Разработка открытого урока на тему: " Казахский национальный орнамент. "
Разработка открытого урока на тему: " Казахский национальный орнамент. "
Тема урока. Казахский национальный орнамент.
Цель урока.
1. 1.Познакомить с видами национального орнамента и изобразить.
2. Развить творческие способности.
3. 3.Воспитать интерес к декоративно прикладному искусству.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Закрепление.
5. Домашние задание.
Методы обучения. Иллюстративнно-демостративный.
Материалы к уроку.
1.Для учителя: план, иллюстрации, наглядности к уроку, учебник ИЗО.
2.Для учащихся:
учебник ИЗО, тетрадь, альбом, карандаш, краски, кисти, цветная бумага, ножницы.
Ход урока.
1.Организационный момент. Здравствуйте ребята.
2.Теоретическая часть.
Тема урока «Казахский национальный орнамент».
Цель урока. 1.Познакомить с видами орнамента. 2. Изобразить орнамент, и выполнить из бумаги.
Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен. Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.
Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже « говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».
Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.
1. Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными,птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.
Орнамент, связанный с домашними животными частей их фигур бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломаний рог др.
2.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звездый, луна, полумесяц.
3.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.
4.Орнамент связанный с насекомыми –бабочка, змея, мыший след, гусеница.
6.Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след.
7. Орнамент связанный с изображением инструментов, предметов быта, топор, зубья, пилы, гребень, кольцо.
У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК",и в народе считали что"Резва мысль у того, кто рисует орнамент". Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента.
?ош?ар м?йіз- бараний рог- похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды.
Ж?лдыз-звезда - подобен звезды на небе. Используют для украшения ковров.
Сломанный рог- узор напоминающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия(песчаного тростника) паласы.
Теперь ребятам нарисуем орнамент "Кошкар муйиз- бараний рог."
Последовательность выполнения орнамента.
А. На альбомном листе выполняем линию, делим лист на 2 части. При этом лист располагаем горизонтально, затем делим две половины опять,получается 4 части, проводим горизонтальные линии, делим верхнюю и нижние части получаем всего 8 части.
Б.Нарисуем контур, от верхнего центра ставим точку, проводим линии в стороны, от нижнего центра проводим линии, рисуем бараньи рога соединяя в один контур.
В.Красим орнамент в разные цвета только те которые использовались(красный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой).
4.Закрепление.
На сколько групп делится казахский орнамент?
Какие виды вы знаете? Где используется орнамент?
А сейчас ребята давайте выполним любой орнамент на цветной бумаге, складите бумагу на две части нарисуйте контур орнамента, затем вырезайте но при вырезаний бумаги осторожно работайте с ножницами.
Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему: " Казахский национальный орнамент. " »
Тема урока. Казахский национальный орнамент.
Цель урока.
1. 1.Познакомить с видами национального орнамента и изобразить .
2. Развить творческие способности .
3. 3.Воспитать интерес к декоративно прикладному искусству.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Закрепление.
5. Домашние задание.
Методы обучения. Иллюстративнно-демостративный.
Материалы к уроку.
1.Для учителя: план, иллюстрации, наглядности к уроку, учебник ИЗО.
2.Для учащихся:
учебникИЗО, тетрадь, альбом, карандаш, краски, кисти, цветная бумага, ножницы.
Ход урока.
1.Организационный момент. Здравствуйте ребята.
2.Теоретическая часть.
Тема урока «Казахский национальный орнамент».
Цель урока. 1.Познакомить с видами орнамента. 2. Изобразить орнамент, и выполнить из бумаги.
Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен. Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.
Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже « говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».
Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.
1. Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными,птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.
Орнамент, связанный с домашними животными частей их фигур бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломаний рог др.
2.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звездый, луна, полумесяц.
3.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.
4.Орнамент связанный с насекомыми –бабочка, змея, мыший след, гусеница.
6.Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след.
7. Орнамент связанный с изображением инструментов, предметов быта, топор, зубья, пилы, гребень, кольцо.
У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК",и в народе считали что"Резва мысль у того, кто рисует орнамент". Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента.
Қошқар мұйіз- бараний рог- похож назавитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды.
Жұлдыз-звезда - подобен звезды на небе. Используют для украшения ковров.
Сломанный рог- узор напоминающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия(песчаного тростника) паласы.
Теперь ребятам нарисуем орнамент "Кошкар муйиз- бараний рог."
Последовательность выполнения орнамента.
А. На альбомном листе выполняем линию, делим лист на 2 части. При этом лист располагаем горизонтально, затем делим две половины опять ,получается 4 части, проводим горизонтальные линии, делим верхнюю и нижние части получаем всего 8 части.
Б.Нарисуем контур, от верхнего центра ставим точку, проводим линии в стороны, от нижнего центра проводим линии, рисуем бараньи рога соединяя в один контур.
В.Красим орнамент в разные цвета только те которые использовались(красный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой).
4.Закрепление.
На сколько групп делится казахский орнамент?
Какие виды вы знаете? Где используется орнамент?
А сейчас ребята давайте выполним любой орнамент на цветной бумаге, складите бумагу на две части нарисуйте контур орнамента, затем вырезайте но при вырезаний бумаги осторожно работайте с ножницами.
Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки.
Тема урока: Орнаментальные сюжеты в войлочных изделиях
« Изготовление тускииз из войлока методом фильцевания»
Цель урока.
образовательные: Сформировать понятия и представления о возникновении и развитии войлока в Казахстане. Углублять знания полученные на уроках, знакомить с культурой казахского народа, с технологией изготовления , выполнения нового метода работы . Развить практические навыки работы с войлоком, творческие способности .
Воспитать интерес и уважение к казахской национальной культуре и декоративно прикладному искусству, патриотического и эстетического воспитания.
План урока.
1. Организационный момент.
2. повторение пройденного.
3. Практическая часть.
4. Закрепление.
5. Домашние задание.
Методы обучения. Урок-практикум
Наглядность к уроку. Слайды, инструкционно -технологические карты,изделия из войлока, кроссворд , загадки по Т.Б, игла для фильцевания, войлок, шерсть, ножницы.
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Приветствие ,давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам на урок, поприветствуем друг друга.
Итак , мы с вами продолжим изучать нашу большую тему « Орнаментальные сюжеты в войлочных изделиях»
А тема нашего сегодня урока « Изготовление тускииз(настенный ковёр) из войлока , методом фильцевания.»
Сегодня, один из самых старых , традиционных материалов вновь обретает актуальность. Войлок и войлоковаляние- древнейшее текстильное искусство , которое в наше время переживает по истине второе рождение .
Вопросы на повторение:
Скажите, а что такое войлок?( материал из валянной шерсти)
Из чего получают войлок? ( Из шерсти овец, верблюдов)кто сможет рассказать путь получения шерсти?
Для того, чтобы шерсть овцы либо верблюда превратилась в материал для ткачества, она должна пройти обработку.
(Демонстрация коллекции шерсти)
А для чего использовали люди войлок в древности? ( люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода)
Давайте посмотрим и вспомним с какими изделиями из войлока мы уже с вами знакомились, давайте их мы назовём.
Показ работ учащихся:
Демонстрация изделий из войлока.
А теперь я вам предлагаю разгадать кроссворд и ключевое слово нам подскажет , чем казахские мастерицы украшали свои изделия. Поиск ключевого слова. Ключевое слово надо составить из выделенной, зашифрованной строки.
Всё то, что одеваем на тело? (одежда)
Графическое изображение деталей? (чертёж)
Два конца, два кольца посередине гвоздик? (ножницы)
Какую страну мы носим на голове (панама)?
Профессия, связанная с созданием моделей одежды? (модельер)
Вид плечевого изделия? (платье)
Это русская национальная одежда в ней ходила Аленушка, сестрица Иванушки?( сарафан)
Национальный головной убор казахов для повседневного ношения (тюбетейка)
Итак , ключевое слово –ОРНАМЕНТ
А что такое орнамент?
(Ответ детей)
(Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта).
Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже « говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».
Показ слайдов : 2-7
2)Какие виды орнамента вы знаете?( ответ детей)
Показ слайдов 8-
Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными,птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.
Орнамент, связанный с домашними животными частей их фигур бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломаний рог др.
2.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звездый, луна, полумесяц.
3.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.
Казахи придавали основным цветам следующие значения: синий цвет символизировал голубое небо, вечность; красный – огонь, солнце, - источник вечной энергии, тепла; белый цвет – радость, счастье; черный – землю; зелёный – молодость, весну.
Учитель:
У казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех, родственников и друзей на пир, называемый той.. Орнаментальное узоротворчество считается национальным богатством, летописью жизни казахов.
Вот так вот и до наших дней дошли основные войлочные традиции. Как сказал один венгерский этнограф
Слайд - И. Видак « чтобы делать войлочные изделия вам ничего не нужно, кроме рук человека и шерсти, правда ещё нужно очень много труда »
-А, сейчас мы перейдём к практической работе
-Прежде, чем начать работу, что мы должны помнить? ( тех.без)
Давайте повторить технику выполнения нового метода работы –фильцевание . Что нам нужно для этой работы?
(ответ детей)
Назвать последовательность изготовления
1Выбор рисунка
2 .Перевод рисунка на основу
3.выбор цветовой гаммы
4. вваливание шерсти по узору спец.иглой, подкладывание под основу ( щетку, поролон, пенопласт) для хорошего прохождения, предохранения от поломки иглы.
Техн.безопасн загадки –отгадки (на каз. Яз)
Целевые обходы
- Чтобы работа спорилась зачастую мастера и мастерицы сопровождали её… как вы думаете чем? Верно, песней. Чтобы и ваша работа удалась на славу, я предлагаю вам работать под музыку
Во время практической работы учащихся учитель обходит рабочие места, контроль качества работы, соблюдение Т.Б
Подведение итогов урока
1 Какой метод работы вы научились выполнять?( метод фильцевания)
2 Теперь я вас попрошу в заключении рассказать о методе фильцевания :
( что испытывали)
Об этом методе я узнала….
Было интересно …
Было трудно….
Теперь я могу….
Я почувствовала….
Я научилась……
Меня удивило….
Мне захотелось…..
Выставление оценок
Д\З
Тема урока «Казахский национальный орнамент».
Цель урока. 1.Познакомить с видами орнамента. 2. Изобразить орнамент, и выполнить из бумаги.
Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен. Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов. Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.
Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже « говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».
Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.
1. Зооморфный-связанный с дикими и домашними животными,птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.
Орнамент, связанный с домашними животными частей их фигур бараний рог, голова лошади, верблюжий след, сломаний рог др.
2.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звездый, луна, полумесяц.
3.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.
4.Орнамент связанный с насекомыми –бабочка, змея, мыший след, гусеница.
6.Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след.
7. Орнамент связанный с изображением инструментов, предметов быта, топор, зубья, пилы, гребень, кольцо.
У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК",и в народе считали что"Резва мысль у того, кто рисует орнамент". Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента.
Қошқар мұйіз- бараний рог- похож назавитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды.
Жұлдыз-звезда - подобен звезды на небе. Используют для украшения ковров.
Сломанный рог- узор напоминающий изогнутый рог. Им украшают циновки из чия(песчаного тростника) паласы.
Теперь ребятам нарисуем орнамент "Кошкар муйиз- бараний рог."
Последовательность выполнения орнамента.
А. На альбомном листе выполняем линию, делим лист на 2 части. При этом лист располагаем горизонтально, затем делим две половины опять ,получается 4 части, проводим горизонтальные линии, делим верхнюю и нижние части получаем всего 8 части.
Б.Нарисуем контур, от верхнего центра ставим точку, проводим линии в стороны, от нижнего центра проводим линии, рисуем бараньи рога соединяя в один контур.
В.Красим орнамент в разные цвета только те которые использовались(красный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой).
4.Закрепление.
На сколько групп делится казахский орнамент?
Какие виды вы знаете? Где используется орнамент?
А сейчас ребята давайте выполним любой орнамент на цветной бумаге,складите бумагу на две части нарисуйте контур орнамента, затем вырезайте но при вырезаний бумаги осторожно работайте с ножницами.
Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки.
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ОФОРМЛЕНИИ ОДЕЖДЫ Татьяна Васильевна Сиденко, 6 класс учитель технологии средней школы № 21 г.Петропавловска Сев.Каз.области Цели урока: 1. Образовательные: ознакомить учащихся с историей орнамента народов, проживающих в Казахстане, показать применение мотивов национальных орнаментов в оформлении современной одежды. 2. Воспитательные: воспитание уважения к культуре и традициям народов Казахстана, эстетического вкуса и аккуратности, умения работать в группе. 3. Развивающее: развитие умения работать самостоятельно с дополнительными источниками, интереса к предмету, творческой активности и фантазии, развитие мелкой моторики рук. Тип урока: Урок получения новых знаний. Вид урока: Стандартный Методы урока: а) объяснительно - иллюстративный; б) репродуктивный Межпредметные связи: история, изобразительное искусство Оборудование и наглядный материал: интерактивная доска, куклы в национальных костюмах, манекен и образец изделия с орнаментом, выполненным контуром по ткани. Инструменты и материалы: ватман, клей, маркер, контур по ткани, орнаменты из бумаги для практической работы, тетради. План урока: 1. Организационная часть. 2. Введение в новую тему (беседа с учащимися). 3. Новая тема 4. Закрепление нового материала. 5. Практическая работа. 6. Домашнее задание Ход урока: 1. Организационная часть (приветствие, контроль готовности к уроку) 2. Введение в новую тему. Мы с вами проживаем в стране, где более 130 национальностей живут в мире и согласии. У каждого народа есть свои традиции и обычаи в приготовлении блюд, приеме гостей, проведении праздников и, конечно же, у каждого народа есть своя национальная одежда. Обратите внимание на кукол. В костюмах каких национальностей они одеты? Ответы учащихся: казахов, русских, немцев, татар, украинцев. Вы видите, что одежда у них красиво оформлена и одним из видов оформления является орнамент. Вот об орнаменте мы и будем сегодня говорить на уроке. А тема нашего урока « Мотивы национального орнамента в оформлении одежды». Откройте тетради и запишите тему урока. 3. Новая тема. С орнаментом вы знакомились на уроках изобразительного искусства. Кто может дать определение что называют орнаментом? Ответы учащихся. Орнамент – (лат.) украшение, узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. (учащиеся записывают в тетрадях) Существует несколько видов орнамента. Посмотрите на доску и скажите, какие орнаменты здесь представлены? Ответы учащихся: зооморфный, растительный, геометрический, космогонический. Расположение орнамента может быть разным. (Учащиеся записывают в тетради) Ленточный (в полосе), замкнутый (в круге), сетчатый, композиционный. Орнамент появился в глубокой древности, в эпоху неолита. Самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до появления гончарного круга было ещё далеко. И состоял такой орнамент из вмятин, сделанных на горловине сосуда пальцами. Этот орнамент защищал сосуд от проникновения злых духов. То же самое относится и к одежде. Первоначально орнаменты на одежде служили не столько украшением, сколько защитой человека от злых духов, были его оберегом. У каждого народа свои мотивы и традиции в изображении орнамента. И расскажут нам об особенностях орнамента девочки, самостоятельно подготовившие следующие сообщения: Казахский орнамент (приложение № 1) Русский орнамент (приложение № 2) Татарский орнамент (приложение № 3) Украинский орнамент (приложение № 4) Немецкий орнамент (приложение № 5) Во время рассказа учащихся звучит национальная музыка. Традиции, сложившиеся в течении многих столетий в искусстве орнамента дошли и до наших дней. Многие из современных мастеров изготовления одежды используют национальные мотивы в своих моделях. Этот стиль получил названия «этно», «фольклорный», «народный». Одним из первых модельеров, применившим в своих моделях стиль «этно» был французский модельер Ив Сен Лоран, который с 1947 года начал активно использовать элементы народного костюма при создании модных коллекций. (Учащиеся записывают в тетради) В моделях одежды Ив Сен Лорана используется орнаментированная ткань. Творчество модельеров Казахстана сегодня трудно представить без фольклорно-этнического направления. Алматинская Академия Моды «Сымбат» является лидером в разработке национальной одежды и одежды с использованием национальных мотивов. В своих моделях авторы используют в основном космогонический орнамент, состоящий из звёзд, солнца, полумесяца и т.д. (Учащиеся записывают в тетрадь) Интерес к орнаменту в одежде не проходит. В этом году, например, был моден орнамент «индийский огурец». Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент программы «Модный приговор», где историк моды Александр Васильев рассказывает о модном орнаменте в этом году. (видео фрагмент программы «Модный приговор) Выполнить орнамент на одежде можно различными способами. 1. Можно использовать готовый орнамент, которые продаются в магазинах для рукоделия и приклеить его с помощью утюга. Таким способом выполнен орнамент на саукеле (показать на примере куклы в костюме невесты). 2. Орнамент можно вырезать из ткани и пришить самой вручную или на швейной машине. 3. Орнамент можно вышить 4. А можно орнамент нарисовать, используя контур по ткани. (Рассказывается о методе нанесения рисунка с помощью контура. Демонстрируется изделие с нанесённым рисунком). 4. Закрепление нового материала Мы сегодня говорили об орнаментах разных народов. Какой элемент встречается во всех рассмотренных нами орнаментах? Ответы учащихся: цветок. Я предлагаю вам, используя знания полученные на уроке, ответить на вопросы, написать ответы на лепестках, прикрепить лепестки на доску, образуя цветок ваших знаний. Вопросы к учащимся: 1. Ключевое слово урока (орнамент) 2. С какой целью использовали орнамент в древние времена (оберег) 3. Какую роль играет орнамент в современной одежде (украшение) 4. Один из способов выполнения орнамента на одежде (аппликация, вышивка, рисунок) 5. Один из основателей этнического стиля в одежде (Ив Сен Лоран) 6. Какое женское имя носит Академия Моды в Алматы ( Сымбат) Вот и получился цветок, отражающий ваши знания, полученные на уроке. 5. Практическая работа А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу по оформлению модели орнаментом. Работа выполняется в группах. Для каждой группы приготовлен лист с изображением модели и готовые элементы орнамента. Задание: Используя готовые элементы орнамента оформить ими модель, проявив фантазию и знания. Подготовить ответы на вопросы, помещённые на доске. Элементы орнамента КАКОЙ национальности использовали в работе с моделью ?
К какому виду относится используемый вами орнамент (растительный, зооморфный, космогонический, геометрический)?
Как бы вы охарактеризовали свою работу с оформлением модели. Вам было: а) сложно; б) интересно; в) равнодушно
Появился ли у вас интерес к оформлению своей вещи орнаментом ? Ответы учащихся и показ выполненной работы. 6. Домашнее задание Составить кроссворд на тему орнамента.
Приложение № 1 КАЗАХСКИЙ ОРНАМЕНТ Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении паласов, в изделиях из войлока, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. В казахских орнаментах ярко прослеживаются зооморфные, космогонические, растительные и геометрические мотивы. Преобладающее положение занимают зооморфные мотивы. Выбор цвета для казахских мастеров имел символическое значение. Казахи придавали основным цветам следующие значения: синий цвет символизировал голубое небо, вечность; красный – огонь, солнце, - источник вечной энергии, тепла; белый цвет – радость, счастье; черный – землю; зелёный – молодость, весну. У казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех, родственников и друзей на пир, называемый той.. Орнаментальное узоротворчество считается национальным богатством, летописью жизни казахов Приложение № 2 РУССКИЙ ОРНАМЕНТ Все предметы, входившие в приданное русской девушки были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканным, вышитым и набивным узорами. Украшения костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Глядя на вышивку одежды можно было рассказать о судьбе женщины: сколько ей лет, замужем ли она, сколько детей, как у неё со здоровьем, просит ли она что-то от бога или только благодарит. Каждый элемент орнамента имел своё значение и смысл. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего – это геометрические орнаменты. Из геометрических элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображение растений. Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шёлковыми, реже – металлическими. Иногда вышивки дополняли блёстками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Вышивка была самым распространенным видом творчества. Для неё не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла. Крестьянки занимались вышивкой в свободное от полевых работ время, особенно зимней порой. Приложение № 3 ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ Изделия, украшенные орнаментами играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Яркие многоцветные полотенца, развешиваемые на стенах, вышитые покрывала и скатерти, футляры для книг, настенные панно с кораническими надписями, создавали особую эмоциональную атмосферу. Вышиты золотом и шёлковыми нитями знаменитые «казанские полотенца» были непременным атрибутом свадебного обряда. Полотенца дарили по случаю рождения ребёнка, их передавали по наследству из поколения в поколение. Для вышивки характерен растительный орнамент.Традиционно изображались тюльпаны, колокольчики, незабудки, маки, гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, хризантемы, георгины, пионы, розы, «турецкие огурцы». В орнамент также включались стилизованные изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчёл, петухов, голубей .В цветовом отношении татарский орнамент яркий, многоцветный. Цветовое решение строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, жёлтый, чёрный, зелёный, реже – синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, чёрный, реже – жёлтый и белый. Эти цвета татары отождествляли с плодородием земли, светилом, зарёй и всем красивым в природе. Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них и придать себе силу. Украшая свои изделия татарский народ рассказывал о себе, о своём роде, об окружающей жизни, природе. Приложение № 4 УКРАИНСКИЙ ОРНАМЕНТ Орнаменты на одежде украинцы вышивали не только ради красоты, но и как обереги. Основные мотивы украинских народных вышивок отображают элементы природы и уходят корнями в историческую традицию. На протяжении многовековой истории вышивки изображения становились всё более упрощенными. Все орнаменты делятся на три группы: геометрические, растительные, зооморфные. Самые старые – это геометрические орнаменты, ведь изображения в них упрощались веками и до наших дней дошли такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «звёзды», «гребешочки», «кривульки». Геометрические орнаменты свойственны всем областям Украины. Ромб является самым распространённым элементом геометрического орнамента украинской вышивки. Ромбы, по древним славянским поверьям, символизировали богиню земли, служили оберегом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно поэтому вышивка с такими знаками очень часто встречается в женской одежде, а располагалось чаще всего на головных уборах, груди и наплечнике. В любой украинской вышивке встречаются знаки Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак воды напоминает свернувшегося ужа. В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как виноград, хмель, дубовые листья, роза, калина и др. В старину вышивкой занимались практически все женщины, ведь одежду не покупали, а изготавливали дома. Причём льняные и конопляные нити, ткани тоже изготавливали вручную. Девочек обучали искусству вышивки с 4-5 лет. К свадьбы у девушки должен был быть сундук с приданным, в число которого входили вышитые вещи. Часть из них - прежде всего свадебный наряд – хранились затем всю жизнь. В старину за долгую зиму женщина успевала вышить не более 2-3 вещей. Приложение № 5 НЕМЕЦКИЙ ОРНАМЕНТ Орнамент немцы любили и украшали им всё, что окружало их в повседневной жизни. Самым распространенным объектом для нанесения орнамента была ткань, а именно вышивка. Рукоделием было заполнено всё время, оставшееся от основной работы. Девочки обучались вышивке с раннего возраста. Обучением занимались матери и бабушки. Особенно много рукодельничали до замужества. Немецкие рукодельницы украшали почти все предметы бытового обихода: полотенца, простыни, подзоры, наволочки, платья, блузки, фартуки. Немецкий орнамент состоит из растительных, геометрических и зооморфных узоров. В растительной орнаментации можно встретить мотивы от простейших, в виде растительного побега, до пышных букетов цветов довольно сложной композиции. Из степных мотивов преобладают изображения тюльпана, незабудки, мака. Из луговых мотивов часто встречаются изображения васильков, колокольчиков, ромашки, гвоздик. Из садовых цветов наиболее популярны мотивы георгин, хризантем, пионов, анютиных глазок, роз. Из зооморфных мотивов можно выделить голубей, лебедей, певчих птиц, уток. Изображения солнца присутствует во многих религиозных сюжетах. Главными цветами вышивки были красный, синий, зелёный, желтый. Фон, на котором делали вышивку, был белым – чтобы орнамент чётче просматривался.
Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. История войлока уходит вглубь веков. Согласно историческим данным, искусство валяния шерсти с целью получения плотного материала – войлока – зародилось у кочевых народов евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа, Карпат и Балкан, Передней Азии. Крупные куски войлока использовались кочевниками для покрытия различных частей юрты, а мелкие шли на изготовление домашней утвари и обуви. Из войлока делали одежду, например, знаменитые кавказские бурки и головные уборы, стельки и вкладыши в кожаные сапоги, предметы интерьера: войлочные подушки, дорожки, ковры, спальные подстилки и многое другое.
Выбор цвета для казахских мастеров имел символическое значение. Казахи придавали основным цветам следующие значения: синий цвет символизировал голубое небо, вечность; красный – огонь, солнце, - источник вечной энергии, тепла; белый цвет – радость, счастье; черный – землю; зелёный – молодость, весну. У казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех, родственников и друзей на пир, называемый той.. Орнаментальное узоротворчество считается национальным богатством, летописью жизни казахов