kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Региональный компонент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом обьединении. Доклад 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Региональный компонент"»

Процесс реализации регионального  компонента   в  музыкальном  воспитании

     Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача школы. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным различными народами,  формировать интерес к национальной культуре средствами музыкального искусства.
          На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед учителем. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения.  Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».
     Ценности  музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной  культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно-воспитательном процессе школ.
     Национально-региональный компонент (НРК)  в музыкальном воспитании является производной   национальной музыкальной культуры и в музыкальном воспитании предполагает активное использование  народной музыки и песен, произведений   композиторов, а также литературных произведений,    авторов и   фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия   музыкальной культуры разных народов.
     

В использовании  национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся учитель  ставит следующие цели:
1. Расширить у учащихся  знания о музыкальных традициях  этноса, передать духовный опыт и на его основе формировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом"  народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Привить учащимся  бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
   

Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры.

Использование национально-регионального компонента на уроках музыки в  общеобразовательной школе помогает решать следующие задачи:


• патриотические и интернациональные - очевидно, что, приобщая учащихся  к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание;
• социальные - национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные  духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве;
• психологические - национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;
• эстетические - высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;
• экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.
     

В нашем Губернаторском инженерном лицее каждый кабинет имеет свою историю и название. При входе в кабинет музыки, дети знакомятся с выдающимся композитором, легендой советского джаза Александром Владимировичем Варламовым родившимся в Симбирске. На следующий учебный год планируем с учениками оформит в кабинете музыки стенд посвященный этому композитору. Дети знакомятся с жизнью и творчеством Варламова, формируется интерес к культуре своего края..


 Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей  в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Русский народ – народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.

В кабинете музыки у нас есть муз. уголок, где дети могут ознакомиться с замечательной книгой «Родные берега». В это книге рассказывается история заселения Ульяновской области и собраны различные песни по районам заселения. Рассказывается о музыкально-стелевых особенностей волжских песен, что свойственно нашему региону. Отдельные песни я включаю в уроки музыки, дети с интересом поют песни, знакомятся с муз. культурой нашего края.
       

В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют русские народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах, как шумовых, так и звуковысотных.  Дети с огромным интересом играют на шумовых инструментах, знакомятся с культурой нашего края. На новогодний концерт мы с детьми готовили оркестр шумовых инструментов. В начальной школе по теме нородные муз. Инструменты, оркестр, мы знакомились и играли на рус.нар.инструментах ( ложки. Трещеьки, молоточек и т.д.)

Внеклассная и внеурочная работа в школе могут оказать большую помощь учителю и детям в расширении своего кругозора, знаний о фольклоре. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса.
     Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.
     






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Региональный компонент"

Автор: Макашова Ольга Александровна

Дата: 15.04.2023

Номер свидетельства: 629635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Статья на тему:" Региональный компонент в Крыму на уроках эстетического искусства"" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-rieghional-nyi-komponient-v-krymu-na-urokakh-estietichieskogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "144496"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418738061"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии 8 класс (девочки) "
    ["seo_title"] => string(110) "kontrol-znanii-i-umienii-v-natsional-no-rieghional-nom-komponientie-na-urokakh-tiekhnologhii-8-klass-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "217436"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433347350"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения "
    ["seo_title"] => string(111) "ispol-zovaniie-rieghional-nogho-komponienta-na-urokakh-matiematiki-kak-sposob-povyshieniia-motivatsii-uchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "123979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414606663"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей""
    ["seo_title"] => string(80) "natsionalno_regionalnyi_komponent_v_rabote_tvorcheskikh_obedinenii_mu_do_tsentr_"
    ["file_id"] => string(6) "558883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601509838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства