Познавательно – развлекательный урок профориентации
«Я бы в фермеры пошёл, пусть меня научат!»
Описание: данная работа ориентирована для мотивации познавательного интереса учащихся 8 – 9 классов к обучению, расширить их представления о деятельности фермера.
Воспитательные цели урока профориентации:
- Показать использование полученных знаний;
- Формировать положительную профессиональную мотивацию, интерес к профессии фермера;
- Способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
- Создание атмосферы сотрудничества в коллективе;
Оборудование: мультимедийная установка.
Оформление: презентация урока профориентации, слайды, жетоны.
ХОД УРОКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Вступительное слово учителя:
Сейчас на земле существует более 10 тыс. профессий, а если включить специальности, специализации и квалификации - свыше 40 тысяч. Самая земная, самая древняя, самая нужная из них – это профессия фермера.
Фермер кормит и одевает людей. Но чтобы стать успешным в этой профессии, необходимо иметь достаточный объем теоретических знаний по выращиванию сельхозпродукции, разбираться в специфике производства данного вида товара, уметь принимать оптимальные решения, стратегически мыслить. Ему надо постоянно учиться выращивать культурные растения, вести уход за сельскохозяйственными животными, охранять природу.
Фермер хорошо знает трактор и другую сельхозтехнику. Ему необходимо быть инициативным, активным, организованным, иметь крепкое здоровье: т.к. он работает на поле или в специальном помещении и в жару, и в холод.
Фермер отлично ориентируется в зоологии, биологии, математике…
Ребята, мы сегодня в игровой форме посмотрим, насколько вы готовы к работе на земле. Наш урок пройдет в форме соревнований. Для этого образуем две команды.
1.Конкурс «Проверяем знания о природе». Чтобы быть хорошим фермером, нужно знать природоведение.
1)Как поступить, если после того как вы посадили рассаду на открытом участке, вдруг метеорологи обещают заморозки? (накрывать рассаду пленкой или даже тканью, банками, разводить костры, чтобы дым защитил саженцы от холодов, можно полить водой, особенно к утру, когда становится холоднее)
2)Демонстрируются рисунки листочков. Нужно определить, от каких они деревьев, кустарников.(1-берёза; 2-рябина; 3-смородина; 4-дуб; 5-черёмуха; 6-калина) (Слайд 3)
3)Из какой бахчевой культуры можно сделать сосуд для жидкости, мочалку, плошку? (из тыквы)
4)В сарае завелись мыши. Известно, что они не переносят запаха растения, с которым мы любим пить чай. Что это за растение? (Слайд 5)
5)Перед вами два пакета: в одном крупа перловая, в другом – ячневая. Чем они похожи, и чем отличаются? (Эти крупы получаются из одного и того же зерна – ячменя. Перловка – крупа из целого зерна, а ячневая – из дробленого.)
2.Конкурс «Без физики фермеру никуда».
1) Почему машину, застрявшую в грязи, перед тем как вытолкнуть, сначала раскачивают? (Используется инерционная силы массы автомобиля, которая увеличивается с каждым качком, и, в конце концов, машина выскакивает из западни.)
2) По грязной дороге машины с грузом движутся легче, чем машины без груза. Почему? (Масса загруженного автомобиля больше, и соответственно он с большей силой давит на поверхность дорожного полотна. Чем больше сила трения, тем больше ускорение, развиваемое автомобилем: меньше проскальзывания между шиной и мостовой, поэтому автомобиль двигается легче.)
3) Даже в очень жаркие дни листья на деревьях бывают прохладными. Почему? (В жаркий день особенно интенсивно происходит испарение воды растениями, т.к. на испарение расходуется тепло, то поверхность листьев бывает прохладной.)
4) Тачка, груженая овощами, слишком тяжела. Что легче сделать – тянуть её за собой или толкать вперед? (Тянуть за собой, т.к. при этом уменьшается давление на её колёса.)
3.Конкурс «Готовим салат на уроке технологии»
Давайте приготовим салат. Я загадаю загадку, какая команда отгадает - получит овощ. У кого окажется больше овощей, та команда победит (вручается жетон за каждый правильный ответ).
1. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
2.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
3. Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)
4.Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свёкла)
5.Был ребенок — не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста)
6.На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков.(Горох)
7.Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. (Репа)
8.Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
9.Он кусает - но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи…(Чеснок)
10.Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
11.Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
12.Желтым зонтиком расцвел
Друг всех овощей…(Укроп)
13.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…(Кабачок)
14.В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)
15.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…(Баклажан)
16.Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…(Перец)
4.Аукцион сельскохозяйственной продукции: какая команда назовет больше продукции сельского хозяйства?
5.Как хлеб приходит на наш стол: (расставить действия по порядку)
1.Посев зерна.2. Сортировка зерна. 3.Боронование земли. 4.Прорастание колосьев. 5.Вспашка земли. 6.Уборка зерна. 7.Хлебозавод.8.Очищение зерна. 9.Мельзавод. 10.Сушка зерна.
(1.Вспашка земли. 2.Боронование земли. 3.Посев зерна. 4.Прорастание колосьев. 5.Уборка зерна. 6.Очищение зерна. 7.Сушка зерна. 8.Сортировка зерна. 9.Мельзавод. 10.Хлебозавод.)
6.Конкурс «Примета времени». В наше время рождается много новых слов, которые очень часто звучат по телевидению или по радио. Попробуйте из предложенного ряда букв составить то слово, которое имелось ввиду первоначально: 1) аитвипрцяиаз; 2) отрэпск; 3) итаядоц.
(приватизация; экспорт; дотация)
7.Конкурс «Математика – фермеру помощница»
1)Какую геометрическую фигуру напоминает гектар земли? (квадрат)
2)Какова площадь гектара? (100м2)
3)Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. Сколько времени отведено ржи от всходов до готовых зёрен? (10 недель = 2,5 месяца)
4)Что легче: килограмм зерна или килограмм ваты? (одинаковы)
5)Человеку в год нужна 1 тонна зерна, всякого в сборе: пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, гороха, фасоли и т.д. Большую часть из этого надо отдать на корм скоту, чтобы получить мясо, молоко, масло, яйца и другие продукты. Сколько тонн зерна на год необходимо заготовить для одной семьи? (сколько членов – столько тонн)
8.Знание русского языка также важно для фермера. Соедините части пословиц.
1.Дерево ценят по плодам,
- только небо коптить.
2.Воля и труд
- мастером будешь.
3.Без труда жить —
- такова и работа.
4.Люби дело —
- половина дела.
5.Доброе начало —
- а человека — по делам.
6.Каков мастер,
- дивные всходы дают
7.С мастерством люди не родятся,
- будет и умение.
8.Есть терпение —
- а в ленивом доме пусто.
9.Кто мастер на все руки,
- но добытым мастерством гордятся.
10.Где работа, там и густо,
- у того нет скуки.
1e; 2f; 3a; 4b; 5d; 6c; 7i; 8g; 9j; 10h.
(Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Воля и труд дивные всходы дают.
Без труда жить — только небо коптить.
Люби дело — мастером будешь.
Доброе начало — половина дела.
Каков мастер, такова и работа.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Есть терпение — будет и умение.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.)
Подведение итогов.
Я думаю, что вы сегодня убедились в том, что фермеру нужны знания во всех областях, и что человек может жить обеспеченно, если он будет трудиться старательно, на совесть. Чтобы творить хлеб, надо принадлежать ему всем сердцем, отдаваться всей душой, жизнью. Любовь к земле не приходит сама по себе; она начинается вроде бы с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к школе. Приводит эта любовь к большому и великому – осознанию любви к Родине и исполнению долга во имя Родины. Я уверена, что среди нас обязательно будут фермеры.
Источники:
Журнал «Библиотека»№4 1994г.с.49-54 Смирнова Ф.
zagadka.yaxy.ru›Загадки про овощи
ped-kopilka.ru›Пословицы и поговорки›Пословицы о труде