kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Три вида минора. Четверть с точкой и восьмая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока с прохождением новой темы и закреплением предыдущей. Урок содержит в себе элементы детского творчества, импровизации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Три вида минора. Четверть с точкой и восьмая»































РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО «Три вида минора. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая»


















Автор: Никифорова Екатерина Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 1» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода










2014

Предмет: сольфеджио

класс: 2

Тема урока: «Три вида минора. Ритмическая группа « Четверть с точкой и восьмая»».

Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.

Вид урока: групповое занятие.

Цель урока: развитие у детей чувства ритма и лада как средство раскрытия личности учащихся в процессе воспитания их художественного мышления в музыкальной деятельности.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить понятия о ритмической группе ; натуральном, гармоническом и мелодическом видах минора, закрепить практические навыки и умения их исполнения и использования в творческих формах работы;

  • развивающие: развивать образно - эмоциональное восприятие, творческие и познавательные способности учащихся – память, внимание, ритмический и мелодический слух;

  • воспитательные: воспитывать целеустремлённость, активность, организованность, самостоятельность учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский).

Оборудование: фортепиано, дидактические средства – ритмические карточки, аккордовые карточки.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель этапа – сконцентрировать внимание учащихся, заинтересовать, настроить на работу.

Музыкальное приветствие. Под аккомпанемент преподавателя дети исполняют песенку «Пора начать урок» (Е. Попляновой) – традиционное начало урока.

Вступительное слово преподавателя: « Ребята, на протяжении предыдущего учебного года вы многое узнали, многому научились. Сегодня мы вспомним виды минора и ритмический рисунок «Четверь с точкой и восьмая» (преподаватель исполняет песню «Катюша» Блантера с использованием , дети называют ритмическую группу, записывают её на доске).


  1. Проверка домашнего задания по теме «Натуральный минор».

Цель этапа – проверка знаний учащихся о видах минора, навыков вокально – интонационного исполнения.

Задания:

  1. Пение гамм а - moll , e-moll, d-moll и т.д. в заданном ритме с дирижированием (ритм выложен на доске с помощью карточек)

  2. Пение ступеней в a - moll с показом ступеней (цифровки в тетрадях):

I – II – III – I – V – VI – V – I;

I – VII(н) – I – III – V –I ;

I – VII(↑) – I – III – V –I;

V – VI – V – III – II – VII(н) – I;

V – VI – V – III – II – VII(↑) – I ;

V – VI – VII(↑) – I ;

V – VI (↑) - VII(↑) – I и т.д.

  1. Сольфеджирование (№ 175, 174 Калмыков, Фридкин).

Задания 1 – 3 проводятся поочерёдно с группой, индивидуально, по партам. Устраиваются устные мини – конкурсы на лучшее исполнение.

  1. Проверка досочинения в a – moll (нат.) мелодии на слова:

« Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.» - досочинение.


Учащиеся исполняют (поют и проигрывают на фортепиано) свои варианты, преподаватель даёт оценку – отмечает положительное, указывает на ошибки.

III. Основная часть. Повторение темы: «Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая»

Цель этапа – закрепить знания учащихся о ритмическом рисунке ;

его образно – эмоционального восприятия; навыки исполнения и применения данного ритма в творческих заданиях.

Задание 1. Проговорить ритмическую группу с названием ритмослогов и показом длительностей по карточкам ( ТА – А – руки на колени, ТИ – хлопок в ладоши). .

Затем предлагается составить ритмический рисунок из карточек (8 тактов в размере 2/4, 3/4) и прохлопать. Объявляется конкурс на лучшее выполнение задания.

Задание 2. Пропеть гамму a – moll (натуральный вид) в ритмическом рисунке:

Задание 3. Сочинить, записать и прохлопать ритмическую цепочку с на текст

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится».

Задание 4. Слуховой анализ.

Преподаватель: «Ребята, что может привнести в музыку использование данного ритмического рисунка? Прослушайте музыкальные пьесы и постарайтесь найти ответ».

С. Майкапар. Тревожная минута. (звучит на фортепиано в исполнении преподавателя).

Дети обсуждают, приходят к выводу, что придаёт взволнованность, динамичность, порывистость, тревожность).

Р. Шуман. «Северная песня» (ноутбук). Вывод учащихся – «танцевальность, изящество».

Задание 5. Определение на слух интервалов и аккордов вне тональности.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроке, настроить на творческое выполнение домашнего задания.

Выводы: итак, каковы итоги нашего урока, чему вы научились?

Учащиеся: «Слушать и определять в музыкальных примерах;

исполнять данный ритм и использовать его в сочинении.

Домашнее задание:

  1. Петь гамму a – moll (три вида) в заданном ритме.

  2. Сочинить и записать ритмический 8- такт в размере три четверти.

  3. № 174-176 из учебника Калмыкова, Фридкина «Сольфеджио. Одноголосие» уверенно петь по нотам с дирижированием.



Учебная и методическая литература

  1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 2 класс. – М., 2002.

  2. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 3 класс. – М., 2005.

  3. Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001

  4. Баева Н и Зебряк Т. Сольфеджио. – М.,

  5. Барабошкина А. Сольфеджио второй класс. – М.,

  6. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». - М., 1986.

  7. Калмыков, Фридкин «Сольфеджио. Одноголосие» ч. I

  8. Фролова Ю.В. Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.

  9. Фролова Ю.В. Сольфеджио. 3 класс Ростов н/Д; 2002.



Интернет – ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/617207/

  2. http://otvet.mail.ru/question/82610724

  3. http://musstudent.ru/biblio/92-detskaja-muzykalnaja-shkola/solfedzhio/e-myakotin-muzykalnaya-gramota/152-e-myakotin-muzykalnaya-gramota-gruppirovka-dlitelnostei.html

Самоанализ

Дата


Класс

2

Предмет

Сольфеджио

Тема

«Натуральный минор. Четверть с точкой и восьмая»

Тип урока

Обобщение и закрепление пройденного материала

Преподаватель

Васильева Елена Анатольевна


Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания по теме «Натуральный минор. Тональность ля минор».

  3. Основная часть. Повторение темы: «Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая»

IV. . Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Урок сольфеджио во 2 классе на тему «Натуральный минор. Четверть с точкой и восьмая» проводится в соответствии с рабочей программой и тематическим планом учебного предмета, логически связан с предыдущими и последующими.

При подготовке к уроку были учтены программные требования: пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно, пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре, разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу, проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.

Урок проводился в традиционной форме и явился обобщением и систематизацией знаний по данной теме в курсе сольфеджио второго года обучения; началом для дальнейшего изучения видов минора и ритмических групп .

На протяжении урока прослеживалось понимание учащимися особенностей и выразительных возможностей натурального минора и ритмической группы « Четверть с точкой и восьмая». Ребята показали знания и навыки их практического исполнения и использования в творческих формах работы, образно - эмоциональное восприятие, творческие и познавательные способности в ходе слухового анализа, ритмический и мелодический слух.

Подобранные методы обучения (словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский) способствовали повышению мотивации детей к обучению. Задания на сочинения мелодико-ритмических построений, а также объявления конкурсов на лучшее исполнение позволили создать творческий микроклимат в классе, дух соревнования. На уроке была создана атмосфера бла­гоприятного психологи­ческого климата, доброжелательности и комфорта, взаимной заин­тересованно­сти в работе друг друга, сотрудничества.

Оптимизировать процесс проблемно-поискового метода, направленного на развитие умения сопоставлять и анализировать полученные данные, применять знания, умения, навыки при изучении предметов по специальности позволила четкая структурированность урока, полнота изложения материала, доступность информации.

Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока. Удалось избежать перегрузки и переутомления; решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения.

При подведении итогов урока выяснилось, что всем детям было интересно, они научились применять теоретические знания на практике. Учащимся необходимо продолжить вокально – интонационную и метроритмическую работу в натуральном миноре с использованием новой ритмической формулы, анализ элементов музыкального языка.

Использована максимальная плотность урока. Урок достиг поставленной цели, был целостным и законченным.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Три вида минора. Четверть с точкой и восьмая

Автор: Никифорова Екатерина Алексеевна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "140099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417876430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства