kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Автор: учитель математики КГУ СШК № 19 Постельняк А.В.

Аннотация: Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Применение регионального компонента в математике позволяет каждому учащемуся увидеть этот личностный смысл и значимость математических знаний в строго алгоритмизированном предмете.

Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания математических определений, формул, теорем?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными.  Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной  школе из-за отсутствия соответствующей базы. 

Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т.к. именно знания лежат в основе осознанных поступков человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях - главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики приводит к осознанному осмыслению изучаемого материала, пониманию взаимосвязи алгоритмизированной счетной науки и жизни каждого учащегося лично.  Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике, качество их математических знаний и умений. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.
           Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
-природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.).

Примеры, используемых задач:

  1. при решении задач на составление систем уравнений второй степени (9 класс): Площадь традиционного казахского ковра Сырмак равна 6 м2, а его периметр равен 10 м. Найдите длины сторон ковра.  
  2.  На сколько удлинится длина окружности основания юрты, если ее радиус увеличить на 1 м? 
  3. Автомагистрали, соединяющие г.Усть-Каменогорск, п. Белоусовку и п. Глубокое, образуют треугольник. Длина автомагистрали г. Усть-Каменогорск - Белоусовка равна 14 км, длина автомагистрали г.Усть-Каменогорск - Глубокое равна 22 км, Белоусовка –Глубокое равна 10 км. Найти площадь территории, ограниченной этими автомагистралями. 
  4.  Расстояние от г.Усть-Каменогорска до г. Шемонаиха равное 96 км легковой автомобиль преодолевает за 1ч 20мин, а грузовая машина – за 2 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины. (5 класс) 
  5. Определите расстояние между г.Усть-Каменогорском и п. Глубокое на карте, если на местности это расстояние равно 22 км, масштаб карты – 1:1 000 000. (6 класс) 
  6. Используя отрицательные и положительные числа, запишите высоту и глубину. 
    1. Средняя глубина Бухтарминского водохранилища 9,6 м; 
    2. Наивысшая точка Горного Алтая- гора Белуха на высоте 4506 м; 
    3. Максимальная глубина Усть-Каменогорского водохранилища 45 м; 
    4. Высота Байтерека в Усть-Каменогорске 28,5 м. (6 класс)
  7.  Скорость полета черного стрижа составляет 40 % от скорости сокола - Сапсана при ловле добычи в «ПИКЕ». Найдите скорость сокола-Сапсана, если скорость черного стрижа равна 120 км/ч.
                Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. 

 

ИПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Чиркина О.М. Сборник задач по математике с региональным компонентом.
  2.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: «Просвещение», 1979
  3. Егорина А.В.,Зинченко Ю.К., Зинченко Е.С. Физическая география Восточно-Казахстанской области. – Усть-Каменогорск, 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения »

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Автор: учитель математики КГУ СШК № 19 Постельняк А.В.

Аннотация: Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Применение регионального компонента в математике позволяет каждому учащемуся увидеть этот личностный смысл и значимость математических знаний в строго алгоритмизированном предмете.

Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания математических определений, формул, теорем?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. 

Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т.к. именно знания лежат в основе осознанных поступков человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях - главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики приводит к осознанному осмыслению изучаемого материала, пониманию взаимосвязи алгоритмизированной счетной науки и жизни каждого учащегося лично. Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике, качество их математических знаний и умений. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.
Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
-природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.).

Примеры, используемых задач:

  1. при решении задач на составление систем уравнений второй степени (9 класс): Площадь традиционного казахского ковра Сырмак равна 6 м2, а его периметр равен 10 м. Найдите длины сторон ковра.  

  2. На сколько удлинится длина окружности основания юрты, если ее радиус увеличить на 1 м? 

  3. Автомагистрали, соединяющие г.Усть-Каменогорск, п. Белоусовку и п. Глубокое, образуют треугольник. Длина автомагистрали г. Усть-Каменогорск - Белоусовка равна 14 км, длина автомагистрали г.Усть-Каменогорск - Глубокое равна 22 км, Белоусовка –Глубокое равна 10 км. Найти площадь территории, ограниченной этими автомагистралями. 

  4. Расстояние от г.Усть-Каменогорска до г. Шемонаиха равное 96 км легковой автомобиль преодолевает за 1ч 20мин, а грузовая машина – за 2 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины. (5 класс) 

  5. Определите расстояние между г.Усть-Каменогорском и п. Глубокое на карте, если на местности это расстояние равно 22 км, масштаб карты – 1:1 000 000. (6 класс) 

  6. Используя отрицательные и положительные числа, запишите высоту и глубину. 
    1. Средняя глубина Бухтарминского водохранилища 9,6 м; 
    2. Наивысшая точка Горного Алтая- гора Белуха на высоте 4506 м; 
    3. Максимальная глубина Усть-Каменогорского водохранилища 45 м; 
    4. Высота Байтерека в Усть-Каменогорске 28,5 м. (6 класс)

  7.  Скорость полета черного стрижа составляет 40 % от скорости сокола - Сапсана при ловле добычи в «ПИКЕ». Найдите скорость сокола-Сапсана, если скорость черного стрижа равна 120 км/ч.
    Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. 


ИПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Чиркина О.М. Сборник задач по математике с региональным компонентом.

  2.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: «Просвещение», 1979

  3. Егорина А.В.,Зинченко Ю.К., Зинченко Е.С. Физическая география Восточно-Казахстанской области. – Усть-Каменогорск, 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Постельняк Анна Владимировна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства