Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе
Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе
Урок музыки в 8 классе по теме: Джаз - музыка XX века. История возникновения стиля джаз, особенности стиля и его основные направления. Известные мировые исполнители в данном стиле, Игры на развитие чувства ритма, разучивание на уроке джазовой песни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе»
Конспект урока музыки в 8 классе
на тему: «Джаз-музыка XX века»
Тема урока: «Джаз-музыка XX века»
Форма урока: урок-беседа с элементами игры
Цель урока: усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.
Задачи:
Познакомить со стилем «Джаз», с историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.
Развивать музыкально-ритмические, вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Скрягиной Людмилы «Джаз для вас»
Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Дидактический материал:
1. Презентация «Джаз-музыка XX века;
2.Карточки с ритмическими рисунками;
3. Портреты композиторов (электронный формат);
4. Ритмические палочки
Музыкальный материал:
1.Аудиозаписи джазовых музыкальных произведений (Слушание: Спиричуэл «Deep river».Л.Армстронг «Блэк энд блю»; Луи Армстронг «Let my people go».; С.Джоплин «Регтайм», Глен Миллер «Серенада солнечной долины». Пение по выбору: Л. Скрягина «Джаз для вас!», А.Минков «Старый рояль»).
2.Видеозаписи выступлений джазовых исполнителей
Методы работы:
Беседа;
Опрос:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый
Ход урока:
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Актуализация знаний.
Тема нашего урока «Джаз-музыка XX века». На уроках музыки в течение многих лет мы с вами знакомились с различными музыкальными направлениями.
Будь то инструментальные, вокальные жанры, а так же с историей возникновения жанров. Сегодня, на уроке, используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы познакомиться с одним из направлений современного музыкального искусства – джаз, научиться простукивать различные ритмические рисунки. Известно, что основа джаза –ритм и импровизация. Чтобы лучше представить образ джаза, попробуем проследить историю его жизни.
«Это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас». Уинтон Морсалис, американский трубач и композитор. Художественный руководитель Джазового Линкольн центра.
«Не так уж важно – люблю я джаз или нет. Это явление всемирное, общезначимое. Джаз – непреложная данность нашего бытия. Он не мог бы родиться и существовать случайно. Сам по себе. Джаз был вызван к жизни глубокой общественной потребностью». Арам Хачатурян, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР.
«Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия. История джаза – часть истории XX века.
-Итак, 20 –е годы XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-бенде. Какое странное определение. Одни возмущались, другие восхищались.
Все хотели знать, откуда взялась эта личность. Родился он на юге Америки в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему миру. Этот результат слияния некоторых форм музыкального фольклора «черных» и популярно – бытовой музыки «белых». Попадая из Африки в Америку, в качестве рабочих, афро-американцы привозили туда и свои народные обычаи. Музыка – один из них.
Музыка для африканцев носит прежде всего социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.
Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в джазе.
Известно, что ритм - это основа джаза. Я предлагаю сейчас поиграть в игру «Поезд». Я задаю определенный ритм с помощью ударов по коленям ладошками, а класс по цепочке (по кругу) повторит данный ритм. Главная задача игры: - не сбиваться с заданного ритма и увеличивать постоянно темп (разгоняющийся поезд).
Итак, двигаемся дальше. После проникновения африканской культуры в американскую , возникает спиричуэлс – религиозные христианские гимны на африканский манер. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэлс оказали заметное влияние на развитие джазового искусства.
Слушание Спиричуэл «Deep river».
В начале века зародился и регтайм. Регтайм – танцевальная музыка особого, ритмического склада. Регтайм – «рваное» время. Эта музыка была популярна в Америке перед появлением джаза. В регтайме присутствует и импровизация. Импровизация –произведение искусства, которое создается во время исполнения. Либо собственно процесс его создания. Музыкальная импровизация – исторически более древний тип музицирования. Слушание «Регтайм» С.Джоплин.
Я предлагаю вам в игровой форме познакомиться с данным приемом джаза. Игра «Простучи заданный ритмический рисунок», Составь несколько ритмических карточек вместе и простучи на ритмических палочках свой ритмический рисунок.
Учащиеся выбирают группами карточки с ритмическими рисунками, и простукивают составленный ритмический рисунок. Далее добавляются еще карточки по выбору, рисунок видоизменяется, учащиеся простукивают видоизмененный, более длинный ритмический рисунок.
Мы говорим о джазе в то время как блюз и регтайм еще не джаз, а только подступы к джазу. Новый Орлеан – город легенда, там возник джаз.
Спиричуэлсы, регтайм были предвестниками новой музыки. Но главным ее источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было все, что составляло жизнь и несчастье их творцов : обманутая любовь и разлука тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - все могло стать блюзом. К началу XX века сложилась определенная форма блюза. У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: «Black and Blue »Название можно перевести как «черный и печальный».
Постарайтесь почувствовать настроение музыки. Слушание Луи Армстронга «Black and Blue». Мы слышим в голосе певца отчаяние, протест, вопль, обращенный к миру в надежде, что мир услышит и содрогнется:
«Грех мой один – я чернокожий. Что буду делать? Кто мне поможет? Я так унижен, и все потому, что я чернокожий…».
Блюз (тоска, печаль) – форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце X IX века в афро-американском сообществе. Блюз сложился из таких ее проявлений, как «рабочая песня» (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), спиричулс (христианские песнопения), и баллады (короткие стихотворные истории).
Отрывки из опер, популярные песенки, блюзы, регтаймы – все это на слуху, сливаясь в одну новую музыку - Джаз.
Мы уже знаем, что джазу присуща импровизация . джазовый музыкант выступает и автором того что играет.
Характерные особенности джазовой музыки:
-импровизация;
-ритм;
-свинг (качание)- причудливая манера джазовых музыкантов «произносить звуки как бы невпопад.
Сегодня джаз разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений. Это музыка, которая находится в постоянном развитии.
В стиле джаз сочиняли многие композиторы: Джордж Гершвин, Дебюсси, Равель, Стравинский.
Глен Миллер – американский тромбонист, аранжировщик. Руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930- начало 1940- х).
Слушание Глен Миллер «Серенада солнечной долины».
Роль ритма в джазе – это главное. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики. В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена. Как Луи Армстронг. Американский джазовый трубач родился в Новом Орлеане. Слушание Луи Армстронг «Let my people go». В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?(Медленный, растяжный мотив, сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов).
Джаз – род профессионального музыкального искусства, увеселительного, танцевального характера, в основе которого лежит импровизация.
Джаз – феномен в мире музыки. Он вызывает множество эмоций, чувств. Нужно лишь их суметь услышать и позволить наслаждаться ими.
Знакомство с песней Людмилы Скрягиной «Джаз для вас!».