Просмотр содержимого документа
«Работа над звуком в классе гитары»
МБУДО «Детская школа искусств №7 города Смоленска»
Методическая разработка на тему:
Работа над звуком в классе гитары
Мельникова Лилия Леонидовна
Декабрь 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое звук?
Посадка и постановка игрового аппарата
Посадка гитариста
Постановка инструмента
Положение рук
Начальные упражнения в работе над звуком.
Апояндо
Вывод
АКТУАЛЬНОСТЬ
Звук является основным средством выразительности в музыке. Доступность музыки в значительной мере зависит от владения музыкантом культурой звука. Все стороны исполнительского мастерства неразрывно связаны с характером звукоизвлечения. Недостаточное внимание к звуку тормозит, как художественное, так и техническое развитие исполнителя. И, наоборот, – всесторонний творческий рост исполнителя ускоряется, если он владеет культурой звука.
Для того что бы приступить к раскрытию темы о «Работе над звуком в классе гитары» Хотелось бы раскрыть несколько понятий. Таких как:
Звук – это результата колебаний упругого тела, например струны или столба воздуха. В свою очередь звуки подразделяются на музыкальные и шумовые. Где звуки музыкальные, в отличии от шумовых, подчинены особой системе, которая служит для выражения музыкальных мыслей и образов. Музыкальные звуки характеризуются высотой, силой, тембром и продолжительностью. Источником звука на гитаре является струна. Высота звука определяется частотой колебания струны, а сила звука – интенсивностью её колебаний.
Понятие «силы звука» неотъемлемо связанно с понятием плотности звука. А понятие «Тембр» – есть отражение в сознании человека состава звука. В звукообразовании на гитаре большую роль выполняют основные приёмы звукоизвлечения.
Щипок – [tirando] – это когда происходит соскальзывание пальца правой руки без опоры на соседнюю струну. Этот приём используется для создания различных динамических и тембровых градаций. Его звучание в целом лёгкое, открытое.
Удар[apoyando] –когда палец соскальзывает со струны на с седнюю, совершая прикосновение, а после этого возвращается в исходное положение. Работа над звуком начинается не с момента работы над пьесой, а с момента посадки ученика за инструментом и подготовки его рук.
Гитара – инструмент грифовый. А на грифовых инструментах функции левой и правой руки совершенно различны.
Посадка гитариста должна быть свободной, но не вялой. Мышцы спины в тонусе. Руки - не напряжены.
Классическая посадка подразделяется на «мужскую» и «женскую» В частности, в «школе игры на шестиструнной гитаре» под редакцией Э. Пухоля есть рекомендация: Правая нога должна быть отставлена от левой только на то расстояние, что необходимо для нижней части инструмента. Это придаёт гитаре устойчивое положение. Женщины отводят ногу несколько назад, сгибая её в колене, и опираются на кончик ступни. Подобные рекомендации можно встретить в школе Иванова – Крамского и т.д. Но современные источники признают только мужскую посадку с некоторыми нюансами. Во всяком случае, цель посадки такова, что бы инструмент располагался устойчиво, и, ученик не отвлекался во время игры на мысли: как и каким образом, удержать инструмент в равновесии. И так: угол правой ноги ученика должен образовывать острый угол с его корпусом. Левая нога располагается на подставке. Причём, её угол должен быть соразмерен с ростом исполнителя. Если подставку установить на максимальные деления, то будут уставать левая нога и руки, что связанно с оттоком крови, Если же поставить подставку на минимальные деления, то тут два варианта, или будут затекать спина (и, как результат, ученик начнёт сутулится) или будет соскальзывать инструмент. Поэтому не рекомендуется давать ученику ровную подставку. Обязательно должна быть опущена пятка.
Как говорилось выше, очень ванна посадка с прямым позвоночником. Когда ученик ровно сидит ему во много раз легче дышать. Ну, а когда дыхание свободно, то многие музыкальные проблемы решаются легче. Так, я предлагаю, ученики вздохнуть максимально свободно, словно он дышит в лесу, а потом сделать несколько вздохов и выдохов, приняв максимально неудобную позу.
Гитара имеет последующие точки опоры
- Бедро левой ноги.
Грудь
И две точки поддержки. Предплечье правой руки
- Внутренняя часть правой ноги
По поводу опоры на грудь: у А. Сеговии есть хорошее выражение, что гитара должна опираться на область сердца, так как музыка у исполнителя должна идти от сердца. Как говорилось выше, что левая рука подготавливает музыку, а правая её творит. Поэтому цель постановки правой руки – это достижение чистого, цельного и разнообразного в колористическом плане звучания при минимальной затрате сил. То есть надо соразмерить постановку предплечья, а так же чуть приподнятого и закруглённого запястья (примерно под углом в 90 градусов) по отношению к струне.
Гитара – инструмент тембровый. Её темброколористические возможности огромны. И достигаются они при помощи, как места раскачивания струны (точек ПРОБУЖДЕНИЯ струны), так и от того под каким углом расположены пальцы к струне.
Школа Д. Агуадо предполагала положение запястья практически параллельно струнам, что позволяло добиваться мягкого, как бы скользящего звука. На современном этапе развития гитарного исполнительства этот приём оставлен исключительно для стилизации лютневого исполнения. Школа Ф. Тарреги требовала, что бы пальцы находились по отношению к струне идеально под углом в 90 градусов, так как именно в таком положении палец совершает минимальное движение для раскачивания струны. В современном исполнительстве отдаётся предпочтение той постановки рук, при которой со струной соприкасается внешний уголок подушечки пальца. Это связано с анатомией рук человека, так как при держании рук по Школе Тарреги происходи зажим плечевых мышц.
Начальные упражнения, первое извлечение звука. Правая рука принимает форму «головки птички». Пульгар ставиться на шестую струну, все остальные пальцы слегка подогнуты. Индекс отводиться вперед и наноситься удар по первой отрытой струне. Звук должен быть подобен звук «тау», не должно быть ни каких цоканий и преждевременных глушении струны. Когда этот приём отработан, следует приступить к работе над упражнением
1. Марш пальцев по струнам. Это нанесение равносильных ударов в одну и ту же область струны. Выполняется от первой до четвертой струны. Иногда ученики трудно сделать правильный удар. Если это связано с тем, что он очень широко расставляет пальцы и не чувствует свою руку, то я прошу промаршировать его по кабинету так, как он делает на уроках физкультуры, А потом прошу его пройтись по кабинету с максимально расставленными ногами. Ну, а потом, что бы не было перекоса в другую строну, прошу его пройтись по кабинету, поставив ноги «крендельком»… Обратите внимание, что во всех вещах просим сначала выполнить упражнение максимально правильно, а лишь потом даём неправильные варианты. При работе на пустых струнах, задача педагога развить тембровый слух ученика, а для этого необходимо применять достаточно красочные сравнения. Просто необходимо предложить поиграть это упражнение не только в стандартной позиции у голосника, но и у подставки, а так же на грифе. Однако, на данном уровне игра в в различных местах струны не должна быть самоцелью. В этом упражнение цель – добиться ровного спокойного звука.
На что обратить внимание:
-Правильно расположение пальцев на струне. Ни каких шпагатов и крендельков.
- Позиция пальцев ровная. От первой до четвёртой струны. Ни каких «закосов» в стороны подставки при переходе на басовую струну.
-Пальцы наносят исключительно по четыре удара по каждой струне.
-Выполняется полный квадрат, где точкой отсчёта является первая струна (4 удара по первой, 4 удара по второй, 4 по третьей, четыре по 4 и снова 4 по третьей, 4 по второй, 4 по 1. И в обратный ход. Никаких повторов!)
Упражнение выполняется на апояндо, что бы избежать дёргания кистью.
Следующий этап работы над звуком – это выполнения упражнений на ладах. Очень часто преподаватель сталкивается с тем, что при игре на ладах ученики или излишне форсируют звук, или слышен треск в связи с недожимом струн на порожке. В данном случае очень важно научить ученика грамотно распределять ту силу, с которой он давит пальцами левой руки на струну, с той силой, с которой он раскачивает струну пальцами правой руки. То есть наша задача научить слышать ученика правильное тембровое звучание струны в открытом и закрытом положениях. Для этого я даю следующее упражнение.
Это упражнение «Сверчок», так как таковое звукосочетание имитирует «сверчание» этого насекомого.
Первый удар наносится по первой открытой струне, а второй удар при зажиме этой же струны на первом ладу первым пальцем. Причём обязательно, что бы второй звук был длиннее первого. Ученик обязан прослушать его до конца, практически до его полного затухания.
«Сидит сверчок – Поёт сверчок»
Такая простенькая рифма дана для привыкания к четырёх тактовой фразе.
Это упражнение так же следует выполнять на четырёх струнах. Но в данном случае внимание ученика уже распределено на контроль не только левой, но и правой руки. Преподавателю необходимо следить, что бы при выполнении этого упражнения у ученика не было «закосов» пальцев правой руки. Пальцы стоят ровно под углом в 90 градусов, а средний, безымянный и мизинец не помогают указательному пальцу в нажиме на струну. Как вариант можно это упражнение проработать с аппликатурой пальцев 1 и 2, следя что бы первый палец не отрывался от лада
На более позднем этапе можно скомбинировать это упражнение, когда в нисходящем движении будет употребима аппликатура 0, 1. А в обратном движении – 1, 2. Но опять же всё зависит от индивидуальных особенностей ученика, его возраста, олт его скорости восприятия и скоординированости движения рук.
Переход со струны на струну.
С переходом со струны на струну ученик сталкивается со времён «марша пальцев по струнам». Но на том этапе его задача состояла в том, что бы научиться правильно раскачивать струну, переходить без остановок и соблюдать метр. В этом же упражнении цель научить его слышать согласованность звуков, когда одна струна находится в открытом положении, а вторая в закрытом. И так: зажимаем вторую струну на третьем ладу (звук ре) и начинаем играть.
Этот небольшой комплекс упражнений используется мной в начальном периоде обучения, в так называемом «до нотном этапе игры». Цель этих упражнений научить ученика правильно слышать звук, правильно его извлекать и правильно исправлять ошибки. Не методом злобного дёрганья струны, а мягкой корректировки. Когда эти упражнения достаточно усвоены (для прогрессивного ученика – это два три урока) необходимо учить работать по нотам. Эти небольшие упражнения автоматизируют процесс звукоизвлечения, закрепляя его как навык. Я специально начинаю обучение с приёма апояндо, так как при данном штрихе у ученика есть меньше шансов перейти на «кистевой рывок». Сталкиваясь с меньшими трудностями, учащийся будет иметь больше возможностей слушать свой звук и трепетно относиться к нему.
Работа над приёмом тирандо имеет те же ключевые моменты, что и при работе апояндо. И было бы не правильно поставить задачу, попросив ученика дёрнуть за струны. Звук, как бы сходит с кончиков пальцев. Пальцы pulgar и index располагаются на соседних струнах. Ученик помнит, как звучат эти струны, стараемся, что бы он представил себе их звучание, говорим, что пальцы у него сейчас подобны волшебной палочке и звук, который он сейчас сыграет, буден подобен волшебству.
Звук – это волшебство, он рождается сначала где-то в глубинах Вселенной, потом он приходит к нам, как желание воплотить его в жизнь и мы создаём его при помощи струн и клавиш.
Исполнение произведений означает одновременное использование различных приёмов игры.
Одним из самых ярких приёмов игры на гитаре следует выделить «глубокое апояндо». Начинать с детьми следует с отработки удара апояндо. Правильный удар по струнам производится по направлению к верхней деке, чтобы не оттягивать их от нее, это в полной мере достигается при игре апояндо, когда палец, ударяющий по струне, отклоняет ее под углом приблизительно 45 градусов по направлению к деке. Но, строго говоря, это достигается только при исполнении отдельных нот, т.к. при этом палец неминуемо заглушает соседнюю струну. Таким образом, апояндо применяется только при игре пассажей отдельными нотами, когда нужно особо подчеркнуть силу и объем звука, либо выделить мелодические ноты в потоке арпеджио. Кисть стараться удерживать в положении “короткого рычага”, т.к. при этом пальцы i,m,a по отношению к струнам выстраиваются под углом приблизительно 45 градусов, что придает звуку красивый, наполненный тон. Если художественный образ требует более резкого, звонкого звучания, можно менять положение кисти - 90 градусов по отношению к струнам (длинный рычаг). Но важно это использовать как прием там, где это необходимо, но не постоянно. Разворот кисти в сторону “длинного рычага” также используется при исполнении пассажей по 6,5,4 струнам, дабы избежать призвуков «свистов», которые появляются от соприкосновения “канители” струн и ногтей.
Исполнение приема апояндо пальцем р производится посредством удара струны левым углом большого пальца с последующей опорой на соседнюю; используется также в тех случаях, когда надо сделать акцент или выделить мелодию, проходящую в басу. Хочу подчеркнуть необходимость слова глубокое, поскольку оно подразумевает не просто постановку пальца на следующей струне после извлечения звука, а обязательный нажим, лёгкое оттягивание струны перед звукоизвлечением. Причём все пальцы правой руки для этого нажима используют не только силу мышц каждого пальца, но и обязательно вес или небольшое усилие всей руки от локтя до кисти. Понятно, что такой способ игры может быть использован во всех случаях, но он оказывается очень эффективным для кратковременных выделений нот, «взрывных акцентов», которыми наполнена сеговиевская интерпретация самой разной музыки.
ВЫВОД
Как вывод надо сказать, что работа над звуком идёт на протяжении всего творческого пути исполнителя. От этих простейших упражнений идо бесконечности. В начальном этапе мы контролируем, что бы звук был качественным, летящим и густым одновременно. Не должно быть глушений струны соседним пальцем. Время контакта пальца со струной должно быть минимальным. Так же струна- это не тетива лука, а гитарист не лучник, поэтому оттягивать струну при звук извлечении к соседней совершенно не разумно. Результатом работы над звуком будет, собственно, красота звука – его выразительность и певучесть. Динамическое и тембровое разнообразие достигается в результате знания и умелого использования всех факторов звукообразования и звукоизвлечения. А окончательным решением может быть только игра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калинин В. , Юный гитарист. – М., Музыка, 1997 г.
2. Кузин Ю. , Азбука гитариста. – Новосибирск, 1999 г.
3. И. Шувалова, Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары. – М., 1986 г.
4. Иванов – Крамской , школа игры на 6-ти струнной гитаре Москва 1986г.