kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа написана на основании типовой программы детских школ искусств «Музыкальный инструмент (фортепиано)» и предназначена для учащихся ДШИ, ДМШИ с пятилетним или семилетним сроками обучения.

Форма проведения учебных занятий – индивидуальный урок, продолжительность занятий – один академический час в неделю.

Данная программа разработана для определения основных направлений работы в классе по учебному предмету «Чтение нот с листа»; уточнения форм работы, проводимых на уроке; представления примерного репертуарного списка, способствующего развитию навыков чтению нот с листа у учащегося.

Просмотр содержимого документа
«ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств»

Государственное учреждение образования
«Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»












ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА


Рабочая учебная программа для детских школ искусств

(направление деятельности «Музыкальное»

фортепианное отделение)






















Гродно, 2019

Составители:

Сугоняко Л.И., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

Коломиец Е.А., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

































Рассмотрена и рекомендована к утверждению:

Педагогическим советом государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

(протокол № 4 от 29.03.2019)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе обучения игре на любом музыкальном инструменте, важное значение имеет навык чтения нот с листа.

Заниматься чтением нот с листа нужно с первых шагов начального периода обучения на том же материале, который предназначен для формирования игровых навыков, то есть на учебном материале. Процесс чтения нот с листа можно сравнивать с процессом чтения буквенного текста: здесь тоже имеет место связь знака с звуком. Ведь при постоянной тренировке, от чтения слов по слогам ребенок в течение полугода довольно быстро переходит к беглому чтению небольших отрывков текста. То же самое мы наблюдаем при обучении начинающих чтению нот с листа, когда ученик должен осознать каждое из нотных обозначений через призму уже имеющихся у него знаний и навыков. Процесс чтения нот с листа более сложен – это зрительное восприятие, затем звуковое представление, двигательные импульсы.

Чтение нот с листа на музыкальном инструменте имеет свои особенности и сложности, так как требует специального развития музыкальных способностей (внутреннего слуха, музыкально-слуховых представлений), овладения техникой игры на музыкальном инструменте.

Рабочая программа написана на основании типовой программы детских школ искусств «Музыкальный инструмент (фортепиано)» и предназначена для учащихся ДШИ, ДМШИ с пятилетним или семилетним сроками обучения.

Форма проведения учебных занятий – индивидуальный урок, продолжительность занятий – один академический час в неделю.

Данная программа разработана для определения основных направлений работы в классе по учебному предмету «Чтение нот с листа»; уточнения форм работы, проводимых на уроке; представления примерного репертуарного списка, способствующего развитию навыков чтению нот с листа у учащегося.

Программа учебного предмета «Чтение нот с листа» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано.

Цель учебного предмета «Чтение нот с листа» – научить осмысленно и музыкально воспроизводить на инструменте незнакомые музыкальные произведения без предварительного разучивания.

Основные задачи:

обучающие:

– приобрести первичный навык анализа музыкального произведения (тональность, размер, знаки альтерации, темп, фактура, штрихи, группировка нот, скачки);

– приобрести навык прочтения и точного воспроизведения штрихов, передавать характер, динамику музыкального произведения;

– приобрести навык умения быстро читать ноты с листа.



развивающие:

– развить память, внимание, сообразительность, активизировать умственную деятельность ученика.

воспитательные:

– формировать музыкальную культуру, художественный вкус посредством всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой;

– воспитывать качества эстетически развитой личности, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

– воспитывать личностные качества: инициативность, самостоятельность, коммуникабельность;

– расширять общемузыкальные возможности ученика, его кругозор.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯ, НАВЫКАМ


В результате изучения учебного предмета «Чтение нот с листа» учащийся должен

знать:

– основные музыкально-теоретические понятия, термины, обозначения, используемые в нотном тексте;

– суть понятия «чтение с листа» и его отличие от разбора;

уметь:

– делать предварительный анализ текста, научиться перед игрой охватывать произведение в целом: определять характер, образную сферу исполняемой музыки, тональность, модуляции, темп, фактуру, кульминационные моменты;

– читать музыкальный материал по горизонтали и вертикально-горизонтально;

– узнавать гаммовые, арпеджированные ходы по графическим контурам, гармонические и мелодические интервалы, септаккорды и их обращения;

– использовать освоенные знания, практические умения и навыки при чтении нот с листа;

– предслышать внутренним слухом, интонировать, как минимум на два такта впереди читаемого музыкального текста;

владеть навыками:

– игры на музыкальном инструменте;

– устного чтения нот с листа, работы с аппликатурой, с ритмом;

– перехода от разрозненного процесса чтения отдельных звуков к слитному процессу исполнения;









КОНТРОЛЬ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


По учебному предмету «Чтение нот с листа» учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация:

– поурочный контроль с выставлением отметок в дневник и журнал индивидуальных учебных занятий;

– контроль, проводимый в 3 четверти (февраль-март) с исполнением одного произведения и фиксированием результата в индивидуальном плане и дневнике учащегося.

Итоговая аттестация проходит с выставлением:

– годовых отметок;

– итоговых отметок по завершению срока обучения.

Оценивание на контрольных уроках осуществляется с выставлением качественной и количественной отметки (словесно-содержательная форма и баллы).



КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Реализация цели и решения задач предмета основывается на принципе комплексного подхода, что выражается в единстве целей и задач, содержания и методов обучения, в единстве образования, воспитания и развития.

Одно из главных условий правильного прочтения нотного текста заключено в его предварительном мысленном прочтении (вижу, слышу, играю).

Второе условие при чтении нот с листа – неотрывность взгляда играющего от нотного текста. Только при этом условии можно обеспечить непрерывное звуковое действие. Умение играть не глядя на инструмент – одно из важнейших условий успешного прочтения нотного текста.

Третье условие, способствующее улучшению процесса чтения нот с листа, – это способность охватить единым взглядом общую конфигурацию мелодических рисунков, направленность их движения в звуковом пространстве.

Уровень сложности используемого учебного материала примерно на два класса ниже, чем по учебному предмету «Музыкальный инструмент». Репертуар ориентирован на учащихся со средними музыкальными способностями.

Основным видом учебной деятельности предмета «Чтение нот с листа» является выполнение учащимися практических заданий. Развитие навыков чтения нот с листа должно носить систематический характер. Прочтение нотного текста – процесс, слагаемый из многих более простых навыков и умений.

Пошаговый процесс осуществления чтения нот с листа:

1. Устное чтение нот.

2. Устный разбор музыкального произведения (определение тональности, метроритмического рисунка, формы, характера, движения мелодического рисунка и т. д.)

3. Исполнение произведения на фортепиано.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Первый–второй годы обучения


1. Подготовка к чтению с листа. Закрепление знания основ нотной грамоты – высотной и ритмической записи.

2. Чтение безвысотного ритмического рисунка из смежных длительностей.

3. Упражнения на закрепление знания высотной записи звуков.

4. Выработка навыков относительного чтения высотной нотной записи.

5. Чтение коротких мелодических попевок.

6. Введение в мелодии артикуляционных обозначений (мотивных, фразировочных лиг).

7. Исполнение мелодий более широкого диапазона записанных на двух нотных станах.

8. Постепенное усложнение метроритма.

9. Расширение регистрового диапазона мелодий.

10. Динамические изменения в процессе развития мелодии.

11. Более разнообразные штрихи: легато, стаккато, нон легато.

12. Соединение позиций в мелодии.

13. Освоение вертикали: созвучия, квинты, терции.

14. Чтение позиционных мелодий с аккомпанементом.

15. Освоение и закрепление ритмических оборотов с шестнадцатыми.

16. Тональности с двумя знаками при ключе.

17. Паузы (целые, половинные, четвертные, восьмые) в мелодии и аккомпанементе.

18. Добавочные линейки (не более двух).

19. Пунктирный ритм.


Третий–четвертый годы обучения


1. Повторение пройденного.

2. Материал степени трудности первого класса, но в тональностях с тремя знаками.

3. Пьесы с простой фактурой, но более частой сменой штриха.

4. Мелодии с аккомпанементом в виде линеарного баса, типичного для менуэтов и других старинных танцев.

5. Трезвучия и их обращения. Трезвучия в аккомпанементе.

6. Мелодия с движением по ступеням трезвучия.

7. Пунктирный ритм в 2–3–4-дольном размере.

8. Двухголосие зеркального типа. Повторение двухголосия параллельного типа.

9. Пьесы с аккомпанементом: бас и аккорд.

10. Синкопированный ритм. Триоли.

11. Смена размера внутри пьесы.

12. Разнообразная аккордовая ткань.

13. Скачки в мелодии.

14. Смена фактуры внутри произведения – передача мелодии из одной руки в другую.


Пятый–седьмой годы обучения


1. Усложнение мелодического рисунка. Хроматические последования.

2. Новые метроритмические задачи: переход от четного к нечетному дроблению метрической единицы.

3. Усложнение фактуры, введение полифонических элементов.

4. Пьесы с фигурационно-гармоническим аккомпанементом:

– альбертиевы басы;

–триольная гармоническая фигурация.

5. Обращения Д 7.

6. Воспитание навыков фактурного анализа. Выделение фактурной ячейки.

7. Чтение простых мелодий с педалью.

8. Мелизмы в мелодии.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой : учеб. пособие / А. Д. Артоболевская. – Москва : Советский композитор, 1989 – 102 с.

2. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goldaccordeon.com.

3. Брянская, Ф. Д. Пособие по чтению нот с листа на фортепиано. В 2-х частях / Ф. Д. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая; под общ. ред. С. Ляховицкой. – Ч. I – Л.: Музыка, 1963, 1964; Ч. 2 – Л.: Музыка, 1969. – 114 с.

4. Гедике, А. 30 легких фортепианных пьес для начинающих. Тетрадь 1

(№ 1 - 30). – М.: Композитор, 1993 – 24 с.

5.Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением / Л. С. Гинзбург. – Москва, 1982 – 56 с.

6. Гитлиц, В. Пособие по чтению нот с листа на материале песен народов СССР (V–VII классы ДМШ) / В. Гитлиц; сост., ред., метод., коммент. В. Гитлица. М.: Музыка, 1967. – 78 с.

7. Камаева, Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс / Т. Камаева, А. Камаев. Первое изд. – М.: Классика –XXI. – 100 с.

8. Крюкова, В. Музыкальная педагогика / В. Крюкова. – Р.:2002. – 288 с.

9. Курнавина, О. Чтение с листа : пособие / О. Курнавина. – СПб. : Композитор, 2007. – 110 с.

10. Майкапар, С. М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития / С. М. Майкапар. – Москва, 1990. – 250 с.

11. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М.: Классика-XXI, 2005. – 232 с.

12. Русяева, И. Чтение с листа на уроках сольфеджио: 1–2 кл. ДМШ / И. Русяева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 78 с.

13. Барсукова, С.А. Сборник пьес для фортепиано: Для ДМШ. 1–2 класс: Учеб. – метод. пособие / Сост. С. А. Барсукова. Вып. 3, Ростов н / Д: Феникс, 2002 – 64 с.

14. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.abbia.by. – Дата доступа: 02.03.2019.

15. Шалина, Л. Школа беглого чтения нот с листа : учеб. Пособие / Л. Шалина. – изд. Феникс, 2015 – 136 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств

Автор: Сугоняко Лилия Ивановна, Коломиец Екатерина Александровна

Дата: 16.07.2019

Номер свидетельства: 516820

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства