Тема : Джаз-дух нашего времени
Класс:3 класс
Цели и задачи урока:
1.Познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся знакомы со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; знакомы со средствами музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2. У учащихся продолжаются развиваться вокально-хоровые навыки: дикция, артикуляция, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3. Учащиеся воспитывают в себе вдумчивого слушателя, прививается интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Ресурсы урока:
Стикер, маркер, интерактивная доска,муз.проигрыватель,муз.записи к теме урока, слайды,наглядности,доп.информация по предмету
Методы урока:
Слуховой, словесный,наглядный, метод связи музыки с жизнью,
объяснительно- иллюстративный
Тип урока:комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Ход урока
Музыкальное приветствие
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй солнце золотое.
Люди, с песней просыпайтесь,
И друг другу улыбайтесь! (Дети садятся на места)
-Ребята,сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. СЛАЙД1
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
«Хелло, Долли» Луи Армстронг
У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
Слайд2
У: Тема нашего урока «Джаз-дух нашего времени».
Итак, ребята, какие цели мы ставим на этот урок? Чему мы должны научиться?
(Учащиеся ставят цели сегодняшнего урока)
Но прежде чем мы перейдем к этой теме проверим ваше домашнее задание. На прошлом уроке мы познакомились с симфоническим оркестром.
Проверка д/з
Проведение игры «Семиветик»
(Задаю вопрос по д/з командам, играть пока команда не соберет 7 лепестков)
Вопросы :
- Из скольки групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр?(4)
- Какие инструменты входят в состав струнно-смычковых инструментов?(скрипка, альт, виолончель, контрабас)
- Какие инструменты в деревянно-духовую группу? (флейта, дудочка, кларнет, фагот, гобой)
- Какие инструменты входят в состав медно-духовой группы? (труба, тромбон, валторна, саксофон)
- Что входит в ударную группу?(барабаны, тарелки,треугольникики)
- Какая группа инструментов ведет основную мелодическую линию? (струнные)
- Где можно услышать симфонический оркестр?( филармония, театр оперы и балета)
Прежде чем приступить к изучению новой темы, хочу познакомить вас критериями оценивания.
- Отвечать на заданные вопросы;
-Анализировать музыкальные произведения;
-Активно работать на уроке;
-Исполнение песни, соблюдая правила пения
Изучение нового материала
У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни.
- Кто он! – восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязан в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Слайд3
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много афроамериканцев, бывших рабов с плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось им в ту пору?
- Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Слайд 4
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
СЛАЙД 5
Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
СЛАЙД 6
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
СЛАЙД 7
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»
Физминутка.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Слайд 8
Сейчас я бы хотела познакомить вас с известными джаз-музыкантами, певцами,композиторами, которые считаются легендами джаза. Одна из таких джаз-певица Элла Фитцжеральд
Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»
Слайд 9
А в нашей стране есть тоже известные певцы, которые исполняют джазовую музыку. Это Жанна Саттарова, группа «Royal Jazz» и мн.другие
Слайд 10
ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.
Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
СЛАЙД 12
Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.
Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)
-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?
-Ну и конечно яркий представитель джаза известный трубач, певец и композитор Луи Армстронг.
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
ИГРА “Выбери инструменты”
Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
( Учитель включает фрагменты звучания муз.инструментов, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
У.: А сейчас перед пением разогреем наши голосовые связки с помощью распевки.
(Распевание)
Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.(Слушание песни)
Разучивание песни “Мистер Жук”
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди
1) Исполнение учителем
Анализ:
У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.
После исполнения – похвала:
У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит.
– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
Рефлексия:
Игра «Помоги нотам» (Закрепление и повтор нотного стана)
На доске висит нотный стан, на который нужно развесить ноты. Под каждой нотой есть вопросы. Задача учащегося- ответить на эти вопросы.(Объяснить учащимся, что нужно вернуть ноты на свое место)
Вопросы:
- Жанр музыки, имеющий синкопированный, неровный ритм? (Джаз)
- Религиозные песни афроамериканцев(Спиричуэл)
- Где зародился джаз?(Диксиленд, Южная США, Новый Орлеан)
- Из каких групп инструментов состоит джаз-бэнд?(Медно-духовые, деревянно-духовые и ударные, а также рояль, контрабас)
- Известные джазовые музыканты
- Кто написал оперу «Порги и Бесс»?(Джордж Гершвин)
- С какой песней мы сегодня познакомились? (Мистер Жук)
Домашнее задание:
Стр.53-56 читать
Песню учить