Статья на тему:" Региональный компонент в Крыму на уроках эстетического искусства""
Статья на тему:" Региональный компонент в Крыму на уроках эстетического искусства""
Региональный компонент
Представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек нашей республики. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории родного края.
Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей местности. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Мы с ребятами сначала проводим экскурсию по улицам родного города. Отыскиваем изделия местных мастеров.
В этом году дети получили на каникулы задание( по желанию): сфотографировать все памятники в нашем городе, красивые ограды и другие архитектурные украшения. Получившийся материал использовали потом при изучении темы «Искусство в твоём городе».
Большую художественно-воспитательную роль имеют и экскурсии в природу. Главная задача таких экскурсий – помочь ребёнку создать в своей душе законченный художественный образ, на основе впечатлений от общения с природой, воспроизводя одну из важных особенностей народного мировосприятия – слитность человека со всем живым на земле.
«Региональный компонент и развитие культуры личности»
Использование регионального компонента на уроках ХК
На сегодняшний день в образовании в приоритете использование регионального компонента. Сам по себе данный факт говорит о том, что в настоящее время прилагаются усилия по разработке подходов, способствующих патриотическому воспитанию, формированию самосознания, сохранению своей самобытности и национальной культуры.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.
Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью.
Первостепенную роль в формировании национальной идентичности играет широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями той местности, в которой проживает человек, с его «малой родиной».
Как показал мой педагогический опыт, использование регионального компонента на уроках мировой художественной культуры значительно повышает эффективность урока. Но речь идёт не о формальном использовании материала региональной направленности, когда отдельные часы учебного плана отводятся на рассмотрение вопросов региональной художественной культуры. Речь идёт об умелом включении в содержание урока примеров художественной культуры родного края, о рассмотрении темы урока через призму той культуры, которая непосредственно окружает учащихся, что, в результате, актуализирует далёкие для воспринимающих факты истории мировой культуры. Результативность такого подхода к использованию регионального компонента в художественном образовании обусловлена решением сразу двух задач: освоением мировой художественной культуры и формированием ценностного отношения к культуре родного края.
Например, на уроке «Архитектура как вид искусства» предложенный подход реализуется в стремлении учителя не просто познакомить с архитектурными стилями, а вписать архитектуру Крыма в мировое архитектурное пространство.
Архитектура как вид искусства
ЗАДАЧА: дать представление о выразительных возможностях архитектуры.
ИДЕЯ : облечь камень и кирпич в некий образ, значит создать произведение искусства
– Что такое «архитектура»? (строительство зданий)
– Архитектура – это вид искусства? Значит, архитектурные творения – это произведения искусства?
Слайд Жилая застройка
– Давайте посмотрим .Эти здания можно назвать произведениями искусства? (Нет).
Вот оно, противоречие, которое вызывает проблему. Сформулируйте проблему и цель сегодняшнего урока.
ПРОБЛЕМА:
Когда архитектурное творение становится произведением искусства? Что значит создать архитектурное произведение?
ЦЕЛЬ: дать определение понятию «архитектура».
Слайд Оперный театр
– Вам знакомо это здание города Симферополя что это? (оперный театр)
– Своими очертаниями, колоннами оно вам напоминает какое-либо древнее архитектурное сооружение? (Парфенон)
Слайд Парфенон
– Знаменитый храм Парфенон, посвященный деве-Афине, богине-покровительнице Афин.
– Где он находится? (в Греции, на Акрополе)
Слайд Акрополь
– Что такое Акрополь? (возвышенность, холм). Афинский Акрополь возвышается над уровнем моря на 150 м .
Назовите известные вам храмы Акрополя (Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Бескрылой).
– Почему греки изобразили её без крыльев? (чтобы победа никогда не покидала Афин).
Слайд Эрехтейон
Чем интересен этот храм? (вместо колонн женские фигуры – кариатиды)
Слайд Ордерная система
В основе античной архитектуры – ордерная система (ордер – порядок): дорический, ионический, коринфский
Слайд Дорический
Слайд Ионический – с завитками – волютами
Слайд Коринфский – с целой корзиной трав и цветов
– Как вы думаете, отчего произошли названия ордеров? (от названия греческих местностей).
Слайд Ордеры
– Чего не хватает нашему городу?
Современному городу не хватает эклектики. Наш век эклектичен. Новейшей цивилизации недостаточно какого-либо одного стиля, нужна эклектика («выбор», разнообразие), когда архитектор пользуется не строгими правилами, а внутренним голосом. Нашему городу не хватает иллюзии нового века, неожиданных форм, противоречащих привычным представлениям.
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.
Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:" Региональный компонент в Крыму на уроках эстетического искусства"" »
Региональный компонент
Представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек нашей республики. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории родного края.
Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей местности. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Мы с ребятами сначала проводим экскурсию по улицам родного города. Отыскиваем изделия местных мастеров.
В этом году дети получили на каникулы задание( по желанию): сфотографировать все памятники в нашем городе, красивые ограды и другие архитектурные украшения. Получившийся материал использовали потом при изучении темы «Искусство в твоём городе».
Большую художественно-воспитательную роль имеют и экскурсии в природу. Главная задача таких экскурсий – помочь ребёнку создать в своей душе законченный художественный образ, на основе впечатлений от общения с природой, воспроизводя одну из важных особенностей народного мировосприятия – слитность человека со всем живым на земле.
«Региональный компонент и развитие культуры личности»
Использование регионального компонента на уроках ХК
На сегодняшний день в образовании в приоритете использование регионального компонента. Сам по себе данный факт говорит о том, что в настоящее время прилагаются усилия по разработке подходов, способствующих патриотическому воспитанию, формированию самосознания, сохранению своей самобытности и национальной культуры.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.
Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью.
Первостепенную роль в формировании национальной идентичности играет широкое знакомство с историей, культурой, природой, духовными ценностями той местности, в которой проживает человек, с его «малой родиной».
Как показал мой педагогический опыт, использование регионального компонента на уроках мировой художественной культуры значительно повышает эффективность урока. Но речь идёт не о формальном использовании материала региональной направленности, когда отдельные часы учебного плана отводятся на рассмотрение вопросов региональной художественной культуры. Речь идёт об умелом включении в содержание урока примеров художественной культуры родного края, о рассмотрении темы урока через призму той культуры, которая непосредственно окружает учащихся, что, в результате, актуализирует далёкие для воспринимающих факты истории мировой культуры. Результативность такого подхода к использованию регионального компонента в художественном образовании обусловлена решением сразу двух задач: освоением мировой художественной культуры и формированием ценностного отношения к культуре родного края.
Например, на уроке «Архитектура как вид искусства» предложенный подход реализуется в стремлении учителя не просто познакомить с архитектурными стилями, а вписать архитектуру Крыма в мировое архитектурное пространство.
Архитектура как вид искусства
ЗАДАЧА: дать представление о выразительных возможностях архитектуры.
ИДЕЯ : облечь камень и кирпич в некий образ, значит создать произведение искусства
– Что такое «архитектура»? (строительство зданий)
– Архитектура – это вид искусства? Значит, архитектурные творения – это произведения искусства?
Слайд Жилая застройка
– Давайте посмотрим .Эти здания можно назвать произведениями искусства? (Нет).
Вот оно, противоречие, которое вызывает проблему. Сформулируйте проблему и цель сегодняшнего урока.
ПРОБЛЕМА:
Когда архитектурное творение становится произведением искусства? Что значит создать архитектурное произведение?
ЦЕЛЬ: дать определение понятию «архитектура».
Слайд Оперный театр
– Вам знакомо это здание города Симферополя что это? (оперный театр)
– Своими очертаниями, колоннами оно вам напоминает какое-либо древнее архитектурное сооружение? (Парфенон)
Слайд Парфенон
– Знаменитый храм Парфенон, посвященный деве-Афине, богине-покровительнице Афин.
– Где он находится? (в Греции, на Акрополе)
Слайд Акрополь
– Что такое Акрополь? (возвышенность, холм). Афинский Акрополь возвышается над уровнем моря на 150 м .
Назовите известные вам храмы Акрополя (Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Бескрылой).
– Почему греки изобразили её без крыльев? (чтобы победа никогда не покидала Афин).
Слайд Эрехтейон
Чем интересен этот храм? (вместо колонн женские фигуры – кариатиды)
Слайд Ордерная система
В основе античной архитектуры – ордерная система (ордер – порядок): дорический, ионический, коринфский
Слайд Дорический
Слайд Ионический – с завитками – волютами
Слайд Коринфский – с целой корзиной трав и цветов
– Как вы думаете, отчего произошли названия ордеров? (от названия греческих местностей).
Слайд Ордеры
– Чего не хватает нашему городу?
Современному городу не хватает эклектики. Наш век эклектичен. Новейшей цивилизации недостаточно какого-либо одного стиля, нужна эклектика («выбор», разнообразие), когда архитектор пользуется не строгими правилами, а внутренним голосом. Нашему городу не хватает иллюзии нового века, неожиданных форм, противоречащих привычным представлениям.
Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.
Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием регионального компонента знакомит школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.
Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.