Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения
Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Автор: учитель математики КГУ СШК № 19 Постельняк А.В.
Аннотация: Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Применение регионального компонента в математике позволяет каждому учащемуся увидеть этот личностный смысл и значимость математических знаний в строго алгоритмизированном предмете.
Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания математических определений, формул, теорем?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы.
Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т.к. именно знания лежат в основе осознанных поступков человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях - главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики приводит к осознанному осмыслению изучаемого материала, пониманию взаимосвязи алгоритмизированной счетной науки и жизни каждого учащегося лично. Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике, качество их математических знаний и умений. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.
Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
-природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.).
Примеры, используемых задач:
при решении задач на составление систем уравнений второй степени (9 класс): Площадь традиционного казахского ковра Сырмак равна 6 м2, а его периметр равен 10 м. Найдите длины сторон ковра.
На сколько удлинится длина окружности основания юрты, если ее радиус увеличить на 1 м?
Автомагистрали, соединяющие г.Усть-Каменогорск, п. Белоусовку и п. Глубокое, образуют треугольник. Длина автомагистрали г. Усть-Каменогорск - Белоусовка равна 14 км, длина автомагистрали г.Усть-Каменогорск - Глубокое равна 22 км, Белоусовка –Глубокое равна 10 км. Найти площадь территории, ограниченной этими автомагистралями.
Расстояние от г.Усть-Каменогорска до г. Шемонаиха равное 96 км легковой автомобиль преодолевает за 1ч 20мин, а грузовая машина – за 2 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины. (5 класс)
Определите расстояние между г.Усть-Каменогорском и п. Глубокое на карте, если на местности это расстояние равно 22 км, масштаб карты – 1:1 000 000. (6 класс)
Используя отрицательные и положительные числа, запишите высоту и глубину.
1. Средняя глубина Бухтарминского водохранилища 9,6 м;
2. Наивысшая точка Горного Алтая- гора Белуха на высоте 4506 м;
3. Максимальная глубина Усть-Каменогорского водохранилища 45 м;
4. Высота Байтерека в Усть-Каменогорске 28,5 м. (6 класс)
Скорость полета черного стрижа составляет 40 % от скорости сокола - Сапсана при ловле добычи в «ПИКЕ». Найдите скорость сокола-Сапсана, если скорость черного стрижа равна 120 км/ч.
Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
ИПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Чиркина О.М. Сборник задач по математике с региональным компонентом.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: «Просвещение», 1979
Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента на уроках математики как способ повышения мотивации учения »
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Автор: учитель математики КГУ СШК № 19 Постельняк А.В.
Аннотация: Мотивация учения - основное условие успешного обучения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Применение регионального компонента в математике позволяет каждому учащемуся увидеть этот личностный смысл и значимость математических знаний в строго алгоритмизированном предмете.
Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания математических определений, формул, теорем?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы.
Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т.к. именно знания лежат в основе осознанных поступков человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях - главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики приводит к осознанному осмыслению изучаемого материала, пониманию взаимосвязи алгоритмизированной счетной науки и жизни каждого учащегося лично. Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике, качество их математических знаний и умений. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики. Региональность характеризуют следующие особенности: - исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности); -природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии); - социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения); - социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.); - социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.); - экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства; - административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления); - политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.).
Примеры, используемых задач:
при решении задач на составление систем уравнений второй степени (9 класс): Площадь традиционного казахского ковра Сырмак равна 6 м2, а его периметр равен 10 м. Найдите длины сторон ковра.
На сколько удлинится длина окружности основания юрты, если ее радиус увеличить на 1 м?
Автомагистрали, соединяющие г.Усть-Каменогорск, п. Белоусовку и п. Глубокое, образуют треугольник. Длина автомагистрали г. Усть-Каменогорск - Белоусовка равна 14 км, длина автомагистрали г.Усть-Каменогорск - Глубокое равна 22 км, Белоусовка –Глубокое равна 10 км. Найти площадь территории, ограниченной этими автомагистралями.
Расстояние от г.Усть-Каменогорска до г. Шемонаиха равное 96 км легковой автомобиль преодолевает за 1ч 20мин, а грузовая машина – за 2 часа. На сколько скорость легкового автомобиля больше скорости грузовой машины. (5 класс)
Определите расстояние между г.Усть-Каменогорском и п. Глубокое на карте, если на местности это расстояние равно 22 км, масштаб карты – 1:1 000 000. (6 класс)
Используя отрицательные и положительные числа, запишите высоту и глубину. 1. Средняя глубина Бухтарминского водохранилища 9,6 м; 2. Наивысшая точка Горного Алтая- гора Белуха на высоте 4506 м; 3. Максимальная глубина Усть-Каменогорского водохранилища 45 м; 4. Высота Байтерека в Усть-Каменогорске 28,5 м. (6 класс)
Скорость полета черного стрижа составляет 40 % от скорости сокола - Сапсана при ловле добычи в «ПИКЕ». Найдите скорость сокола-Сапсана, если скорость черного стрижа равна 120 км/ч. Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
ИПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Чиркина О.М. Сборник задач по математике с региональным компонентом.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: «Просвещение», 1979