kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Об искусстве вести урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, которые претерпела отечественная школа в последнее время, со всей очевидностью говорят о том, что школе нужны инновационные технологии. Сегодня на смену традиционному уроку приходит инновационный урок, имеющий в своей основе новые, оригинальные, творчески привнесённые учителем изменения в содержании, методах, средствах, формах организации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Об искусстве вести урок »

Об искусстве вести урок



«Каждый из нас более чем человек в том,

как он чувствует, чем как он думает»

К.Ушинский.



Глубоко был прав Л.Толстой, утверждая, что науки доказывают истину, а искусство «заражает» ею. Не секрет, многие преподаватели на уроках часто доказывают детям, что музыка – это прекрасно, нежели «заражают» их ею на всю жизнь…

Действительно, проблема научить искусству вести урок остаётся одной из острых проблем. Важно владеть искусством своей профессии. «Есть искусство и есть творчество», - говорил В. Немирович – Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает, тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок становится противопоставлением другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим возникает проблема в искусстве ведения урока. Одно дело, если урок – лишь привнесение новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям ученика. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Опыт ведения урока убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берёт в качестве материала самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между – холодным, равнодушным, и внутренним – глубоко пережитым, прочувствованным?

Всякая художественно – педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим «я». Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделял правду искусства от фальши, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, в не тебя пребывающее». Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это можно в полной мере можно отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонации музыкального произведения как своих собственных.

Практика показывает, что для урока психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться эмоционально.

Искусство ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актёрского мастерства. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить её ребёнку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможномтями. Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приёмов, получивший название «приём отождествления», т. Е. слияние своего «я» с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.

Этот приём предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания), но и естественного органическое «переживание» педагогом художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между учеником и учителем.

Творить, по определению К.Станиславского, означает «страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправдано идти к сверхзадаче» - постижению и раскрытию художественного образа произведения.

Для педагога чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребёнка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватном постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

Действительно, во время подготовки работы над образом музыкального произведения надо думать, а во время исполнения надо чувствовать. И более того, художественно педагогический процесс состоится тогда, когда педагог на уроке не будет думать о законах и правилах его поведения, а они будут «сидеть» в нём. Ибо все профессиональные навыки, умения будут иметь ценность лишь при условии, что они превратятся в нечто бессознательное. Для учителя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную, внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научится не боятся определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства – его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. «Если нет материала, чувству не во что излиться» - сказал С. Волконский. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя с аналитическими способностями. Ибо «в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» - сказал К.Станиславский.

Изменения, которые претерпела отечественная школа в последнее время, со всей очевидностью говорят о том, что школе нужны инновационные технологии. Сегодня на смену традиционному уроку приходит инновационный урок, имеющий в своей основе новые, оригинальные, творчески привнесённые учителем изменения в содержании, методах, средствах, формах организации.

Важнейшая проблема, волнующая сегодня учителей повышение эффективности урока. Ведущему педагогу – музыканту Э.Б. Абдулину принадлежат слова: «Пусть учитель будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного проведения урока». Так же указывает; «Учёт особенностей школьников, конкретизация задач, содержания, методов, форм и средств обучения, временная организация урока, анализ трудностей и выбор наиболее эффективного пути их преодоления – таков круг задач работы учителя». В собственных уроках наиболее сложной проблемой оказалась организация урока во времени. Мы постоянно ощущаем что не успеваем в отведенные 45 минут полностью и качественно реализовать заложенный материал урока. Я убедилась, что использование принципа оптимизации (по словарю С.И.Ожегова - выбрать наилучший из возможных вариантов, наиболее благоприятный) открывает перед учителем широкие горизонты для творческого поиска, мобилизация всех резерв времени, достижение максимальной эффективности в кротчайшее время в условиях любой школы, класса, с любым учеником.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет активизировать мысленную деятельность, внимание учащихся; вызвать и удержать интерес к предмету; создать благоприятные условия для многоуровнего творческого самовыражения учащихся; формировать эмоциональную отзывчивость на более высоком уровне, воспитывать эстетически развитую, духовно богатую личность средствами музыкальной литературы. Подготовка нетрадиционного урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно – воспитательного процесса, которая в данных условиях обеспечивает наилучший конечный результат. В подготовке выделяются три момента; диагностики, проектирования, прогнозирования. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения нетрадиционного урока, необходимо определиться с выбором форм, методов работы на уроке, подобрать материал, просчитать все этапы урока, спланировать моменты затруднений, неожиданностей, учесть все факторы и обстоятельства, от которых зависит эффективность занятия. Поурочное планирование - чрезвычайно важное значение, и требует очень серьёзного, вдумчивого подхода. В первую очередь это касается комплексного планирования задач обучения, воспитания и развития реальных учебных возможностей отдельных ученика.

В создании нетрадиционного урока важную роль играет режиссура, которая исходит из – замысла конкретного урока. Важная задача учителя при подготовке нетрадиционного урока – разобрать драматургию урока. Наиболее характерными методами для нетрадиционного урока являются;

- метод музыкального обобщения (обучающий)

- метод эмоциональной драматургии (стимулирующий)

- метод проявления знаний в процессе музицирования (контролирующий)

- словесный метод

- наглядный метод

- практический метод

- поисковые, частично поисковые методы – мозговая атака, дети должны что – то сами создать, например; сочинить мелодию, допеть мелодию (5 минут обсуждение, и выбор лучшей мелодии).

-метод «Ажурная пила» - т.е. две группы высказывают свое мнение поочерёдно.

- метод «Обратная мозговая атака» - подготавливается учебный материал с ошибками. Необходимо ученикам найти и исправить ошибки.

- исследовательские методы

Форма – групповая, коллективная, индивидуальная.

Решая эту задачу, необходимо помнить о таких важных составляющих, как образность, содержательность урока, соответствие законам выбранного типа нетрадиционного урока, оптимальное распределение времени между элементами занятия, прогнозирование эмоциональной и интеллектуальной составляющих урока.

Важную роль в проведении занятия играет атмосфера урока, которая также должна соответствовать типу, образам. Драматургии, содержанию нетрадиционного урока. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методики проведения, нравятся учащимся. Этим объясняется актуальность применения нетрадиционных уроков в современной школе, как одно из направлений инновационной педагогики. Нетрадиционный урок эффективно сказывается на повышении качества знаний, позволяет гибко сочетать и обеспечивать решение обучающих, воспитательных, и развивающих задач, повышает уровень интеллектуального мышления школьников, роль самостоятельной работы, самооценку личности; её творческого развития, является мощным средством демократизации обучения, формирует интерес к предмету на более высоком уровне.

Белая Н.В.

Преподаватель ДМШ

г.Аксай, Западно – Казахстанской обл.

Бурлинского района


.


4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Об искусстве вести урок

Автор: Белая Наталья Васильевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока на тему: "Граффити -вид искусства или акт вандализма?" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-na-tiemu-graffiti-vid-iskusstva-ili-akt-vandalizma"
    ["file_id"] => string(6) "239648"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444834494"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока  «Знакомство с видами изобразительного искусства». 6 класс."
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokaznakomstvosvidamiizobrazitielnoghoiskusstva6klass"
    ["file_id"] => string(6) "310490"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459026923"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка открытого урока на тему: " Казахский национальный орнамент. " "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-kazakhskii-natsional-nyi-ornamient"
    ["file_id"] => string(6) "205002"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429781856"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Презентация для урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" на тему:"Духовные искания Андрея Болконского" "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir-na-tiemu-dukhovnyie-iskaniia-andrieia-bolkonskogho"
    ["file_id"] => string(6) "144731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418769638"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока Объемные изображения в скульптуре. "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obiemnyie-izobrazhieniia-v-skul-pturie"
    ["file_id"] => string(6) "133670"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416564412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства