Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне актуальной. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственности у дошкольников. В настоящее время наблюдается снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности: разрушение естественных институтов социализации; изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель; ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Отсюда следует, что большинство молодых родителей не готовы в полной мере к нравственному воспитанию детей. Все это свидетельствует о необходимости серьезного совершенствования духовно-нравственного воспитания.
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей? В детстве доброта - одно из самых надежных средств обращения ребенка к миру другого человека. Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты является шагом вперед в направлении социализации ребенка. Всем нам хочется видеть наших детей хорошими и воспитанными. Поток информации настолько огромен, что отследить истоки плохого поведения бывает непросто. В мире, насыщенном самой разной информацией, ребенку предстоит научиться разделять добро и зло. Получая навыки, нравственного воспитания, ребёнок становится носителем общественного сознания. А значит полноценной личностью. И возникает необходимость решения главной нравственной проблемы, а именно воспитание добротой (а вместе с тем воспитание доброты).
Если рассмотреть отношения современного общества к данной проблеме, то получается следующая картина: главным в воспитании детей россияне считают хорошее образование (53%), на втором месте - приобщение к здоровому образу жизни (39%), воспитание честности и доброты (8 %) занимает последнее место.
В нашем детском саду было проведено аналогичное анкетирование. Вот его результаты:
Как видно из результатов анкетирования по нашему ДОУ: 48% родителей ставят на первое место хорошее образование, 29% -это приобщении к здоровому образу жизни, последнее место -23% занимает воспитание честности и доброты, что подтверждает социологический опрос. Т.е. видно, что приоритетом родителей является хорошее образование, а воспитание отодвигается на второй план. Но главная задача дошкольного образования - воспитать в маленьком человеке - духовно- нравственную личность. И поэтому, воспитание доброты, сочувствия, сопереживания является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Несомненно, что доброта, как неотъемлемая часть нравственного воспитания дошкольников, формируется через все виды деятельности. Я, как музыкальный руководитель считаю, что невозможно переоценить роль музыки в воспитании и развитии этого качества дошкольников. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Музыка- язык общения человеческих душ, верный и вечный лекарь человеческого сердца. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Духовно-нравственное воспитание немыслимо без формирования эмоциональной отзывчивости у ребёнка. Музыка, как никакой другой вид деятельности, способствует развитию эмоций. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она
связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может, расширить эти представления. В процессе своей педагогической деятельности, работая с детьми, я замечала, что дети ссорятся, выражают негативное отношение к другому ребёнку, обижаются, если коллектив не принимает их точку зрения, выражают нежелание вступать в партнёрские отношения с ребёнком, который чем-то ему не нравится. Проводя с детьми беседу о любимых героях мультфильмов, дети часто называли такие имена, как Амбал, Шрек, Джокер, вампиры совершенно забывая добрых, чутких, отзывчивых на чужую беду, героев отечественных мультфильмов, которые всегда приходили на помощь друзьям и имели главное качество- Доброту. Поэтому и возникла необходимость осуществление проекта «Музыка Доброты».