Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми в творческом объединении «Гармония» МБУДО Центра дополнительного образования «Созвездие» г.Балашова
Маркеева Александра Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр дополнительного образования «Созвездие»
г.Балашова Саратовской области»
Развитие общества и культуры осуществляется, в первую очередь, одаренными, творческими людьми. Социальный заказ ведет к возрастающему интересу науки и практики к одаренным детям и делает работу с ними чрезвычайно актуальной. Выявление, поддержка и развитие одаренных детей – один из приоритетов современного образования. Особое место в работе с талантливыми детьми принадлежит системе дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования, благодаря своему разнообразию и опоре на личностно-ориентированное обучение и воспитание, обладают возможностями всестороннего и глубокого воздействия на детей. В них дети развивают специальные способности, свою уникальную одаренность и личность.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
В своей работе с одаренными детьми я считаю основной задачей - раскрытие этого «нового мира» ребенка, его индивидуальной творческой личности.
Немного о предмете.
Целью занятий вокалом в творческом объединении «Гармония» является привитие любови к вокальному искусству.
Предмет включает в себя:
-постановку голоса и дыхания;
-развитие и укрепление голосового аппарата;
-расширение голосового диапазона, объема и силы звучания;
-освоение техники звукоизвлечения;
-развитие музыкального слуха;
-развитие образного и логического мышления;
-развитие общего кругозора, что способствует воспитанию духовности, активной гражданской позиции.
Занятия по вокалу - это гибкая система работы с учетом индивидуальных особенностей и желаний каждого учащегося.
Занятия пением дают уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру вокальной музыки, позволяют снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость, предоставляют ребенку возможность творческого самовыражения его личности.
У детей, обучающихся вокальной технике, улучшается дикция, укрепляется дыхательная система, нарабатываются универсальные навыки, позволяющие исполнять вокальные произведения на высоком техническом уровне.
Вся работа ориентируется на обучение управления голосом, преодоление в процессе пения трудностей, а также формирования вкуса и собственного сценического имиджа, развития артистизма, исполнительской свободы, профессиональных речевых навыков, способности к самоанализу, уверенности в себе, снятия психологических барьеров и страха публичных выступлений.
Обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько занятий практически не возможно. Чтобы овладеть правильной техникой пения и всеми необходимыми приемами требуется немалое терпение и трудолюбие. Однако полученный результат полностью оправдывает все ожидания. Педагогика сотрудничества помогает педагогу и обучающемуся в преодолении всех сложностей творческого пути и реализации замыслов.
Стремясь к певческому успеху, учащиеся духовно растут, они являются активными участниками творческого процесса под названием «создание музыкального произведения», представляя его на суд публики.
Этот процесс, несомненно, способствует формированию музыкального вкуса детей и подрастающего поколения. Занятия вокалом меняют мировоззрение ребенка, решая многие психологические проблемы.
Репертуар для солистов мною подбирается в соответствии с уровнем подготовки, жанровыми и эстетическими предпочтениями обучающихся.
В репертуар входят произведения, в основном, современной эстрадной музыки.
Задача эстрадного певца заключается в поиске своего неповторимого, оригинального звука, своей собственной, характерной манеры пения, а так же сценического образа.
Вокальное пение - это, с одной стороны, искусство, творческий процесс, а с другой – учеба, требующая от ребенка напряженного внимания и волевых усилий для преодоления трудностей, накопления умений и навыков.
В вокале все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других результатом долгого и кропотливого труда.
Практика показала, что наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это создание Индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут – это совместная деятельность педагога и учащегося, построенная на основе индивидуальных возможностей самого учащегося и определяющая последовательность дальнейших действий для его развития. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Основаниями для создания индивидуального образовательного маршрута являются:
• жизненные планы учащегося;
• достижение воспитанника уровня образованности, необходимого для успешного его продвижения по данному образовательному маршруту;
• успехи в творческой деятельности.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей – это всегда индивидуальный путь, или точнее, маршрут образования ребёнка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием. Речь идёт не только о поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно – эмоционального настроя воспитанников, побуждающего их к дальнейшей творческой деятельности и реалистической самооценке достижений, сколько о педагогических тактиках помощи самореализации ребёнка в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия в развитии способности ребёнка сделать свой выбор.