kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из определяющих моментов для музыкального развития начинающего ученика является воспитание музыкального слуха, которое заключает в себе реакцию не только на музыкально – высотные представления, поиск мелодии, но и умение слышать звуки в их сочетании – интервалы, аккорды. Сюда включен весь круг слуховых и эмоциональных задач, весь комплекс обучения ребенка. Этому способствуют такие необходимые для ученика моменты как подбор по слуху и транспонирование, воспитывающие внимание и способность анализировать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано»»

Статья

«Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано»

Фахрутдинова Альбина Равильевна, педагог по классу фортепиано

МБУДО «Детская музыкальная школа №21» г. Казани



Одним из определяющих моментов для музыкального развития начинающего ученика является воспитание музыкального слуха, которое заключает в себе реакцию не только на музыкально – высотные представления, поиск мелодии, но и умение слышать звуки в их сочетании – интервалы, аккорды. Сюда включен весь круг слуховых и эмоциональных задач, весь комплекс обучения ребенка. Этому способствуют такие необходимые для ученика моменты как подбор по слуху и транспонирование, воспитывающие внимание и способность анализировать.

Но именно творческое воспитание, т.е. воспитание собственного отношения к рождению музыки начинается через каданс. Именно на кадансе базируется начало творческой работы с учеником. Умение играть кадансы является очень важным моментом в становлении юного музыканта, в развитии его слуха и интеллекта.

На основе кадансов развивается творческое воображение, развиваются элементы импровизации.

Каданс заключает в себе мощную энергетику, стимул для развития творческой фантазии.

Спешить с усложнением функций в кадансе не следует. Только постепенно можно вводить 2, 4 ступени, понятие параллельной тональности. Но всегда необходимо следить насколько это понятно ученику. Чтобы ученик лучше усвоил тот или иной каданс, перед ним следует ставить различные задачи на основе одного каданса. Это могут быть фигурные изменения, игра каданса вразных тональностях, в секвенционной цепочке. Все это приносит огромную радость даже начинающему ребенку. Игра каданса превращается в настоящий источник фантазии.

Дальнейшее развитие идет за счет фактурных изменений, мелодизации аккордов, ритмических и жанровых видоизменений в виде вальса, польки, марша и т.д.

В старших классах каданс усложняется по мере того, как ученик знакомится с гармонией. Развернутый каданс в таком случае становится основой для интересной творческой работы.

Импровизация, по сути, представляет собой творческое преломление каданса в свободном изложении, где главную роль играет фантазия и музыкальный багаж исполнителя, богатство его музыкально-слуховых представлений.

Для обучения импровизации можно прибегнуть к бесконечному многообразию образов, настроений, ритмов, жанров, элементов полифонии, орнаментики со всевозможным варьированием.

Импровизация очень тесно смыкается с сочинением, где творческий процесс более закончен, лишен случайности. Носам принцип поиска образа, жанра практически не отличается от импровизации.

Сочинение – всегда увлекательная и полная неистощимой фантазии форма детского творчества. Дети тянутся к творческой деятельности и нередко поражают интересными выдумками в своих играх, рисунках, стихотворениях, песнях. Опытные музыканты-педагоги проницательно обнаруживают склонности ребенка в этой области и используют их в процессе обучения. Такие педагоги ищут для приобщения детей к музыкальному творчеству различные пути. Одному ученику предлагается найти выражение в звуках каких-либо характерных движений, например, бега вприпрыжку или укачивание куклы, другому – сочинить музыку к стихотворению, картинке. Постепенно, по мере музыкального развития ученика, педагог стремится заинтересовать его такими заданиями, как завершение неоконченных мелодий, придумывание к мелодиям сопровождений различных видов, а затем сочинение собственных песен и небольших пьес в различных жанрах. Умело направляя эту работу, можно приобщить ученика в увлекательной для него форме ко многим знаниям в области музыки, что поможет ему лучше осмыслить изучаемые произведения. Желательно поощрять совместное творчество учащихся.

Очень интересной формой является импровизация на модель, которая, по сути, перерастает в сочинение. Это может быть некоторое видоизменение тех или иных мелодических или ритмических оборотов песен или пьес, которые находятся в репертуаре ученика. Так могут появиться интересные ноктюрны, пьесы, стилизованные под сочинения старинной, классической музыки, форма вариаций.

В старших классах интересной формой творческих работ являются обработки и переложения для ансамблей. Это не только интересная, но и очень полезная форма творческой работы.

Разностороннее развитие творческих данных учащихся целесообразно вести на протяжении всего периода обучения. Но при этом необходимо исходить из интересов и возможностей каждого ученика. Ребенка, не склонного что-либо сочинять, не следует к этому принуждать – пусть творческое начало проявится в его игре, в подборе собственного сопровождения к мелодии и в какой-нибудь иной форме.

Художественная активизация ученика, приобретение им навыков творчества, которые помогут ему свободно общаться со своим инструментом, выразить свое настроение в музыке – вот главная цель, которую ставит перед собой преподаватель в воспитании ученика.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано»

Автор: Фахрутдинова Альбина Равильевна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ "
    ["seo_title"] => string(50) "vyrabotka-navykov-chtieniia-not-s-lista-na-baianie"
    ["file_id"] => string(6) "162286"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422343953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-navykov-chtieniia-s-lista-v-piervyie-ghody-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "276044"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452673798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект открытого занятия «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-razvivaiushchiie-formy-raboty-na-urokakh-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "290136"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454926992"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств"
    ["seo_title"] => string(78) "chtenie_not_s_lista_rabochaia_uchebnaia_programma_dlia_detskikh_shkol_iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "516820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563267507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-razvitiie-vokal-no-intonatsionnykh-navykov-u-dietiei-piervogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "182673"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425569123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства