kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные джазовые стили»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даётся историческая справка возникновения и развития джаза, его место в репертуаре детских школ искусств. Автор методически разбирает многие двенадцать направлений джазовой музыки в их историческом развитии. К каждому направлению предлагается иллюстрированный материал. Отдельная глава посвящена развитию советского джаза. Также коротко автор останавливается на современной эстрадной музыке в репертуаре учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные джазовые стили»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновск.

Музыковедческая работа преподавателя высшей квалификационной категории

по классу эстрадно-джазовой гитары


Чевачина Павла Евгеньевича

«Основные джазовые стили»



















2016 г.


Содержание:

1.Вступительная часть

2.Основное содержание:

2.1.Трудовые песни. Баллады.

2.2.Спиричуэлс. 

2.3.Блюз.

2.4.Кейк-уок.
2.5.Регтайм.
2.6. Буги-вуги.

2.7.Танцы .
2.8.Новый Орлеан.
2.9. Диксиленды.
2.10. Свинг.
2.11. Би-боп.

2.12.Кул-джаз.

2.13. Рок-н-ролл.
3. Советский джаз.

4.Несколько слов об эстраде.
5. Заключение.

6.Литература.

«Основные джазовые стили»

«Джаз – это мы сами в лучшие наши часы»
Довлатов С.Д.

I.Вступительная часть

Сегодня джаз отстоял свое место в детских школах искусств, рядом с классикой, вместе с классикой.

Сегодня я не буду говорить о классике. Окунёмся в атмосферу джаза, но сначала немного истории.

Понять сущность джаза всегда нелегко. Джаз любит окутывать себя тайной. Когда Луи Армстронга спросили о том, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами».

Если даже допустить, что эта история выдумана, в ней, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей – в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе – это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом». Мелодика джаза с её блюзовыми тонами часто не имеет ничего общего с диатонической гаммой. Тембр инструментов изменчив за счёт применения сурдин и граул-эффектов. Этой особенностью джаз обязан своему африканскому происхождению. Джаз – детище американских негров, хотя белые музыканты внесли весомый вклад в его развитие. Основные стили джаза сохранились до наших дней. Современные джазовые музыканты пишут блюзы, рэгтаймы, спиричуэлсы, буги-вуги, обогащая их современными композиционными находками. И, если раньше джаз звучал только в быту (на вечеринках, пикниках, танцплощадках, ночных клубах), то сейчас ему доступны большие сцены мира, джаз исполняют прославленные коллективы и солисты. 

II.Основное содержание

Джаз зародился в пении и корнями глубоко уходит в традиции негритянской народной песни, некогда процветавшей на земледельческом Юге Соединённых Штатов. В те далёкие времена у негров, как и у большинства американцев, было мало музыкальных инструментов, и голос оставался основным средством музыкального выражения.

2.1.Трудовые песни. Баллады.

Важной составной частью фольклора американских негров были трудовые песни, бесконечно разнообразные по назначению. Например, песни, звучавшие на массовых сборищах, когда всем миром лущили кукурузу, были развлечением, облегчающим труд. Вот как описывает такое событие Льюис Пейн: «Фермер привозит с поля кукурузные початки и ссыпает их в груду. Обычно выбирается лунный вечер. Всем окрестным молодым дамам и джентльменам фермер рассылает приглашения, прося их придти вместе со своими рабами (ведь, для того чтобы вылущить такую гору початков требуется немало людей). Гости начинают сходиться с наступлением сумерек. Вскоре их слышно со всех сторон – они идут, распевая негритянские песни. Хозяин предлагает разделиться на группы и устроить соревнование. Каждая из соревнующихся сторон выбирает из рабов по два лучших певца, которые садятся на груду и поют, остальные подпевают им хором».

Популярны были сатирические, игровые песни, баллады. Исполнялись они своеобразно. Выразить истинный характер негритянских песен с помощью нот и музыкальных знаков очень трудно. Записать причудливые горловые звуки, необычные ритмические эффекты, неожиданный мелодический крик, прерывающий мелодию (холлерс), возгласы (шаутс) почти так же невозможно, как зафиксировать на бумаге пение птиц. Эти эффекты применяются и в инструментальных формах джазовой музыки. 
2.2.Спиричуэлс 
Важной вехой в жизни чёрных рабов стало их приобщение к религии белых. В церкви негры впервые познакомились с религиозными хоровыми гимнами. Усвоив несложную мелодику и гармонию этих гимнов, они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс, духовные песнопения американских негров. Основу их тематики составляли библейские сюжеты, за которыми скрывались горе и гнев обездоленного народа. Часто религиозные собрания проходили под открытым небом в поле или лесу. Рядом ставились палатки. Ночью места собрания превращались в безбрежное море костров. Сотни молящихся собирались перед импровизационной кафедрой и всю ночь напролёт слушали страстные проповеди и пели пламенные гимны.

2.3.Блюз.
Из спиричуэлса развился жанр вокального искусства негров – блюз. Он исполнялся соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поётся о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде. Самое существенное в блюзе – это мелодика с её блюзовыми тонами. Часто их принимают за минорные VI и VII ступени. Однако, настоящий блюзовый тон – это не просто повышение или понижение ступени диатоники, а самостоятельный звук, не имеющий фиксированной высоты и премещающийся то немного вверх, то немного вниз. Вот уже сто лет мир очарован блюзом, в котором слышен «крик истерзанной негритянской души». Джазовые музыканты вновь и вновь возвращаются к этому маленькому чуду, неиссякаемому источнику вдохновения. 
2.4.Кейк-уок.
Танцы были основным развлечением для всех социальных слоёв населения. Поэтому спрос на музыкантов любой квалификации был очень велик. Это обстоятельство заставляло негров учиться музыке. К XIX веку в США сформировалась категория профессиональных негров-музыкантов (как свободных, так и рабов), которые смотрели на музыкальную карьеру как на божью благодать, освобождающую их от изнурительного труда на плантациях. Вот характерное объявление из газеты того времени: «Продаётся молодой красивый негр 18-20 лет, обладает всеми необходимыми навыками вежливого и расторопного слуги, побывал во многих частях света, играет на валторне. Недавно вернулся из Лондона, имеет два новых костюма и собственный музыкальный инструмент. Покупатель может приобрести его вместе с этим инструментом».  Танцы белых под аккомпанемент чёрных музыкантов негры часто пытались имитировать а, иногда, и пародировать. Именно отсюда произошёл кейк-уок – танец, в котором вычурные наряды, нарочито важная походка, немые сцены с приподниманием шляп и помахиванием тростями, носили гротескный характер. С точки зрения белых, в кейк-уоке отразилось стремление невежественных негров к соперничеству с господами, а негры видели в этом танце способ осмеять заносчивость белых.


2.5.Регтайм.
Одна из поражающих воображение черт регтайма – его мгновенное массовое распространение; ему покорились негры и белые, обитатели «подвального» мира и пуритане. Дело в том, что регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано, самого распространённого, самого домашнего, доступного в исполнительском смысле инструмента Америки рубежа XIX – XX веков. Музыкальная жизнь «одноэтажной Америки» была сосредоточена в салоне, проще говоря, – в гостиной, где фортепиано культивировали как повсеместный массовый музыкальный инструмент. Грандиозный спрос на регтайм был использован издателями, «листки» с его образцами стали выходить неслыханно огромными тиражами. Но ещё большими посредниками между композиторами и публикой были странствующие пианисты, которые стали образцом исполнения регтайма. Основные черты этого стиля: «рваный» ритм, чёткий «шагающий» бас, быстрый темп, энергичный танцевальный характер. 



2.6.Буги-вуги.
Буги-вуги – фортепианная интерпретация блюза, где на фоне постоянной фигуры «блуждающего баса» исполняются в быстром темпе вариации 12-тактовой темы. Этот стиль зародился в 20-х годах, а к 40-му году стал всеобщим увлечением. Пианисты-любители, подростки на вечеринках играли буги-вуги на фортепиано и самодеятельными ансамблями. Со временем эту музыку включили в свои программы большие свинговые оркестры. 


2.7.Танцы
Вторым социальным явлением, способствовавшим возникновению джазового бума, была танцевальная лихорадка, охватившая Америку после 1910 года. Танцы стали национальным развлечением, дансинги один за другим открывались по всей стране. Танцы стали простыми в исполнении, как бы они не назывались: «индюшачьей походкой», «медвежонком гризли», «кроличьим» или «лисьим шагом»; какие бы движения они не включали: тряску, раскачивание или скольжение – они требовали, как правило, только вышагивания по паркету в обнимку с партнёршей.



2.8.Новый Орлеан


Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, оттуда на старых колёсных пароходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и Чикаго. Этот город был буквально пронизан музыкой и танцами, отчего его часто называли Парижем на Миссисипи. В Новом Орлеане было несколько симфонических оркестров, три оперные труппы, оркестр Негритянского филармонического общества. Здесь существовала уникальная субкультура креолов – людей французского и испанского происхождения, родившихся в Америке. Музыка была важной составной частью их культуры. Умение петь, играть на фортепиано или другом музыкальном инструменте, считалось признаком хорошего воспитания, поэтому молодёжь было принято учить музыке. Из них не думали делать профессиональных музыкантов, это было не престижно. Но креол хотел, чтобы его ребёнок был музыкально образован. Это предполагало посещение оперы, игру на фортепиано в кругу друзей или участие в любительском ансамбле. Креолы были «правильными» музыкантами. Они играли по нотам, не знали импровизаций, т. е. были воспитаны в европейских традициях, и презрительно относились к неграм, не знавшим нотной грамоты и игравшим «низкопробные блюзы». Между 1900 и 1905 годами в Новом Орлеане происходили события, способствующие рождению джаза. После окончания американо-испанской войны на рынке появилась масса подержанных духовых инструментов, распродаваемых после демобилизации войск. Все лавчонки города были завалены кларнетами, тромбонами, корнетами, барабанами, которые за бесценок мог купить даже негр. Появились ансамбли, играющие на парадах, пикниках, вечеринках, свадьбах и похоронах. В оркестрах и ансамблях смешались друг с другом креолы и негры. В результате слияния двух культур и родился джаз.

2.9.Диксиленды
В 1917 году, в связи с началом Первой мировой войны, Новый Орлеан получает статус военного порта, а командующий войсками США объявляет о закрытии всех увеселительных заведений. Музыканты потянулись на заработки на Север. Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рэгтайма, скиффл-ансамблей и джазовых оркестров приехало в Чикаго, привезя с собой и музыку, получившую вскоре прозвище диксиленд - обозначение музыкального стиля ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов. Манера игры новоорлеанских джазменов была более консервативной, в ней чувствовалось влияние европейской музыкальной школы, она значительно отличалась от экспрессивной горячности чёрных новоорлеанских мастеров. Репертуар пьес у музыкантов Диксиленда включал в себя рэгтаймы, блюзы, уанстепы, тустепы, марши и популярные мелодии. Исполнительскому стилю было характерно сложное переплетение отдельных голосов в коллективную импровизацию всего ансамбля.

Яркими представителями этой эпохи были: Джо Кинг Оливер, Джелли Ролл Мортон, Луи Армстронг, Сидней Беше и др.

Джо Кинг Оливе Джелли Ролл Мортон Луи Армстронг

2.10.Свинг
Между джазовой лихорадкой 20-х годов и бумом рока 60-х имел место период, известный как «эра свинга». Она характеризуется своими взглядами на популярную музыку, своей модой (стильный костюм с широкими лацканами и мешковатыми брюками), своими танцами (джиттербаг, трак, линди-хоп), своим сленгом. Здесь тоже был свой бунт против приличий среднего класса. Теперь больше всего ценились искренность, честность, готовность выразить истинные чувства. Новое поколение жаждало искусства открытого, эмоционального и, конечно, чувственного. На джазовой сцене такое искусство явилось в лице Бенни Гудмена, кларнетиста и руководителя джазового оркестра. Важную роль в популяризации свинговых оркестров сыграло радио. В середине 30-х годов радиоприёмник стал непременным атрибутом любого американского дома. Каждый вечер в течение двух-трёх часов радио транслировало выступления различных ансамблей и оркестров. Это служило им бесплатной рекламой. Музыка свинговых оркестров Г. Миллера, Д. Эллингтона, Т. Дорси стала явлением массовой культуры. Свинг – не только джазовый стиль, но и характерный элемент джазовой техники. Это – пульсация, возникающая в результате несовмещения акцентов мелодической и ритмической линий.

2.11.Би-боп
Современный джаз начался со стиля «би-боп». Он был создан полностью чёрными музыкантами, играющими в клубе «Минтон». Саксофонист, трубач, пианист и гитарист совершили революцию в джазе. Раньше темпы были средними, теперь они стали очень быстрыми или очень медленными. Раньше отдавалось предпочтение 1-3-5-7 ступеням лада – теперь предпочитают вторую и четвёртую. Но би-боп – это нечто большее, чем просто новая музыка. Это стиль связан с жизненной позицией образованного музыканта, выражавшейся в его манере говорить, одеваться, вести себя в обществе. Исполнитель бопа одевался как английский биржевой маклер, говорил как преподаватель колледжа, боялся показаться окружающим слишком эмоциональным. Ему не шли улыбка и широкие жесты Армстронга – он просто кланялся аудитории и уходил со сцены. 

2.11.Кул-джаз
Дальнейшее развитие би-бопа привело к новому стилю. Кул-джаз (прохладный джаз) возник как противопоставление эмоциональной и горячей манере би-бопа. В нём нет той напористости, резкости, свойственных исполнителям би-бопа. Это музыка более строгая, сдержанная, более лиричная. Кул получил распространение преимущественно среди белых музыкантов. В этом стиле шире применяются классическая и современная гармония, полифония и политональность, чем в свинге или бопе. Самый знаменитый представитель этого направления – пианист Дейв Брубек, обучавшийся теории музыки у Д.Мийо. Вместе с саксофонистом П. Дезмондом он создал квартет, выступавший в концертных залах и практиковавший «живую» запись пластинок.



2.13. Рок-н-ролл.


От ритм-энд-блюза (необработанной танцевальной музыки долины реки Миссисипи) берёт начало стиль, получивший название «рок-н-ролл». Ярким представителем этого стиля был Элвис Пресли, бывший шофёром, а не профессиональным музыкантом. В его музыке смешались мелодичная чистота сельских напевов белых и экспрессивность негритянских блюзов.

Рок-н-ролл это сплав, в котором драматизм, темпераментный вокал и чёткий ритм важнее музыкальной виртуозности, к середине 50-х стал не только самой распространённой музыкой в Америке, но и стилем, «учителем жизни» нескольких последующих поколений.


III.Советский джаз


Процесс становления и формирования джаза в СССР начался в 20-е годы. Некоторые его элементы можно было наблюдать в бытовой музыке того времени. Новый тип мелодики, синкопирование, некоторые метро-ритмические особенности – всё это было характерно для танцевальной музыки, развивающейся под влиянием джаза и проникающей к нам из зарубежья в виде нот и граммофонных пластинок. Тогда в Москве дебютировал первый отечественный джаз – ансамбль Валентина Парнаха. Он первый привёз в страну саксофон, набор сурдин для трубы и тромбонов и первый дал джаз-концерт в Доме печати. «Зал был переполнен. Парнах прочёл лекцию о джаз-банде, потом, с грехом пополам, сыграл джазовые мелодии (саксофоном ещё никто не владел). Когда же ансамбль исполнил страннейший танец «Жирафовидный истукан», восторг достиг ураганной силы».
В течение десяти лет в стране создаются многочисленные джазовые коллективы, среди которых самые известные под управлением А.Цфасмана, Л.Утёсова, в сороковые и пятидесятые годы – оркестры под управлением О.Лундстрема, Ю.Саульского. В настоящее время в стране существует множество джазовых оркестров и ансамблей, устраиваются джазовые фестивали, издаются джазовые школы и сборники джазовой музыки для взрослых и детей. 


ансамбль Валентина Парнаха оркестр Леонида Утёсова


IV. Несколько слов об эстраде

Для развития мировой культуры XX века большое значение имела английская группа «Битлз». Они превратили развлекательную музыку в серьёзное искусство. Четвёрка парней практически не владела музыкальной грамотой, но создавала произведения, которые стали уже современной классикой и исполняются камерными оркестрами. В числе их репертуара насчитывалось около 210 песен. Как пример, одна из самых известных композиций «Yesterday», переложенная для многих инструментов и ансамблевых составов.

Затрагивая современную музыку можно вспомнить и произведения из кинофильмов, которые стали так же популярны и как самостоятельные произведения. В качестве такого примера может послужить фильм «Титаник», песня из которого в исполнении Селин Дион звучит достаточно часто (композитор Дж. Харнер). Есть переложения для многих инструментов и ансамблей.

V. Заключение.

В репертуаре учащихся встречается достаточное количество произведений, как джазового направления, так и популярного эстрадного. Наше отделение называется эстрадно-джазовым и объединяет эстрадно-джазовую гитару, эстрадно-джазовый вокал, фортепиано, клавишные инструменты, хореографический ансамбль эстрадного танца «Вдохновение». Мы не испытываем трудности в репертуаре, потому что существует много обработок переложений и аранжировок ля детского и юношеского репертуара. А недостаток пьес компенсируем собственными обработками и переложениями.

Примеры детского репертуара:

пьеса Дональдсона «Yes,sir, that`s my baby» (регтайм),

пьеса Лессер «Выходной день» (регтайм),

Дж. Керн «Ты для меня всё» (блюз),

пьеса Градески «Задиристые буги» (буги-вуги),

пьеса Шмитца «Оранжевые буги» (буги-вуги) и многое другое.

Существует огромное количество переложений классических произведений в джазовом стиле:


Что же такое джаз? По словам Джеймса Коллиера: «Джаз – это состояние души». Он несёт в себе огромный эмоциональный заряд, призванный воздействовать на человеческие чувства: тревожить, будоражить, волновать, увещевать, забавлять, развлекать. Не случайно, звуки джаза, наряду с другими символами современной цивилизации, были заложены в закодированное послание Человечества, отправленное на космическом корабле в бесконечное плавание по Вселенной». 


VI. Литература

1. Я. ван ден Лангенберг "Blue strings" 1999г. Голландия;

2. А. Виницкий "Детский джазовый альбом", выпуск № 1, г. Москва,2002г;

3. А. Виницкий "Детский джазовый альбом", выпуск № 2 ,г. Москва 2005г;

3. Л. Пилипенко "Азбука ритмов" г. Москва 2004г;

5. О. Королёв "Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия" Москва, "Музыка" 2006г;

6 . В. Домогацкий "Семь ступеней мастерства" г. Москва, "Классика -XXI" 2004г.

7. Э. Меркс "Первые уроки джаза" "Композитор", Санкт-Петербург,1996 г.





1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Основные джазовые стили»

Автор: Чевачин Павел Евгеньевич

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП  ПО МУЗЫКЕ 8-9 КЛАСС 17. ЧАСОВ "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-programma-i-ktp-po-muzykie-8-9-klass-17-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "236796"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444152913"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Джаз-дух нашего времени"
    ["seo_title"] => string(32) "dzhaz-dukh-nashiegho-vriemieni-1"
    ["file_id"] => string(6) "288280"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454603101"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Современная хореография"
    ["seo_title"] => string(29) "sovriemiennaiakhorieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "321125"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461228550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(50) "svidetelstvo_o_publikatsii_uroka_muzyki_v_8_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "540127"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582008850"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства