Ш. Изучение нового учебного материала – 15-17 мин. Первичное закрепление нового материала. Работа в маршрутном листе. Сообщения учащихся: Живопись. Графика. Скульптура. | Пространственные виды искусств обладают видимой формой и связаны с материальной средой, обликом людей и предметов. Также их часто называют пластические искусства – от слова – пластика, они не изменяются и не развиваются во времени и существуют в пространстве - это живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Но все эти виды искусства имеют различное назначение в жизни людей, поэтому, каждый вид по-своему изображает окружающий мир, используя свои характерные материалы и выразительные средства, т.е. разговаривают с нами на своем особом «языке». Живопись – при помощи красок, цветом на плоскости Графика – линией и пятном на плоскости Скульптура – на языке объёмов и форм Архитектура – на языке конструкции и пространства Декоративно-прикладное искусство – при помощи объёма, цвета, линий, и пространства… Чтобы не запутаться, пространственные искусства поделили на три группы: конструктивные, декоративно-прикладные и изобразительные искусства. И сегодня на уроке мы должны узнать, какие искусства составляют эти группы. - А что нам для этого нужно? - Знать определения видов искусства. - Необходимо разобраться, по какому принципу пространственные виды искусства можно разделить на группы: конструктивные, декоративно-прикладные и изобразительные искусства. - Вы готовы решить эту проблему? - Давайте разберемся, какие искусства относятся к конструктивным? - В этом нам поможет Антон. Он подготовил для нас сообщение (сообщение сопровождается слайдами) - Конструктивные искусства - это искусства художественной постройки. Они создают и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни, но при этом ничего не изображают. Но это искусства выразительной формы. Через организацию пространственных форм они выражают и строят наши чувства. Конструктивные искусства тесно объединены с монументальной живописью, скульптурой и другими видами искусства. К конструктивным видам искусства относятся архитектура и дизайн. - Рассмотрим вторую группу. Вспомним, что же такое декоративно-прикладное искусство и какова его цель? В этом нам поможет разобраться Даша. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Слово «декор» - означат украшение. С помощью украшений можно украсить быт, показать, «кто есть кто», показать роль, черты характера, намерения и положение человека в обществе. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Произведениями декоративно-прикладного искусства являются: одежда, ткани, ковры, мебель, художественное стекло, керамика, ювелирные и другие художественные изделия. Теперь рассмотрим 3-ю группу пространственных искусств. - Какие же искусства называют изобразительными? - Поможет нам разобраться в этом вопросе Алена. Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Через создание художественных образов, художник выражает свои представления о красоте человека, красоте природы. Живопись, графика и скульптура – это основные виды изобразительного искусства. Произведения живописи, графики и скульптуры создаются на плоскости или в пространстве. - Мы определили группы пространственных искусств. - Для закрепления полученных знаний, выполните задание №1 в вашем маршрутном листе. Составьте группы пространственных искусств. А затем мы продолжим разговор об изобразительных видах искусства. 1.Подготовленное сообщение ученика (сопровождается показом слайд): Живопись – один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета и красок. Это очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи. Само слово «живопись» - означает “писать жизнь”. Живописцы изображают предметы “как в жизни”. Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. Живопись делят на: станковую и монументальную. Название “станковая” произошло от подставки – станка, мольберта, на котором художник пишет картину в своей мастерской. Основой для такой картины была сначала доска, позднее холст, на досках писали иконы, на холстах – картины. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.) Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. Это фреска – роспись по сырой штукатурке. Мозаика – живопись не красками, а цветными квадратиками особого стекла – смальты или камешков, связанных между собой цементным раствором. Витраж – изображение, состоящее из кусочков прозрачного цветного стекла, скреплённого свинцовыми перемычками. Витраж рассчитан на сквозное освещение и предназначен для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. К живописным материалам относят различные краски. Все они имеют свое назначение. Акварель – прозрачные краски на водяной основе. Их наносят на бумагу тонкими слоями, чтобы бумага просвечивала сквозь них. Акварельные краски отличает яркость и свежесть. Но если одно и, то, же место бумаги покрыть густым слоем акварели, оно может показаться грязным. Темпера – одна из самых древних красок, она разбавляется водой. На Руси темперу (чаще всего яичную) использовали для иконописи и росписи храмов ( фрески). Гуашь – это густые кроющие краски. Ее, так же как и акварель, разводят водой. Однако гуашь дает более яркий и насыщенный цвет. Масло – одна из главных живописных красок. Маслом пишут по специально загрунтованному холсту, и в отличие от гуаши и акварели эту краску разводят не водой, а специальными растворителями. Работа, выполненная маслом, получается многослойной. 2. Подготовленное сообщение ученика (сопровождается показом слайд): Графика — древнейший вид из изобразительных искусств. Это линейное изображение, рисунок, выполненный от руки. Название происходит от греческого “графо” – пишу, черчу, рисую. График использует сочетание черного и белого, (белая – бумага, черный – карандаш, уголь, другой сухой материал) Линия и сочетание черных и белых пятен – язык графики. Графика может быть и цветной – например работы пастелью, цветными мелками или карандашами. По назначению графика делится на группы: монументальную, тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат, афиша, реклама, настенная графика, картоны; станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, а предназначенную для самостоятельного существования; книжную графику – это иллюстрации, орнаменты, буквицы, шрифты, миниатюры; прикладную – это различные упаковки, этикетки, эмблемы и др. Наряду с рисунком существует еще и эстамп, то есть авторское воспроизведение рисунка, специально предназначенного для печати. Сюда относятся различные виды гравюры: на дереве, на металле, на камне, на линолеуме, на стекле, на картоне. Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. К графическим материалам относят: карандаши, мелки, тушь, уголь, сангину, пастель, перья, кисти. Каждый из этих материалов имеет свои качества и возможности. Карандаши – бывают твердыми, у которых линия тонкая, и мягкими – линия получается шероховатой и насыщенной. Ими можно рисовать линии, штрихи, наносить пятна. Чтобы сделать пятно темнее, штрихи накладывают друг на друга слоями, меняя их направление. Уголь используется для более крупных рисунков. Этот материал легко стирается, поэтому вместе с ним используют закрепляющий лак. Вместе с углем в рисовании используют мягкие коричневые мелки, называемые сангиной. Пастель – это сухие цветные палочки, создающие бархатистое изображение. Масляная пастель отличается тем, что она более яркая и сильная 3. Подготовленное сообщение ученика (сопровождается показом слайд): Скульптура – (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой. Скульптура - один из самых древних видов искусства. Скульптура делится на два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. По своему назначению скульптура бывает: Монументальная – больших размеров (монумент) Станковая – не превышает изображаемый предмет. Монументально-декоративная - включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) И отдельно выделяют скульптуру малых форм – мелкая пластика – маленького размера – из стекла, фарфора, камня, бронзы, мрамора, дерева, керамики, металла и др. Главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа). Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и др.) называется лепкой (пластикой). Для работы используются стеки (палочка с лопаткой на конце) По камню – молотки, зубила, ножи, стамески. Скульптуры создают свои произведения и с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое ( гипса, бетона, пластмассы и т. п.) Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки. К скульптурным материалам относят: глину, металл, гипс, бронзу, дерево, камень, мрамор. - Итак, мы более подробно познакомились с собственно изобразительными видами пространственных искусств —живописью, графикой и скульптурой и их художественными материалами. Для закрепления материала выполните задание №2. Вставьте пропущенное слово в определение. | Знакомятся с произведениями искусства. Анализируют и сопоставляют их, группируют по видам. Делят пространственные искусства на три группы, сравнивают их по заданным критериям. Знакомятся с произведениями искусства и художественными материалами Выполняют задание №1. в маршрутных листах (составляют группы пространственных искусств) Приложение1. Слушают сообщение товарищей Знакомятся с художественными произведении (В.А. Серова «Портрет К.С. Станиславского», Я.Г. Чернихова «Архитектурный рисунок», Ван Гога «Автопортрет за мольбертом», Т.А. Мавриной «Плакун-трава», С.Д. Эрьзя «Женский портрет» и др.) и художественными материалами. Выполняют задание №2. в маршрутных листах. |
В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского», (Уголь) Я.Г. Чернихов «Архитектурный рисунок» (цветные карандаши) Ван Гог «Атопортрет за мольбертом» (масло) Т.А. Маврина «Плакун-трава» (гуашь) С.Д. Эрьзя «Женский портрет» (дерев) А.Я. Головин «Натюрморт» (темпера)
|