Просмотр содержимого документа
«Три вида минора. Четверть с точкой и восьмая»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО «Три вида минора. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая»
Автор: Никифорова Екатерина Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 1» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
2014
Предмет: сольфеджио
класс: 2
Тема урока: «Три вида минора. Ритмическая группа « Четверть с точкой и восьмая»».
Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.
Вид урока: групповое занятие.
Цель урока: развитие у детей чувства ритма и лада как средство раскрытия личности учащихся в процессе воспитания их художественного мышления в музыкальной деятельности.
Задачи урока:
образовательные: закрепить понятия о ритмической группе ; натуральном, гармоническом и мелодическом видах минора, закрепить практические навыки и умения их исполнения и использования в творческих формах работы;
развивающие: развивать образно - эмоциональное восприятие, творческие и познавательные способности учащихся – память, внимание, ритмический и мелодический слух;
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский).
Оборудование: фортепиано, дидактические средства – ритмические карточки, аккордовые карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Цель этапа – сконцентрировать внимание учащихся, заинтересовать, настроить на работу.
Музыкальное приветствие. Под аккомпанемент преподавателя дети исполняют песенку «Пора начать урок» (Е. Попляновой) – традиционное начало урока.
Вступительное слово преподавателя: « Ребята, на протяжении предыдущего учебного года вы многое узнали, многому научились. Сегодня мы вспомним виды минора и ритмический рисунок «Четверь с точкой и восьмая» (преподаватель исполняет песню «Катюша» Блантера с использованием , дети называют ритмическую группу, записывают её на доске).
Проверка домашнего заданияпо теме «Натуральный минор».
Цель этапа – проверка знаний учащихся о видах минора, навыков вокально – интонационного исполнения.
Задания:
Пение гамм а - moll , e-moll, d-moll и т.д. в заданном ритме с дирижированием (ритм выложен на доске с помощью карточек)
Пение ступеней в a - moll с показом ступеней (цифровки в тетрадях):
I – II – III – I – V – VI – V – I;
I – VII(н) – I – III – V –I ;
I – VII(↑) – I – III – V –I;
V – VI – V – III – II – VII(н) – I;
V – VI – V – III – II – VII(↑) – I ;
V – VI – VII(↑) – I ;
V – VI (↑) - VII(↑) – I и т.д.
Сольфеджирование (№ 175, 174 Калмыков, Фридкин).
Задания 1 – 3 проводятся поочерёдно с группой, индивидуально, по партам. Устраиваются устные мини – конкурсы на лучшее исполнение.
Проверка досочинения в a – moll (нат.) мелодии на слова:
« Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.» - досочинение.
Учащиеся исполняют (поют и проигрывают на фортепиано) свои варианты, преподаватель даёт оценку – отмечает положительное, указывает на ошибки.
III.Основная часть.Повторение темы: «Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая»
Цель этапа – закрепить знания учащихся о ритмическом рисунке ;
его образно – эмоционального восприятия; навыки исполнения и применения данного ритма в творческих заданиях.
Задание 1. Проговорить ритмическую группу с названием ритмослогов и показом длительностей по карточкам ( ТА – А – руки на колени, ТИ – хлопок в ладоши). .
Затем предлагается составить ритмический рисунок из карточек (8 тактов в размере 2/4, 3/4) и прохлопать. Объявляется конкурс на лучшее выполнение задания.
Задание 2. Пропеть гамму a – moll (натуральный вид) в ритмическом рисунке:
Задание 3. Сочинить, записать и прохлопать ритмическую цепочку с на текст
«Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится».
Задание 4. Слуховой анализ.
Преподаватель: «Ребята, что может привнести в музыку использование данного ритмического рисунка? Прослушайте музыкальные пьесы и постарайтесь найти ответ».
С. Майкапар. Тревожная минута. (звучит на фортепиано в исполнении преподавателя).
Дети обсуждают, приходят к выводу, что придаёт взволнованность, динамичность, порывистость, тревожность).
Р. Шуман. «Северная песня» (ноутбук). Вывод учащихся – «танцевальность, изящество».
Задание 5. Определение на слух интервалов и аккордов вне тональности.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроке, настроить на творческое выполнение домашнего задания.
Выводы: итак, каковы итоги нашего урока, чему вы научились?
Учащиеся: «Слушать и определять в музыкальных примерах;
исполнять данный ритм и использовать его в сочинении.
Домашнее задание:
Петь гамму a – moll (три вида) в заданном ритме.
Сочинить и записать ритмический 8- такт в размере три четверти.
№ 174-176 из учебника Калмыкова, Фридкина «Сольфеджио. Одноголосие» уверенно петь по нотам с дирижированием.
Учебная и методическая литература
Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 2 класс. – М., 2002.
Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 3 класс. – М., 2005.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001
Баева Н и Зебряк Т. Сольфеджио. – М.,
Барабошкина А. Сольфеджио второй класс. – М.,
Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». - М., 1986.
Калмыков, Фридкин «Сольфеджио. Одноголосие» ч. I
Фролова Ю.В. Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. 3 класс Ростов н/Д; 2002.
Проверка домашнего задания по теме «Натуральный минор. Тональность ля минор».
Основная часть. Повторение темы: «Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая»
IV. . Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Урок сольфеджио во 2 классе на тему «Натуральный минор. Четверть с точкой и восьмая» проводится в соответствии с рабочей программой и тематическим планом учебного предмета, логически связан с предыдущими и последующими.
При подготовке к уроку были учтены программные требования: пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно, пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре, разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу, проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.
Урок проводился в традиционной форме и явился обобщением и систематизацией знаний по данной теме в курсе сольфеджио второго года обучения; началом для дальнейшего изучения видов минора и ритмических групп .
На протяжении урока прослеживалось понимание учащимися особенностей и выразительных возможностей натурального минора и ритмической группы « Четверть с точкой и восьмая». Ребята показали знания и навыки их практического исполнения и использования в творческих формах работы, образно - эмоциональное восприятие, творческие и познавательные способности в ходе слухового анализа, ритмический и мелодический слух.
Подобранные методы обучения (словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский) способствовали повышению мотивации детей к обучению. Задания на сочинения мелодико-ритмических построений, а также объявления конкурсов на лучшее исполнение позволили создать творческий микроклимат в классе, дух соревнования. На уроке была создана атмосфера благоприятного психологического климата, доброжелательности и комфорта, взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества.
Оптимизировать процесс проблемно-поискового метода, направленного на развитие умения сопоставлять и анализировать полученные данные, применять знания, умения, навыки при изучении предметов по специальности позволила четкая структурированность урока, полнота изложения материала, доступность информации.
Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока. Удалось избежать перегрузки и переутомления; решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения.
При подведении итогов урока выяснилось, что всем детям было интересно, они научились применять теоретические знания на практике. Учащимся необходимо продолжить вокально – интонационную и метроритмическую работу в натуральном миноре с использованием новой ритмической формулы, анализ элементов музыкального языка.
Использована максимальная плотность урока. Урок достиг поставленной цели, был целостным и законченным.