Мировоззрение автора | Роберт Шуман- яркий представитель музыкального романтизма Германии (1810-1856г) Его творчество было антитезой атмосфере мещанской Германии 1820-40 годов .Его музыка зовёт в мир высокой человечности, воспевает красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм ,капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей -характерные черты музыки Шумана ,отражающей свойства его натуры, связанной с двойственностью. | Шуман «Порыв», « Смелый наездник», фортепьянный цикл «Детские сцены» |
Отражаемая действительность | В большинстве своих произведений Шуман обращается к внутреннему миру человека, палитре его эмоций и переживаний. Например, «Детские сцены» (1838-1839г). Непритязательный внешне замысел(сюита характерных пьес, навеянных темой детства), содержит, как это всегда бывает у Шумана, второй план. Вот как он сам объяснял идею сцен Кларе Вик: «Это был словно отзвук на слова, которые ты мне как то написала: Порою я могу показаться тебе ребёнком, -я был поистине окрылён и написал 30 маленьких и забавных вещей .Ты обрадуешься им, но конечно должна будешь забыть о себе как о виртуозной пианистке. «Детские сцены»- это музыкальное признание в любви Кларе и навеяны её образом, воспоминанием о детстве и о тех часах, которые проводил молодой ученик Фридриха Вика ,играя с его детьми Кларой и Альвином в 1830 г.Клара в ответ писала: «Как много заключено в твоих звуках, как понимаю я их! Весь твой мир открывается в этих пьесах». | Шуман «Детские сцены» |
Интерпретация | «Детские сцены» - это 12 живых ,ярких картин из жизни детства, отражают чистый и глубокий мир ребёнка. В цикле прослеживаются особенности стиля композитора-целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами. 1. «О чужих странах и людях»- пьеса – размышление, мир детской фантазии и сказки. Ласковая, светлая мелодия в 1 же такте окрашивается характерной для Шумана гармонией, вносящей элемент «Чудесного», романтического и манящего. Пьеса заканчивается как бы незавершённо - у любой сказки нет конца. 2.«У камина» - воспоминание взрослого о безмятежном детстве 3. «Почти серьёзно»- передаёт чувства ребёнка от первого робкого, но настоящего волнения сердца. Мелодия звучит текуче и трепетно. 4. «Просьба ребёнка» и «Полное удовольствие» -это микроцикл построенный на контрасте.(как в жизни). 5.Пьеса «Грёзы»-жемчужина шумановского мелодизма- передаёт безмятежный, спокойный ,мечтательный образ.(Каждый мечтает о своём).Полётность мелодии отражает устремлённость мечты. Таким образом эта музыка позволяет раскрыть сложную гамму психологических состояний героя, даёт нам постоянное балансирование на грани реального и вымысла. | 1.Создать ситуацию сопереживания разных эмоциональных состояний человека. 2.Развивать воображение, фантазию, образное мышление. 3.Содействовать развитию внимательного отношению к окружающему миру. (особенно внутреннему миру человека). 4.Воспитывать потребность в музыкальных переживаниях. 5.Способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства. |
Образовательный потенциал произведения искусства (какая польза для детей) | «Детские сцены» - это целая энциклопедия человеческих чувств .Приобщение к этой музыке заставляет детей испытывать глубокие психологические переживания во всём их многообразии ,способствует гармонизации душевного мира ребёнка, формирует его нравственные ориентиры и устои, развивает их творческое воображение и фантазию, активизирует индивидуально- психологические свойства личности. | Понимают, что внутренний мир маленького человека такой же глубокий и ранимый как и у взрослого, а значит требует бережного отношения, т.е проявляется гуманистическое начало(нельзя обижать и унижать других, потому что каждый человек- личность).Дети , соприкасаясь с такой музыкой, становятся терпимее, внимательнее и добрее друг к другу. |