоль- мажор «С тремоло литавр».
- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии В.Моцарта №40 соль - минор.
- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Л.Бетховена №5 до - минор.
Ход урока.
I Вступительная беседа.
Ребята, мы с вами познакомились с эпохой классицизма. Вершиной музыки этого периода стало творчество 3-х великих композиторов: Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, которые жили и творили в Вене и очень сильно повлияли на всю музыкальную культуру II-ой половины XVIII- начала XIX века. Вена была крупным музыкальным центом Австрии. Народно- бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Это были шумные карнавалы, ярмарки, уличные шарманщики.
Эти музыканты создали новое художественное направление в музыке, получившее название «венская классическая школа».
-А как музыковеды стали называть Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена? («Венскими классиками»).
Они опирались на песенность и танцевальность, вырабатывали классическую ясность, стройность и динамичность музыкального языка, и постепенно формировали новые жанры циклических (многочастных) инструментальных произведений.
- С какими циклическими жанрами мы с вами познакомились в творчестве «Венских классиков»? (с классической сонатой и классической симфонией).
И эти музыкальные жанры достигли своего расцвета в творчестве композиторов венской классической школы.
-Какая музыкальная форма приобрела в них большое значение? (сонатная).
Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно - симфоническими.
На примере творчества композиторов Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена мы с вами изучили строение произведений сонатно - симфонического цикла.
II Давайте вспомним строение сонаты. В переводе с итальянского sonare означает «звучать».
1. -Сколько частей в сонате? (3).
2. -Сколько инструментов могут исполнять сонату? (один или два).
3. - Если сонату исполняют два инструмента, то один из них как правило какой? (фортепиано).
4. -В каком темпе и характере звучит каждая часть?
1-я часть - быстрая. Темп аллегро.
-В какой форме обычно написана первая часть? (в сонатной).
Очень часто говорят-1-я часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро, т.е. музыкальную форму связывают с темпом.
2-я часть - обычно спокойная и медленная, передаёт лирическое настроение человека, резко контрастирует с 1-ой частью.
3-я часть- финал. Возвращается быстрый темп. Финал завершает музыкальную разработку тем и выявляет общий характер сонаты.
III А теперь вспомним строение симфонии. В переводе с греческого оно означает «согласие», «созвучие».
1. -Сколько частей в симфонии? (4).
2. -Кто исполняет симфонию? (симфонический оркестр).
3. -Кто из композиторов впервые определил устойчивый состав симфонического оркестра? (Й. Гайдн).
4. Вспомним группы инструментов симфонического оркестра Й. Гайдна.
Струнно- смычковая группа Деревянные- духовые инструменты Медные- духовые инструменты Ударные инструменты
скрипки флейты валторны литавры
альты гобои трубы
виолончели кларнеты
контрабасы фаготы
5. -Какой композитор внёс изменения в состав симфонического оркестра? (Бетховен).
В симфонический оркестр он добавляет флейту- пикколо (маленькую флейту), отличающуюся резким пронзительным звуком, и медные - духовые инструменты, мощные по своему звучанию - тромбоны и контрфаготы.
6. -Почему Бетховен расширяет состав оркестра? (чтобы музыка приобрела ещё более мощное звучание).
7. -В каком темпе и характере звучит каждая часть?
1-я часть - быстрая, обычно темп аллегро. Эта часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро. Звучит энергично, взволнованно. Иногда ей предшествует медленное вступление.
-Чьи симфонии начинались с медленного вступления? (Симфония Й. Гайдна Ми бемоль- мажор «Симфония с тремоло литавр» и Симфония Бетховена до-минор №5 ).
2-я часть - медленная, лирическая и созерцательная.
3-я часть - танцевальная- Менуэт, позднее- Скерцо.
-Какие композиторы включали Менуэт в 3-ю часть? (Гайдн и Моцарт).
-Почему Менуэт? ( потому что он был одним из любимых танцев той эпохи).
-А почему Бетховен заменил Менуэт на Скерцо? ( потому что Менуэт не отвечал напряжённой, драматической музыке симфоний Бетховена).
4-я часть- финал, где подводятся итоги развития музыкальных тем и образов всей симфонии.
-Давайте послушаем фрагмент из 4-ой части симфонии №5 Л.Бетховена и скажем какое настроение чаще всего передаёт композитор в заключительной части? (Чаще всего финал имеет танцевальный характер и передаёт ликующее, праздничное настроение).
- Финал может быть написан в сонатной форме? (да)
-А в сонатной форме с изменениями? (может, например рондо- соната).
IV А теперь остановимся на сонатной форме.
-Из каких разделов состоит сонатная форма? (сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка и реприза).
Впервые музыкальные темы возникают в экспозиции, что в переводе с французского означает «изложение», т.е. показ основных тем: главной и побочной партий, которые объединены связующей партией и обрамлены вступлением и заключительной партией.
Главная партия звучит в основной тональности, которая определяет тональность всего сочинения.
Побочная партия звучит в другой тональности.
Главная и побочная партии либо дополняют друг друга, либо контрастируют между собой.
В плане драматургии здесь происходит завязка событий.
Слово разработка говорит само за себя.
В этом разделе разрабатываются, развиваются, видоизменяются темы, знакомые по экспозиции. Разработку иногда называют «свободной музыкальной фантазией».
-Меняется тональный план тем в разработке? (да, темы звучат уже в других тональностях).
-Темы приобретают новую оркестровую окраску? (да).
Чаще всего темы в разработке целиком не проводятся, а берётся фраза из темы и видоизменяется, т.е. происходит дробление тем.
В плане драматургии - развитие тем, борьба, драматический центр, столкновение, может быть кульминация.
Реприза- повтор основных тем- главной и побочной партий в первоначальном виде, в таком, в каком они звучали в экспозиции. Но здесь побочная партия звучит в основной тональности, приходя к единству к главной.
Реприза- это итог того музыкального пути, к которому приходят обе темы, обогащённые опытом экспозиции и разработки.
И самый последний этап развития музыкальных тем может осуществляться, хотя совершенно не обязательно, в небольшом дополнительном разделе, который называется «кода», что в переводе с итальянского означает «хвост».
Здесь укрепляется главная тональность произведения.
Таким образом, у сонатной формы получается трёхчастная структура (А-Б-А). Только во второй части Б не содержится нового музыкального материала, она представляет собой переработку или изменение тех тем, которые звучали в части А.
V А теперь послушаем и сравним основные темы (гл.п. и поб.п.) первых частей симфоний Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена.
Слушаем внимательно и ответим на следующие вопросы:
1) какая тема по характеру;
2) в каком ладу и в каком регистре она звучит;
3) какие музыкальные инструменты проводят тему.
Симфония Й.Гайдна известная под названием «Симфонии с тремоло литавр»- одиннадцатая из 12-ти «Лондонских симфоний».
Она начинается с медленного, таинственного, приглушённого вступления, звучащего в нижнем регистре, в котором чувствуется затаённая тревога.
И вдруг всё преображается. Начинается экспозиция сонатного аллегро.
Гл.п.- изложена в основной тональности Ми бемоль- мажор и сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер, подвижная, жизнерадостная. Звучит в верхнем регистре тихо и легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра.
Поб.п.- изложена в другой тональности Си бемоль- мажор. Она тоже весёлая, танцевальная, но отличается изяществом, грациозностью, лёгкостью звучания. Звучит легко и мягко в верхнем регистре у скрипок и гобоев, затем громко у всего оркестра.
- Какой танец можно танцевать под эту музыку? (вальс).
Да, вальсовый аккомпонемент придаёт побочной партии ещё большую мягкость.
Итак, обе темы (гл.п. и поб.п.) звучат в мажоре, обе танцевальные и звучат в верхнем регистре тихо, легко у струнных, затем громко у всего оркестра.
- Эти темы дополняют друг друга или контрастируют между собой? (дополняют).
-Давайте дадим характеристику музыке Гайдна.
Гайдн использовал в своих произведениях народно- бытовые образы. Поэтому его музыка лёгкая, светлая, жизнерадостная, танцевальная. Он рисует картину весёлого народного праздника. Для симфоний Гайдна не характерно резкое различие между главной и побочной партиями.
Надо сказать, что Й.Гайдн обладал большим чувством юмора и все жизненные неудачи и трудности, в отличие от В.Моцарта он легко переносил.
VI Теперь перейдём к В.Моцарту.
На протяжении своей короткой жизни композитор работал одновременно над операми и симфоническими произведениями. Это обусловило их взаимовлияние. Оперная музыка обогащается приёмами симфонического развития, а симфоническая музыка проникается певучестью.
Летом 1788 года Моцартом были закончены три бессмертные симфонии- Ми бемоль- мажор, соль- минор и До - мажор- венец симфонического творчества композитора. Каждая из этих симфоний - самостоятельное произведение. А все вместе они образуют симфоническую трилогию- исповедь композитора.
Симфония Ми бемоль- мажор рассказывает о самой безоблачной и счастливой поре в жизни человека - о детстве и юности.
Симфония До - мажор пронизана оптимизмом, любовью к жизни. Жизнь прекрасна во всём своём многообразии. С её радостями и горестями, счастьем и бедами, красотой и уродством, возвышенным и низменным.
А симфония соль - минор - самая известная, знаменитая, любимая всеми нами рассказывает о зрелых годах человека, о горькой правде жизни, о жестокой борьбе, которую приходится вести человеку и которую вёл сам Моцарт. В этой трилогии он рассказывает о себе, о своей нелёгкой жизни.
Симфония соль - минор приобрела популярность благодаря необычайно искренней музыке.
Гл.п.- изложена в основной тональности соль - минор. Звучит у скрипок в верхнем регистре и напоминает взволнованную человеческую речь. Проведение темы струнно-смычковыми инструментами придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту, а музыкальное сопровождение усиливает настроение взволнованности и беспокойства.
Поб.п. - изложена в параллельной к соль- минору тональности- Си бемоль- мажоре. Мелодия танцевального характера звучит мягко, изящно, грациозно. Её исполняют струнно - смычковые и деревянные духовые инструменты.
- Темы дополняют или контрастируют между собой? (контрастируют между собой).
- Давайте дадим характеристику музыке Моцарта.
Произведения Моцарта отличаются жизненной правдивостью, оптимизмом, а также они передают внутренний, душевный мир человека.
VII – Перейдём к Бетховену и сразу дадим характеристику его музыке.
Людвиг ван Бетховен обогатил музыку образами героической драматической борьбы. Он создал в музыкальном искусстве свою тему- тему борьбы и победы. Герой его музыки готов отдать жизнь за свой народ, за его свободу.
Я думаю, что в своих произведениях Бетховен рассказывает не только о борьбе за свой народ, а о борьбе самого композитора с его недугом (глухотой) и о борьбе с неудачами в личной жизни. Ведь он много раз был влюблён, но так и не женился, потому что его избранницы выходили замуж за более богатых.
Симфония до - минор начинается с музыкального эпиграфа. Это своего рода лейтмотив, который пронизывает все части симфонии и объединяет их.
- Как композитор сказал о своём музыкальном эпиграфе? («Так судьба стучится в дверь»).
Он звучит мрачно, угрожающе и уже в нём содержится призыв к борьбе.
Гл.п.- изложена в основной тональности до- минор и построена на начальном мотиве симфонии. Чёткая, решительная, мужественная, устремлённая вперёд. Вместе с тем она полна тревоги и беспокойства. Начинается в среднем регистре и постепенно поднимается вверх. Отличается большой звуковой насыщенностью.
Поб.п.- изложена как и у Моцарта в параллельной к до- минору тональности- Ми бемоль- мажор. Она начинается властным призывом валторн, затем сменяется мягким, нежным пением скрипок.
- Темы отличаются по характеру (да и очень сильно).
По сравнению с симфонией Моцарта здесь мы слышим ещё больший контраст между главной и побочной партиями.
VII Итак, подведём итоги.
Мы прослушали и дали характеристику основным темам первых частей симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Гайдн использовал народно - бытовые образы и в своей симфонии он рисует картину весёлого народного праздника. Поэтому главная и побочная партии дополняют друг друга. Обе танцевальные, звучат в мажоре в верхнем регистре, сначала тихо, легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра, имеют светлый, жизнерадостный характер.
Симфония Моцарта лирическая, лирико- драматическая, связана с внутренним миром человека и в первой части мы слышим контраст между песенной, лирически - взволнованной главной партией и грациозной, изящной, танцевальной побочной партией.
А в симфонии Бетховена с его героическим началом слышится ещё больший контраст между мужественной, героической главной партией и напевной, лирической побочной.
И если темы Гайдна дополняют друг друга, то он обе темы проводит в мажоре. А Моцарт и Бетховен показывают контраст между темами и проводят их в тональности параллельной главной.
Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая её содержание и форму.
Домашнее задание: повторить строение сонаты, симфонии.
Оценки за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»». »
Тема урока: «Сравнительный анализ сонатной формы в произведениях «Венских классиков»».
Цели урока: систематизировать, закрепить и обобщить знания по теме сонатно - симфонический цикл, сонатная форма в творчестве «Венских классиков».
Задачи:- Осветить аспекты эпохи Классицизма.
- Систематизировать структуру классической сонаты.
- Систематизировать структуру классической симфонии.
- Закрепить строение сонатной формы.
- Закрепить знания музыкальной терминологии.
- Проанализировать симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена.
- Расширить кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование урока:
- Наглядный материал (портреты композиторов, схема сонатной формы).
- Технические средства обучения (музыкальный центр, музыкальный инструмент (фортепиано)).
Музыкальный материал:
- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Й.Гайдна Ми бемоль- мажор «С тремоло литавр».
- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии В.Моцарта №40 соль - минор.
- Музыкальные фрагменты основных тем 1-ой части симфонии Л.Бетховена №5 до - минор.
Ход урока.
I Вступительная беседа.
Ребята, мы с вами познакомились с эпохой классицизма. Вершиной музыки этого периода стало творчество 3-х великих композиторов: Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, которые жили и творили в Вене и очень сильно повлияли на всю музыкальную культуру II-ой половины XVIII- начала XIX века. Вена была крупным музыкальным центом Австрии. Народно- бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Это были шумные карнавалы, ярмарки, уличные шарманщики.
Эти музыканты создали новое художественное направление в музыке, получившее название «венская классическая школа».
-А как музыковеды стали называть Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена? («Венскими классиками»).
Они опирались на песенность и танцевальность, вырабатывали классическую ясность, стройность и динамичность музыкального языка, и постепенно формировали новые жанры циклических (многочастных) инструментальных произведений.
- С какими циклическими жанрами мы с вами познакомились в творчестве «Венских классиков»? (с классической сонатой и классической симфонией).
И эти музыкальные жанры достигли своего расцвета в творчестве композиторов венской классической школы.
-Какая музыкальная форма приобрела в них большое значение?(сонатная).
Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно - симфоническими.
На примере творчества композиторов Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена мы с вами изучили строение произведений сонатно - симфонического цикла.
II Давайте вспомним строение сонаты. В переводе с итальянского sonare означает «звучать».
-Сколько частей в сонате? (3).
-Сколько инструментов могут исполнять сонату? (один или два).
- Если сонату исполняют два инструмента, то один из них как правило какой? (фортепиано).
-В каком темпе и характере звучит каждая часть?
1-я часть - быстрая. Темп аллегро.
-В какой форме обычно написана первая часть? (в сонатной).
Очень часто говорят-1-я часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро, т.е. музыкальную форму связывают с темпом.
2-я часть - обычно спокойная и медленная, передаёт лирическое настроение человека, резко контрастирует с 1-ой частью.
3-я часть- финал. Возвращается быстрый темп. Финал завершает музыкальную разработку тем и выявляет общий характер сонаты.
III А теперь вспомним строение симфонии. В переводе с греческого оно означает «согласие», «созвучие».
1. -Сколько частей в симфонии? (4).
2. -Кто исполняет симфонию? (симфонический оркестр).
3. -Кто из композиторов впервые определил устойчивый состав симфонического оркестра? (Й. Гайдн).
4. Вспомним группы инструментов симфонического оркестра Й. Гайдна.
Струнно- смычковая группа
Деревянные- духовые инструменты
Медные- духовые инструменты
Ударные инструменты
скрипки
флейты
валторны
литавры
альты
гобои
трубы
виолончели
кларнеты
контрабасы
фаготы
5. -Какой композитор внёс изменения в состав симфонического оркестра? (Бетховен).
В симфонический оркестр он добавляет флейту- пикколо (маленькую флейту), отличающуюся резким пронзительным звуком, и медные - духовые инструменты, мощные по своему звучанию - тромбоны и контрфаготы.
6. -Почему Бетховен расширяет состав оркестра? (чтобы музыка приобрела ещё более мощное звучание).
7. -В каком темпе и характере звучит каждая часть?
1-я часть - быстрая, обычно темп аллегро. Эта часть написана в сонатной форме или в форме сонатного аллегро. Звучит энергично, взволнованно. Иногда ей предшествует медленное вступление.
-Чьи симфонии начинались с медленного вступления? (Симфония Й. Гайдна Ми бемоль- мажор «Симфония с тремоло литавр» и Симфония Бетховена до-минор №5 ).
2-я часть - медленная, лирическая и созерцательная.
3-я часть - танцевальная- Менуэт, позднее- Скерцо.
-Какие композиторы включали Менуэт в 3-ю часть? (Гайдн и Моцарт).
-Почему Менуэт? ( потому что он был одним из любимых танцев той эпохи).
-А почему Бетховен заменил Менуэт на Скерцо? ( потому что Менуэт не отвечал напряжённой, драматической музыке симфоний Бетховена).
4-я часть- финал, где подводятся итоги развития музыкальных тем и образов всей симфонии.
-Давайте послушаем фрагмент из 4-ой части симфонии №5 Л.Бетховена и скажем какое настроение чаще всего передаёт композитор в заключительной части? (Чаще всего финал имеет танцевальный характер и передаёт ликующее, праздничное настроение).
- Финал может быть написан в сонатной форме? (да)
-А в сонатной форме с изменениями? (может, например рондо- соната).
IV А теперь остановимся на сонатной форме.
-Из каких разделов состоит сонатная форма? (сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка и реприза).
Впервые музыкальные темы возникают в экспозиции, что в переводе с французского означает «изложение», т.е. показ основных тем: главной и побочной партий, которые объединены связующей партией и обрамлены вступлением и заключительной партией.
Главная партия звучит в основной тональности, которая определяет тональность всего сочинения.
Побочная партия звучит в другой тональности.
Главная и побочная партии либо дополняют друг друга, либо контрастируют между собой.
В плане драматургии здесь происходит завязка событий.
Слово разработка говорит само за себя.
В этом разделе разрабатываются, развиваются, видоизменяются темы, знакомые по экспозиции. Разработку иногда называют «свободной музыкальной фантазией».
-Меняется тональный план тем в разработке? (да, темы звучат уже в других тональностях).
-Темы приобретают новую оркестровую окраску? (да).
Чаще всего темы в разработке целиком не проводятся, а берётся фраза из темы и видоизменяется, т.е. происходит дробление тем.
В плане драматургии - развитие тем, борьба, драматический центр, столкновение, может быть кульминация.
Реприза- повтор основных тем- главной и побочной партий в первоначальном виде, в таком, в каком они звучали в экспозиции. Но здесь побочная партия звучит в основной тональности, приходя к единству к главной.
Реприза- это итог того музыкального пути, к которому приходят обе темы, обогащённые опытом экспозиции и разработки.
И самый последний этап развития музыкальных тем может осуществляться, хотя совершенно не обязательно, в небольшом дополнительном разделе, который называется «кода», что в переводе с итальянского означает «хвост».
Здесь укрепляется главная тональность произведения.
Таким образом, у сонатной формы получается трёхчастная структура (А-Б-А). Только во второй части Б не содержится нового музыкального материала, она представляет собой переработку или изменение тех тем, которые звучали в части А.
VА теперь послушаем и сравним основные темы (гл.п. и поб.п.) первых частей симфоний Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена.
Слушаем внимательно и ответим на следующие вопросы:
какая тема по характеру;
в каком ладу и в каком регистре она звучит;
какие музыкальные инструменты проводят тему.
Симфония Й.Гайдна известная под названием «Симфонии с тремоло литавр»- одиннадцатая из 12-ти «Лондонских симфоний».
Она начинается с медленного, таинственного, приглушённого вступления, звучащего в нижнем регистре, в котором чувствуется затаённая тревога.
И вдруг всё преображается. Начинается экспозиция сонатного аллегро.
Гл.п.- изложена в основной тональности Ми бемоль- мажор и сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер, подвижная, жизнерадостная. Звучит в верхнем регистре тихо и легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра.
Поб.п.- изложена в другой тональности Си бемоль- мажор. Она тоже весёлая, танцевальная, но отличается изяществом, грациозностью, лёгкостью звучания. Звучит легко и мягко в верхнем регистре у скрипок и гобоев, затем громко у всего оркестра.
- Какой танец можно танцевать под эту музыку? (вальс).
Да, вальсовый аккомпонемент придаёт побочной партии ещё большую мягкость.
Итак, обе темы (гл.п. и поб.п.) звучат в мажоре, обе танцевальные и звучат в верхнем регистре тихо, легко у струнных, затем громко у всего оркестра.
- Эти темы дополняют друг друга или контрастируют между собой? (дополняют).
-Давайте дадим характеристику музыке Гайдна.
Гайдн использовал в своих произведениях народно- бытовые образы. Поэтому его музыка лёгкая, светлая, жизнерадостная, танцевальная. Он рисует картину весёлого народного праздника. Для симфоний Гайдна не характерно резкое различие между главной и побочной партиями.
Надо сказать, что Й.Гайдн обладал большим чувством юмора и все жизненные неудачи и трудности, в отличие от В.Моцарта он легко переносил.
VIТеперь перейдём к В.Моцарту.
На протяжении своей короткой жизни композитор работал одновременно над операми и симфоническими произведениями. Это обусловило их взаимовлияние. Оперная музыка обогащается приёмами симфонического развития, а симфоническая музыка проникается певучестью.
Летом 1788 года Моцартом были закончены три бессмертные симфонии- Ми бемоль- мажор, соль- минор и До - мажор- венец симфонического творчества композитора. Каждая из этих симфоний - самостоятельное произведение. А все вместе они образуют симфоническую трилогию- исповедь композитора.
Симфония Ми бемоль- мажор рассказывает о самой безоблачной и счастливой поре в жизни человека - о детстве и юности.
Симфония До - мажор пронизана оптимизмом, любовью к жизни. Жизнь прекрасна во всём своём многообразии. С её радостями и горестями, счастьем и бедами, красотой и уродством, возвышенным и низменным.
А симфония соль - минор - самая известная, знаменитая, любимая всеми нами рассказывает о зрелых годах человека, о горькой правде жизни, о жестокой борьбе, которую приходится вести человеку и которую вёл сам Моцарт. В этой трилогии он рассказывает о себе, о своей нелёгкой жизни.
Симфония соль - минор приобрела популярность благодаря необычайно искренней музыке.
Гл.п.- изложена в основной тональности соль - минор. Звучит у скрипок в верхнем регистре и напоминает взволнованную человеческую речь. Проведение темы струнно-смычковыми инструментами придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту, а музыкальное сопровождение усиливает настроение взволнованности и беспокойства.
Поб.п. - изложена в параллельной к соль- минору тональности- Си бемоль- мажоре. Мелодия танцевального характера звучит мягко, изящно, грациозно. Её исполняют струнно - смычковые и деревянные духовые инструменты.
- Темы дополняют или контрастируют между собой? (контрастируют между собой).
- Давайте дадим характеристику музыке Моцарта.
Произведения Моцарта отличаются жизненной правдивостью, оптимизмом, а также они передают внутренний, душевный мир человека.
VII – Перейдём к Бетховену и сразу дадим характеристику его музыке.
Людвиг ван Бетховен обогатил музыку образами героической драматической борьбы. Он создал в музыкальном искусстве свою тему- тему борьбы и победы. Герой его музыки готов отдать жизнь за свой народ, за его свободу.
Я думаю, что в своих произведениях Бетховен рассказывает не только о борьбе за свой народ, а о борьбе самого композитора с его недугом (глухотой) и о борьбе с неудачами в личной жизни. Ведь он много раз был влюблён, но так и не женился, потому что его избранницы выходили замуж за более богатых.
Симфония до - минор начинается с музыкального эпиграфа. Это своего рода лейтмотив, который пронизывает все части симфонии и объединяет их.
- Как композитор сказал о своём музыкальном эпиграфе? («Так судьба стучится в дверь»).
Он звучит мрачно, угрожающе и уже в нём содержится призыв к борьбе.
Гл.п.- изложена в основной тональности до- минор и построена на начальном мотиве симфонии. Чёткая, решительная, мужественная, устремлённая вперёд. Вместе с тем она полна тревоги и беспокойства. Начинается в среднем регистре и постепенно поднимается вверх. Отличается большой звуковой насыщенностью.
Поб.п.- изложена как и у Моцарта в параллельной к до- минору тональности- Ми бемоль- мажор. Она начинается властным призывом валторн, затем сменяется мягким, нежным пением скрипок.
- Темы отличаются по характеру (да и очень сильно).
По сравнению с симфонией Моцарта здесь мы слышим ещё больший контраст между главной и побочной партиями.
VII Итак, подведём итоги.
Мы прослушали и дали характеристику основным темам первых частей симфоний Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Гайдн использовал народно - бытовые образы и в своей симфонии он рисует картину весёлого народного праздника. Поэтому главная и побочная партии дополняют друг друга. Обе танцевальные, звучат в мажоре в верхнем регистре, сначала тихо, легко у струнных инструментов, затем громко у всего оркестра, имеют светлый, жизнерадостный характер.
Симфония Моцарта лирическая, лирико- драматическая, связана с внутренним миром человека и в первой части мы слышим контраст между песенной, лирически - взволнованной главной партией и грациозной, изящной, танцевальной побочной партией.
А в симфонии Бетховена с его героическим началом слышится ещё больший контраст между мужественной, героической главной партией и напевной, лирической побочной.
И если темы Гайдна дополняют друг друга, то он обе темы проводит в мажоре. А Моцарт и Бетховен показывают контраст между темами и проводят их в тональности параллельной главной.
Композиторы следующих поколений продолжали развивать традиции классической симфонии, расширяя и обогащая её содержание и форму.