kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гитара в различных видах ансамбля

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Аверьяновой Лидии Александровны

 

Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование  педагога с учеником.

3. Навыки аккомпанемента

 

Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования  в ДШИ.

             1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения.  Мы  практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах и закрытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки.  Пример:

« Отговорила роща золотая».  К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот и приемом игры шестизвучное арпеджио. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической  опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песни.    Аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости. 

  Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка».      

На данном  этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс.

Мы покажем работу дуэта  игры в ансамбле. : « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более  сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга.  Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти  на второй план.Возьмем такой пример: р.н.п. «Как пошли наши подружки»

      Разбираем,  у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя,    что     мелодия должна звучать ярче,а аккомпанемент тише.

         Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не      заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.

 

 

 При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

 В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз.  На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон  требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке.  К сожалению,  этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.

    2 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, бой, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку,  флейту, домру,фортепиано – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим  исполнение  аккомпанемента -  Шестизвучное арпеджио на примере песни Френкеля «Журавли».Первый звук играется – mp, остальные более ярче. Ученица продемонстрирует эту песню.  При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

    И бас – аккорд. Здесь примером послужит песня «Санта Лючия»

 В этом  случае он поёт и  сам себе аккомпанирует. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. На этих примерах  мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой. Пример фактуры сопровождения бой-песня В.Цоя «Звезда по имени Солнце»

 Аккомпаниатор должен  играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

        Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом  из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом. Примером  может послужить  «Вальс» для  дуэта :гитары и фортепиано А.Иванова -Крамского

                   

 

Просмотр содержимого документа
«Гитара в различных видах ансамбля »


Открытый урок

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Аверьяновой Лидии Александровны


Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование педагога с учеником.

3. Навыки аккомпанемента


Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.

1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах и закрытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Пример:

« Отговорила роща золотая». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот и приемом игры шестизвучное арпеджио. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песни. Аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости.

Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка».

На данном этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс.

Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. : « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план .Возьмем такой пример: р.н.п. «Как пошли наши подружки»

Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче,а аккомпанемент тише.

Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.



При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.

2 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, бой, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру,фортепиано – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - Шестизвучное арпеджио на примере песни Френкеля «Журавли».Первый звук играется – mp, остальные более ярче. Ученица продемонстрирует эту песню. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

И бас – аккорд. Здесь примером послужит песня «Санта Лючия»

В этом случае он поёт и сам себе аккомпанирует. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. На этих примерах мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой. Пример фактуры сопровождения бой-песня В.Цоя «Звезда по имени Солнце»

Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом. Примером может послужить «Вальс» для дуэта :гитары и фортепиано А.Иванова -Крамского





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Гитара в различных видах ансамбля

Автор: Аверьянова Лидия Александровна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Образовательная (рабочая) программа по предмету "Гитарный ансамбль" "
    ["seo_title"] => string(69) "obrazovatiel-naia-rabochaia-proghramma-po-priedmietu-gitarnyi-ansambl"
    ["file_id"] => string(6) "235777"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443818286"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_otkrytogho_uroka_gitara_v_razlichnykh_vidakh_ansambl"
    ["file_id"] => string(6) "445675"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513839054"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "История русских народных инструментов "
    ["seo_title"] => string(41) "istoriia-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "118813"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413265739"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "4 класс Тематическое планирование"
    ["seo_title"] => string(38) "4-klass-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "315569"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459922942"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "урок музыки в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(23) "urok-muzyki-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "306839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458208624"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства