kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 8 классе по теме: Джаз - музыка XX века. История возникновения стиля джаз, особенности стиля и его основные направления. Известные мировые исполнители в данном стиле, Игры на развитие чувства ритма, разучивание на уроке джазовой песни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе»

Конспект урока музыки в 8 классе

на тему: «Джаз-музыка XX века»



Тема урока: «Джаз-музыка XX века»

Форма урока: урок-беседа с элементами игры

Цель урока: усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.

Задачи:

  1. Познакомить со стилем «Джаз», с историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.

  2. Развивать музыкально-ритмические, вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Скрягиной Людмилы «Джаз для вас»

  3. Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.



Дидактический материал:

1. Презентация «Джаз-музыка XX века;

2.Карточки с ритмическими рисунками;

3. Портреты композиторов (электронный формат);

4. Ритмические палочки



Музыкальный материал:



1.Аудиозаписи джазовых музыкальных произведений (Слушание: Спиричуэл «Deep river».Л.Армстронг «Блэк энд блю»; Луи Армстронг «Let my people go».; С.Джоплин «Регтайм», Глен Миллер «Серенада солнечной долины». Пение по выбору: Л. Скрягина «Джаз для вас!», А.Минков «Старый рояль»).

2.Видеозаписи выступлений джазовых исполнителей



Методы работы:

Беседа;

Опрос:

Объяснительно-иллюстративный;

Проблемно-поисковый





Ход урока:

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

  2. Актуализация знаний.

Тема нашего урока «Джаз-музыка XX века». На уроках музыки в течение многих лет мы с вами знакомились с различными музыкальными направлениями.

Будь то инструментальные, вокальные жанры, а так же с историей возникновения жанров. Сегодня, на уроке, используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы познакомиться с одним из направлений современного музыкального искусства – джаз, научиться простукивать различные ритмические рисунки. Известно, что основа джаза –ритм и импровизация. Чтобы лучше представить образ джаза, попробуем проследить историю его жизни.

«Это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас». Уинтон Морсалис, американский трубач и композитор. Художественный руководитель Джазового Линкольн центра.



«Не так уж важно – люблю я джаз или нет. Это явление всемирное, общезначимое. Джаз – непреложная данность нашего бытия. Он не мог бы родиться и существовать случайно. Сам по себе. Джаз был вызван к жизни глубокой общественной потребностью». Арам Хачатурян, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР.

«Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия. История джаза – часть истории XX века.

-Итак, 20 –е годы XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-бенде. Какое странное определение. Одни возмущались, другие восхищались.

Все хотели знать, откуда взялась эта личность. Родился он на юге Америки в начале 20-го века и с поразительной быстротой распространился по всему миру. Этот результат слияния некоторых форм музыкального фольклора «черных» и популярно – бытовой музыки «белых». Попадая из Африки в Америку, в качестве рабочих, афро-американцы привозили туда и свои народные обычаи. Музыка – один из них.

Музыка для африканцев носит прежде всего социальный характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувств.

Многие элементы, присущие негритянской музыкальной культуре, отражены в джазе.

Известно, что ритм - это основа джаза. Я предлагаю сейчас поиграть в игру «Поезд». Я задаю определенный ритм с помощью ударов по коленям ладошками, а класс по цепочке (по кругу) повторит данный ритм. Главная задача игры: - не сбиваться с заданного ритма и увеличивать постоянно темп (разгоняющийся поезд).

Итак, двигаемся дальше. После проникновения африканской культуры в американскую , возникает спиричуэлс – религиозные христианские гимны на африканский манер. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэлс оказали заметное влияние на развитие джазового искусства.

Слушание Спиричуэл «Deep river».

В начале века зародился и регтайм. Регтайм – танцевальная музыка особого, ритмического склада. Регтайм – «рваное» время. Эта музыка была популярна в Америке перед появлением джаза. В регтайме присутствует и импровизация. Импровизация –произведение искусства, которое создается во время исполнения. Либо собственно процесс его создания. Музыкальная импровизация – исторически более древний тип музицирования. Слушание «Регтайм» С.Джоплин.

Я предлагаю вам в игровой форме познакомиться с данным приемом джаза. Игра «Простучи заданный ритмический рисунок», Составь несколько ритмических карточек вместе и простучи на ритмических палочках свой ритмический рисунок.

Учащиеся выбирают группами карточки с ритмическими рисунками, и простукивают составленный ритмический рисунок. Далее добавляются еще карточки по выбору, рисунок видоизменяется, учащиеся простукивают видоизмененный, более длинный ритмический рисунок.

Мы говорим о джазе в то время как блюз и регтайм еще не джаз, а только подступы к джазу. Новый Орлеан – город легенда, там возник джаз.

Спиричуэлсы, регтайм были предвестниками новой музыки. Но главным ее источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было все, что составляло жизнь и несчастье их творцов : обманутая любовь и разлука тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - все могло стать блюзом. К началу XX века сложилась определенная форма блюза. У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: «Black and Blue »Название можно перевести как «черный и печальный».

Постарайтесь почувствовать настроение музыки. Слушание Луи Армстронга «Black and Blue». Мы слышим в голосе певца отчаяние, протест, вопль, обращенный к миру в надежде, что мир услышит и содрогнется:

«Грех мой один – я чернокожий. Что буду делать? Кто мне поможет? Я так унижен, и все потому, что я чернокожий…».

Блюз (тоска, печаль) – форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце X IX века в афро-американском сообществе. Блюз сложился из таких ее проявлений, как «рабочая песня» (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), спиричулс (христианские песнопения), и баллады (короткие стихотворные истории).

Отрывки из опер, популярные песенки, блюзы, регтаймы – все это на слуху, сливаясь в одну новую музыку - Джаз.

А какие инструменты исполняют джазовую музыку? Духовые: Кларнет, тромбон, медные духовые. Струнно-смычковые: Контрабас. Клавишные: Рояль, пианино. Ритм группа: Барабан.

Мы уже знаем, что джазу присуща импровизация . джазовый музыкант выступает и автором того что играет.

Характерные особенности джазовой музыки:

-импровизация;

-ритм;

-свинг (качание)- причудливая манера джазовых музыкантов «произносить звуки как бы невпопад.

Сегодня джаз разнообразен. Он включает в себя огромное количество стилей и направлений. Это музыка, которая находится в постоянном развитии.

В стиле джаз сочиняли многие композиторы: Джордж Гершвин, Дебюсси, Равель, Стравинский.

Глен Миллер – американский тромбонист, аранжировщик. Руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930- начало 1940- х).

Слушание Глен Миллер «Серенада солнечной долины».

Роль ритма в джазе – это главное. Само по себе вдохновенное чувство ритма, которое неизменно демонстрирует джазовый артист, способно вызвать восторг публики. В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена. Как Луи Армстронг. Американский джазовый трубач родился в Новом Орлеане. Слушание Луи Армстронг «Let my people go». В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?(Медленный, растяжный мотив, сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов).

Джаз – род профессионального музыкального искусства, увеселительного, танцевального характера, в основе которого лежит импровизация.

Джаз – феномен в мире музыки. Он вызывает множество эмоций, чувств. Нужно лишь их суметь услышать и позволить наслаждаться ими.

Знакомство с песней Людмилы Скрягиной «Джаз для вас!».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Свидетельство о публикации Урока музыки в 8 классе

Автор: Кухаренко Наталья Геннадьевна

Дата: 18.02.2020

Номер свидетельства: 540127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства