Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей"
Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей"
Национально- региональный компонент
в работе творческих объединений
МУ ДО « Центр эстетического воспитания детей»
Шехмаметьева Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО « Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, г. Саранск.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Конечно, технический прогресс породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этнических, моральных ценностей своих предков.
А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, события старины, хозяйственную и духовную жизнь наших далеких предков, все то, что продолжает жить в сознании народа.
В настоящее время национальное искусство рассматривается как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих собой совокупность знаний, опыта народа, которое является важнейшим средством для развития воспитания народа.
Развитие личности ребенка трудно представить без использования регионального материала в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру, традиции своего края.
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс углубленного изучения особенностей народных промыслов и декоративного искусства той местности, где проживают обучающиеся.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: знакомство детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии, с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.
Национальная культура составляет основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традициям, обычаям своего народа, педагоги нашего Центра вводят его в мир прекрасного.
В работе творческих объединений национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно - образовательного процесса. Для решения задачи национального воспитания обучающиеся знакомятся с национальной культурой мордовского народа-искусством, музыкой, литературой. Знакомство осуществляется через все виды деятельности: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Научить детей работать с различными видами материалов, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, успешно- одна из основных задач педагогического коллектива.
Необходимо так организовать учебно- воспитательную деятельность на занятиях, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте народа, способствовала развитию художественно- творческих способностей обучающихся, формировала интерес к национальной культуре.
Одно из действенных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций - это детская литература и фольклор. На занятиях мы изучаем мордовские сказки, прибаутки, потешки. И потом, изучать национальные традиции можно весело: в игре, со стихами, песнями, театральными мини- постановками. Национально-региональный компонент присутствует не только в учебном процессе, но и в ходе проведения детских праздников и развлекательных мероприятий. Такие мероприятия, где широко используется весь колорит мордовской культуры, создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса к творчеству мордовского народа. Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни в современных условиях, научить быть успешным во всех отношениях, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, свои традиции,быт, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями и обычаями гораздо эффективнее осуществляется посредством демонстрации наглядного материала. Знакомство с историей и культурой нашей республики начинается с уголка национальной культуры. Словно попадая в сказку ребенок оказывается в волшебном мире, созданном мастерами своего дела, педагогами дополнительного образования. Здесь широко представлены настенные панно, стенды с изображением картин из жизни мордовского народа, сюжеты мордовских сказок и легенд. Особая гордость нашего Центра – это экспозиция кукол в национальных костюмах, выполненная из разных материалов: полимерная глина, текстиль, пластика. Экспозиция работ по национальной тематике представлена в таких техниках, как бисероплетение, вязание, лепка из глины, изонить, мягкая игрушка, соломка, вышивка, роспись по дереву, текстильная кукла. Все эти работы вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о жизни наших предков. В «Мордовском уголке» для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В своей работе педагоги дополнительного образования широко используют произведения декоративно-прикладного искусства Мордовского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам
и младшим школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ педагога, помогают воспитанникам понять и полюбить народное искусство. В творческих объединениях обучающиеся знакомятся с мордовской народной игрушкой (птичкой-свистулькой, стилизованной игрушкой-матрёшкой) и изделиями, изготовленными на территории Мордовии (керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты: туесок, корзина, шкатулка, ложкарница) с элементами национальных узоров мокшан и эрзян. Успешно зарекомендовали себя на практике работы обучающихся по рисованию и аппликации с элементами мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшенных ими салфеток, изготовление глиняной посуды, бисероплетение в народном стиле. На занятиях мы знакомим детей с изобразительным искусством, произведениями живописи, скульптуры, архитектуры с художниками и скульпторами – уроженцами Мордовии. Неподдельный интерес у воспитанников вызывают деревянные скульптуры мастеров с. Подлесная Тавла.
Традиционным стало проведение тематических выставок, организация экскурсий, проведение конкурса рисунка и работ по декортивно- прикладному творчеству, встречи с ветеранами, писателями, художниками Республики Мордовия.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение к красоте и добру, на желание видеть неповторимость в работах мастеров. Анализируя и сравнивая произведения устного народного и декоративно-прикладного творчества, дети узнают, что мордва и русские, люди других национальностей одинаково оценивают моральные качества человека. Это воспитывает в детях доброту, честность, смелость, отвагу, любовь к Родине.
На занятиях педагоги дополнительного образования Центра широко используют методики по изучению национальной культуры и традиций своего народа. Ведь испокон веков в произведениях искусства отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.
Тот опыт работы, который накоплен в нашем Центре показывает, что проводимая работа позволяет детям с малых лет впитывать народные традиции и народный дух. Те высоты, которых достиг за эти годы Центр, дались нелегко, но этот труд, этот поиск стал предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, пониманию его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу – творцу талантливых произведений.
Национальная культура может быть сохранена и продолжена в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения. Это позволит наиболее полно сохранить и передать новым поколениям национальные традиции народной культуры. Но этот процесс не должен быть случайным, необходимо формировать устойчивый интерес у обучающихся в этой области. Так же, чтобы реализовать проблему приобщения детей к национальной культуре на занятиях, необходим грамотный и подготовленный педагог, обладающий сам этими знаниями в данной области, владеющий основами этого наследия. Без этого процесс приобщения к национальной культуре теряет всякий смысл.
Ценность нашей работы заключается и в том, что наши воспитанники выбирают творческие профессии. Успешно обучаются в учебных заведениях по данному профилю как в Мордовии, так и в других регионах России и возвращаются в родные «пенаты» уже в качестве специалистов высокого уровня.
Самое главное, что целенаправленная работа педагогов с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание между людьми разных национальностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей"»
Национально- региональный компонент
в работе творческих объединений
МУ ДО « Центр эстетического воспитания детей»
Шехмаметьева Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО « Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, г. Саранск.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Конечно, технический прогресс породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этнических, моральных ценностей своих предков.
А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, события старины, хозяйственную и духовную жизнь наших далеких предков, все то, что продолжает жить в сознании народа.
В настоящее время национальное искусство рассматривается как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих собой совокупность знаний, опыта народа, которое является важнейшим средством для развития воспитания народа.
Развитие личности ребенка трудно представить без использования регионального материала в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру, традиции своего края.
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс углубленного изучения особенностей народных промыслов и декоративного искусства той местности, где проживают обучающиеся.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: знакомство детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии, с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.
Национальная культура составляет основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традициям, обычаям своего народа, педагоги нашего Центра вводят его в мир прекрасного.
В работе творческих объединений национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно - образовательного процесса. Для решения задачи национального воспитания обучающиеся знакомятся с национальной культурой мордовского народа-искусством, музыкой, литературой. Знакомство осуществляется через все виды деятельности: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Научить детей работать с различными видами материалов, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, успешно- одна из основных задач педагогического коллектива.
Необходимо так организовать учебно- воспитательную деятельность на занятиях, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте народа, способствовала развитию художественно- творческих способностей обучающихся, формировала интерес к национальной культуре.
Одно из действенных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций - это детская литература и фольклор. На занятиях мы изучаем мордовские сказки, прибаутки, потешки. И потом, изучать национальные традиции можно весело: в игре, со стихами, песнями, театральными мини- постановками. Национально-региональный компонент присутствует не только в учебном процессе, но и в ходе проведения детских праздников и развлекательных мероприятий. Такие мероприятия, где широко используется весь колорит мордовской культуры, создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса к творчеству мордовского народа . Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни в современных условиях, научить быть успешным во всех отношениях, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, свои традиции ,быт, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями и обычаями гораздо эффективнее осуществляется посредством демонстрации наглядного материала. Знакомство с историей и культурой нашей республики начинается с уголка национальной культуры. Словно попадая в сказку ребенок оказывается в волшебном мире, созданном мастерами своего дела, педагогами дополнительного образования. Здесь широко представлены настенные панно, стенды с изображением картин из жизни мордовского народа, сюжеты мордовских сказок и легенд. Особая гордость нашего Центра – это экспозиция кукол в национальных костюмах, выполненная из разных материалов: полимерная глина, текстиль, пластика. Экспозиция работ по национальной тематике представлена в таких техниках, как бисероплетение, вязание, лепка из глины, изонить, мягкая игрушка, соломка, вышивка, роспись по дереву, текстильная кукла. Все эти работы вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о жизни наших предков. В «Мордовском уголке» для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В своей работе педагоги дополнительного образования широко используют произведения декоративно-прикладного искусства Мордовского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам
и младшим школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ педагога, помогают воспитанникам понять и полюбить народное искусство. В творческих объединениях обучающиеся знакомятся с мордовской народной игрушкой (птичкой-свистулькой, стилизованной игрушкой-матрёшкой) и изделиями, изготовленными на территории Мордовии (керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты: туесок, корзина, шкатулка, ложкарница) с элементами национальных узоров мокшан и эрзян. Успешно зарекомендовали себя на практике работы обучающихся по рисованию и аппликации с элементами мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшенных ими салфеток, изготовление глиняной посуды, бисероплетение в народном стиле. На занятиях мы знакомим детей с изобразительным искусством, произведениями живописи, скульптуры, архитектуры с художниками и скульпторами – уроженцами Мордовии. Неподдельный интерес у воспитанников вызывают деревянные скульптуры мастеров с. Подлесная Тавла.
Традиционным стало проведение тематических выставок, организация экскурсий, проведение конкурса рисунка и работ по декортивно- прикладному творчеству, встречи с ветеранами, писателями, художниками Республики Мордовия.
Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение к красоте и добру, на желание видеть неповторимость в работах мастеров. Анализируя и сравнивая произведения устного народного и декоративно-прикладного творчества, дети узнают, что мордва и русские, люди других национальностей одинаково оценивают моральные качества человека. Это воспитывает в детях доброту, честность, смелость, отвагу, любовь к Родине.
На занятиях педагоги дополнительного образования Центра широко используют методики по изучению национальной культуры и традиций своего народа. Ведь испокон веков в произведениях искусства отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.
Тот опыт работы, который накоплен в нашем Центре показывает, что проводимая работа позволяет детям с малых лет впитывать народные традиции и народный дух. Те высоты, которых достиг за эти годы Центр, дались нелегко, но этот труд, этот поиск стал предпосылкой воспитания у детей интереса к народному искусству, пониманию его ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования чувства симпатии к народу – творцу талантливых произведений.
Национальная культура может быть сохранена и продолжена в том случае, если приобщать и формировать интерес к ней у подрастающего поколения. Это позволит наиболее полно сохранить и передать новым поколениям национальные традиции народной культуры. Но этот процесс не должен быть случайным, необходимо формировать устойчивый интерес у обучающихся в этой области. Так же , чтобы реализовать проблему приобщения детей к национальной культуре на занятиях , необходим грамотный и подготовленный педагог, обладающий сам этими знаниями в данной области, владеющий основами этого наследия. Без этого процесс приобщения к национальной культуре теряет всякий смысл.
Ценность нашей работы заключается и в том, что наши воспитанники выбирают творческие профессии. Успешно обучаются в учебных заведениях по данному профилю как в Мордовии, так и в других регионах России и возвращаются в родные «пенаты» уже в качестве специалистов высокого уровня.
Самое главное , что целенаправленная работа педагогов с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание между людьми разных национальностей.