Цель урока: формировать представления обучающихся о возможностях музыки: выразительных, изобразительных, эмоциональных, чувственных;
Задачи урока:
познакомить с изобразительными и выразительными возможностями музыки; как музыка изображает картины осенней природы, осеннего действа во всем многообразии; как изобразительная музыка пробуждает чувства людей, слушателей (любование красотой, трепетная радость, восторг…); учить чувствовать и понимать содержание музыкального произведения; проводить взаимосвязь с жизнью; формировать аналитические навыки;
развивать образное и ассоциативное мышление, воображение; музыкальную наблюдательность, память; интерес к разнообразной музыкально-творческой деятельности; метроритмический слух;
вокальная работа: метроритмический слух; эмоциональное исполнение; передавать в исполнении образ произведения;
воспитывать любовь к музыкальному искусству; культуру восприятия и исполнения музыкальных произведений; эмоционально-ценностное отношение к музыке;
Формирование УУД:
личностные: воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, танце, пластике; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
познавательные: овладевать умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивный эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников;
коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера в процессе музыкально-творческой деятельности;
Тип урока: Усвоение новых знаний
Образовательные технологии:
- технологии развивающего обучения;
- игровая технология;
-информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающая технология;
Виды деятельности учащихся: Слушание музыки; вокально-хоровая работа; изобразительная деятельность, пластическое интонирование.
Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
-Сейчас мы с вами послушаем произведение, а вы все закройте глаза и представьте, что и как представляет музыка?
Слушают С.Прокофьва «Утро» «Вечер»
-Какая из них изображает утро, какая вечер. Объясни, почему? (Работа с учебником страница 20-21)
-А что еще может изображать музыка, какое время года? (осень)
-Давайте послушаем произведение, вы закройте глазки, и представьте, что рисует музыка.
слушание - Чайковский времена года.(Портрет)
(Листочки, легкий ветерок, осень, легко падают листья.)
-Молодцы, все ваши ответы по-своему правильны.
-Произведение которое вы сейчас прослушали написал всем вам известный композитор, посмотрите на портрет, кто это? (П.И.Чайковский) слайд 2
- Произведение из цикла времена года осень «Осенняя песнь»
(Рассказывают признаки осени)
Исполнение: О.Юдахин «Дождик»
Постановка учебной задачи. (5 мин.)
-Давайте, теперь с вами определим тему нашего урока? (Природа и музыка) слайд 1
-Цель урока ребята,мы сегодня с вами узнаем о выразительных, изобразительных, эмоциональных, возможностях музыки, через музыкальные произведения об осени.
слайд 3-Ребята, а как же поэты передают образ осени? (Они пишут стихи)
-Давайте с вами послушаем Берунаеву Алису, она нам приготовила стихотворение про осень. (Читает)
слайд 4-Художники, чтобы передать образ осени, что делают? (рисуют картины осени, используя разные краски и оттенки)
-как же композиторы изображают в музыке осеннюю природу? (Средствами музыкальной выразительности)
-А какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (Мелодия, лад, темп, динамика) слайд 5
-Молодцы, правильно! Давайте с вами вспомним, что они обозначают? (вспоминаем)
Открытие нового знания (15 мин.)
слайд 6-Сейчас я вам предлагаю погрузиться в музыку, прослушать произведение Г.Свиридова «Осень» ваше задание: высказать свои впечатления, поделиться наблюдениями; отметить постепенность развития музыкальной картины
Г.Свиридов Осень
(листочек за листочком кружатся, порывы ветра срывают листочки и вот уже закружился листопад и т.д.);
(Игра в командах под услышанную музыку выполняют задания) предлагаю поделиться на 2 команды и на фоне повторного прослушивания воссоздать услышанную, увиденную музыкальную картину.
1 команда-использует карточки-схемы;
2 команда- предлагаю составить образ осени, собрав картину-пазл.
отметить, что созданная детьми картина-схема очень похожа на историю путешествия…(листочка);
…и даже после таких серьезных приключений листочек остается…(подобрать слова, характеризующие образ листочков);
Физминутка «Осенний лес». Девочки-пластическое интонирование «Танец листочков» , мальчики изображают качающиеся на ветру деревья под музыку Г.Свиридова «Осень»
Вокальная работа (10 мин)
-Наша осенняя история не завершена, послушайте песню, которую я исполню, ваша задача рассказать, о чем она, а я посмотрю, кто из вас самый внимательный слушатель.
Вспомнить правила пения: петь не громко, не кричать.
Знакомство с песней «Осень бродит по лесам» Е.Тиличеева и определение характера;
Разучивание текста, мелодии, песни 1 куплета.
Работа над дикцией, работа над звуковедением.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.)
о чем и как нам рассказывала музыка;
музыка, каких композиторов помогла нам проникнуться красотой осенней природы;
какая картина нашего урока понравилась и запомнилась больше всего;
Какую ставили задачу на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Что нужно еще сделать?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
-Оцените свою деятельность на уроке выбором соответствующего листочка (зеленые-3, желтые-4, красные-5).
Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 28
Урок окончен. Под музыку Г.Свиридов Осень дети выходят из класса
Технологическая карта урока
Учителя музыки МОУ ИРМО «Бутырская СОШ» Батурина М.В.
Этапы урока
Задача этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД
1 Организационный этап (2 мин.)
Создать доброжелательную , рабочую атмосферу на уроке. Входит в класс под музыку
Музыкальное приветствие.
Вход в класс. Музыкальное приветствие.
познавательные:
формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивный эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку
2.Актуализация знаний (8 минут)
Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.
-О чем стихотворение?
-(Работа по учебнику) Какая мелодия изображает утро, какая вечер?
- какое время года изображает музыка?
- посмотрите портрет, как зовут композитора?
Делятся с одноклассниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.
личностные: воплощать художественно-образное содержание музыки в пении; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
3.Постановка учебной задачи. (5 мин.)
Ввести учащихся в учебно-музыкальную деятельность.
Определить тему, задачу урока.
-Давайте, с вами определим тему нашего урока?
-Цель урока ребята, мы сегодня с вами узнаем о выразительных, изобразительных, эмоциональных, возможностях музыки, через музыкальные произведения об осени.
Рассуждают, высказывают свое мнение.
личностные:
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
4.Открытие нового знания (15 мин.)
Погружение в музыкальный материал. (Игровая технология, здоровьесберегающая технология)
предлагаю поделиться на 2 команды и на фоне повторного прослушивания воссоздать услышанную, увиденную музыкальную картину.
Пластическое интонирование «Осенний лес»
Делятся на команды, выполняют творческие задания. Физминутка «Осенний лес».
личностные: воплощать художественно-образное содержание музыки в пластическом интонировании; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
познавательные:
формировать позитивный эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;
коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера в процессе музыкально-творческой деятельности;
5.Вокальная работа (10 мин)
Организация вокально-хоровой работы. (Здоровьесберегающая технология)
Вспомнить правила пения: петь не громко, не кричать.
Работа над дикцией, работа над звуковедением.
Работают над осмысленным исполнением песни «Осень бродит по лесам»
личностные: воплощать художественно-образное содержание музыки в пении
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.)
Анализ урока.
• о чем и как нам рассказывала музыка;
• музыка, каких композиторов помогла нам проникнуться красотой осенней природы;
• какая картина нашего урока понравилась и запомнилась больше всего;
• Какую ставили задачу на уроке?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Что нужно еще сделать?
• Где можно применить новые знания?
• Что на уроке у вас хорошо получилось?
• Над чем еще надо поработать?
• -Оцените свою деятельность на уроке
Учащиеся делают вывод, анализируют все ли усвоили в процессе урока. Оценивают собственную деятельность на уроке во время различных этапов урока.
регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников;
Домашнее задание
Закрепление темы урока
Учитель записывает на доске домашнее задание.
Обучающиеся выполняют дома домашнее задание из творческой тетради 2 класса стр. 28