Просмотр содержимого документа
«"Региональный компонент"»
Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании
Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача школы. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным различными народами, формировать интерес к национальной культуре средствами музыкального искусства. На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед учителем. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения. Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя». Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно-воспитательном процессе школ. Национально-региональный компонент (НРК) в музыкальном воспитании является производной национальной музыкальной культуры и в музыкальном воспитании предполагает активное использование народной музыки и песен, произведений композиторов, а также литературных произведений, авторов и фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия музыкальной культуры разных народов.
В использовании национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся учитель ставит следующие цели: 1. Расширить у учащихся знания о музыкальных традициях этноса, передать духовный опыт и на его основе формировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" народной и композиторской музыки. 2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей. 3. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей. 4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры.
Использование национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе помогает решать следующие задачи:
• патриотические и интернациональные - очевидно, что, приобщая учащихся к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание; • социальные - национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве; • психологические - национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей; • эстетические - высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом; • экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.
В нашем Губернаторском инженерном лицее каждый кабинет имеет свою историю и название. При входе в кабинет музыки, дети знакомятся с выдающимся композитором, легендой советского джаза Александром Владимировичем Варламовым родившимся в Симбирске. На следующий учебный год планируем с учениками оформит в кабинете музыки стенд посвященный этому композитору. Дети знакомятся с жизнью и творчеством Варламова, формируется интерес к культуре своего края..
Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор). Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Русский народ – народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.
В кабинете музыки у нас есть муз. уголок, где дети могут ознакомиться с замечательной книгой «Родные берега». В это книге рассказывается история заселения Ульяновской области и собраны различные песни по районам заселения. Рассказывается о музыкально-стелевых особенностей волжских песен, что свойственно нашему региону. Отдельные песни я включаю в уроки музыки, дети с интересом поют песни, знакомятся с муз. культурой нашего края.
В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют русские народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах, как шумовых, так и звуковысотных. Дети с огромным интересом играют на шумовых инструментах, знакомятся с культурой нашего края. На новогодний концерт мы с детьми готовили оркестр шумовых инструментов. В начальной школе по теме нородные муз. Инструменты, оркестр, мы знакомились и играли на рус.нар.инструментах ( ложки. Трещеьки, молоточек и т.д.)
Внеклассная и внеурочная работа в школе могут оказать большую помощь учителю и детям в расширении своего кругозора, знаний о фольклоре. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.