kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над крупной формой в классе баяна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал о работе над произведениями курупной формы в классе народных инструментов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над крупной формой в классе баяна»

Работа над крупной формой в классе баяна

 

 Работа  над  произведением - основной  стержень  формирования  музыканта-баяниста.


При  рассмотрении  разных  точек  зрения  на  форму  работы  нам  представляется  выделить  три  этапа:
1.общее  ознакомление   с  произведением(исходный  синтез);
2.детальный  разбор (анализ);
3.отделка   произведения (окончательный   синтез).


   Таким  образом,   содержание  работы  баяниста   над   музыкальным  произведением  составляют  художественная  и   техническая  стороны   работы, а  форма ее   выражается   в  трех   этапах  разучивания   произведения. Неразрывность  содержания  и формы  процесса работы  исполнителя  приводит   к   тому,  что   художественные  и  технические   стороны  работы  пронизывают   все  этапы   разучивания   произведения- при  общем  ознакомлении, детальном  разборе  и   окончательной  отделке.


   Работая   над  раскрытием  содержания   произведения  ,исполнитель   не должен  ограничиваться  только  нотной   записью  с   различными   обозначениями,   более  полному  пониманию   им   сути  содержания. Музыкант  должен   знать  гораздо  больше: сведения   о   композиторе,  его   творчестве, эпохе, источниках   программы, сюжет  сочинения и  т.д.
   Решающее  значение  для  последующей   работы  над   произведением  имеет   анализ   тематического   материала, определение  его  характера. Желая   выделить  существенные  музыкально-выразительные   черты    той  или  иной   темы  ,образа   его  развития, исполнитель  должен  непременно  выяснить   жанровую   основу   сочинения. Жанровый  анализ  имеет  те  преимущества ,что  относится  и  к  содержанию  и  к форме  произведения, представляя  своего  рода   звено   между  ними.


   Содержание  произведения  неразрывно  связано   с его  формой. Поэтому   важное  значение  для  достижения  художественного  образа  приобретает   анализ  структуры   произведения, способствующей  объективности   и  индивидуальному   своеобразию  исполнительской   интерпретации . Каждому   сочинению   присуща  своя   особая  композиция, обусловленная   его  идейно-эмоциональным  содержанием и  главная  из   задач   анализа - выяснить, где  сохраняется  общая  для   многих  произведений  форма, а  где  она   представляется  самобытной, характерной  лишь  для  данного   сочинения. Определенность  в  представлениях   исполнителя   о   структуре   произведения  и   его  разделов   ведет  к   более   сознательному   разучиванию  и  исполнению.


    Анализ   может  быть  кратким, общим  и  подробным, развернутым. В  первом  случае  устанавливается  строение   сочинения   в  целом,  определяются   границы  частей   их   функции   значение ,основные  черты  характера  музыки  .Развернутый   анализ  к  тому  же   помогает  установить  соподчиненность  и   внутренние  связи  структурных   элементов  произведения, динамическую   направленность  к   главной   или   местной   кульминации  ,определить  все   особенности  авторского  замысла   и  средства   его  выражения.


    Самыми  распространенными   произведениями  крупной   формы , исполняемыми  на  баяне /аккордеоне  являются   в   первую   очередь вариации, рондо, сонатины, сонаты, концерты.  
    Попробуем  разобрать или  дать  краткий  анализ   основ  сонатной   формы. Существуют   три  основы  зримой   сонатной   формы, окончательно  сложившиеся   в  эпоху  венского  классицизма.  
   Первая   основа-принцип   тональных   соотношений:  начальный   раздел   формы   проходит  дважды  в   одной   и   той  же  главной  тональности, а   следующий  раздел, так  же   изложенный   дважды, звучит   в   первый   раз  в  подчиненной  (доминантной   или   параллельной  )тональности  ,а  второй  раз  -в  главной. Соотношение  концов  (экспозиции   и репризы)  создает   сонатную   «рифму» ,без   которой  первая  основа   сонатности  невозможна. Если  без  главной   партии  реприза   может   существовать, то  без   побочной   парии(за   особым   исключением) она   лишается   признаков  сонатности.
  Вторая  основа-наличие   минимум   двух  равноправных   тематических  построений ,излагаемых   в  главной   и  побочной   партиях. Тематическое   построение   может  и не  быть  индивидуализированной,  откристализованной  темой  в  классическом   смысле  этого  термина. Второе  тематическое  построение  не  может  быть  новой  темой  в  собственном   смысле   слова, а представлять  собой   вариант  первой.   По - этому   существуют  однотемные   сонатные  формы. Однако   в  них  так  или  иначе  должны  существовать  минимум  две   позиции   одной  темы.
  Третья  основа  -  непрерывность   сквозного  тематического  развития  , пронизанность  разработочностью,  которая   концентрируется  в   среднем  разделе  формы, но   проникает   в  экспозицию, особенно   в   связующую   партию   и  зону  перелома   побочной. Кроме   того,  и  главная   партия  заключает в   себя  богатые   возможности  развития  либо   внутритематического
либо   тематического.  Эта  третья  основа  заложена  еще  в  непрерывном   развертывании   старинной   двухчастной   формы   и  проявляется   то  в   большей   то   в  меньшей степени  на  протяжении  всей  истории  сонатной   формы. Если   первые  две   основы  сонатной   формы  обеспечивают   ее  конструктивную   сторону, то  третья -  ее  динамическую.   Обе  эти  стороны,  чаще   всего   гармонично  дополняя   друг   друга ,  образуют  нерасторжимое   единство.

 


***********************************************************************************
РОНДО- музыкальная   форма  ,внутри  которой  лежит  чередование   главной  темы  с  несколькими  эпизодами, возникает   как  бы  движение  по  кругу.   Главная  тема – рефрен- подобна  припеву. Побочная   тема – эпизоды – по  смыслу  являются  запевами. Число  запевов  -от  двух   и  более.  Они  происходят   от  хоровых   песен   с припевом   , который   повторяется   без  изменений, а  в  запеве  обновляются   только   стихи.  Вторая  основа  формы -  это  противопоставление   главной  теме  ряда  контрастных   тем. Основа  рондо-   наличие  более  чем  одной  фазы   трехкомпанентного   репризного ( нечеткого)  ритма  - a-b, a2-b2,a3-b3….Этот принцип   исторически  более   устойчив  и   объединяет  все   разновидности   РОНДО   и  рондообразных  форм.  Но   при   любом   варианте  формы   Рондо  -  старинном  или  классическом   -реприза  остается   однотемной ,а  начальный   устойчивый   момент  формы  не  образует   экспозиции  как   относительно   самостоятельной  части  формы. Поэтому   процесс формирования  в  Рондо   имеет   три   уровня:  ядро- тема-  форма  в целом, что  отличает  Рондо  с   одной  стороны   ,от  сложной  трехчастной ,  с  другой   от   сонатной   формы.
     Рондо   является  одной  из  самых   распространенных  форм .  С  VIII  века  Рондо  получило  широкое   распространение  в  оперной, балетной, инструментальной  музыке.   В  форме  Рондо  пишутся отдельные   пьесы, части   сонатно-симфонического цикла, сюиты, романсы,  эпизоды  оперной   и  балетной  музыки.
   ВАРИАЦИИ- (от  латинского  «вариацио»-изменение, разнообразие) ,одна  из  старейших  музыкальных  форм  ,бытующая   в  народных   песнях  и  танцах.  В  профессиональной  музыке  Западной   Европы  вариации  тесно  были   связаны  с  развитием  инструментальной   музыки  .
Так  сложилась  форма   вариаций  -изложение   темы  и   ее   последующее  видоизмененные  повторения. В  таком   виде   вариации   окончательно  сформировались  в  VI веке  и  стали   звучать   как   самостоятельные   произведения, и  как  часть  сонатно-симфонического   цикла.
  Вариационный  цикл- форма  импровизационная  ,дающая композитору   большую  свободу  и  вместе  с  тем   обладающая   строгими   внутренними  закономерностями. Как  бы   не  применялся фактурный   рисунок  ,как бы  не  изменялись  регистровые  гармонические    краски  ,в  каждой   вариации  обязательно  прослушивается   если  не  тема  то   ее  контур. Уже  в  самых  ранних  вариациях  обнаруживается   тяга  композиторов  к   темам  песенного   склада , а  то и  к   народным  песням. Так   вариации  на   темы   народных   песен  писали   Гайдн  ,Моцарт, Бетховен   и  др.
   Исполнители- баянисты  с  удовольствием  включают  в   свои  программы  великолепные транскрипции  народных   песен  Холминова, Тимошенко, Иванова и др.   

 


*************************************************************************************
                                        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  
1.Н.Колесов   «Содержание  и  форма  работы  баяниста  над   музыкальным   произведением»
2. А.Бобровский   «Функциональные   основы   музыкальной   формы»
3.И.Цукерман  «Анализ  музыкальных  произведений»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Работа над крупной формой в классе баяна

Автор: Шувалов Михаил Александрович

Дата: 10.06.2024

Номер свидетельства: 652507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень прилагательных. "
    ["seo_title"] => string(88) "stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh-sravnitiel-naia-stiepien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "154036"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421087654"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка  к сочинению-описанию по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине" "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-po-kartinie-p-p-konchalovskogho-sirien-v-korzinie"
    ["file_id"] => string(6) "176951"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424524291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок профориентации в 9 классе "Я бы в фермеры пошёл..." "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-proforiientatsii-v-9-klassie-ia-by-v-fiermiery-poshiol"
    ["file_id"] => string(6) "210610"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431456555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")"
    ["seo_title"] => string(98) "linghvistichieskiie-olimpiiskiie-ighry-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "279620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453273130"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства