kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интерпретация музыкального произведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерпретация музыкального произведения 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интерпретация музыкального произведения"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Е.М. Беляева»

г. Клинцы Брянской области



Методический доклад на тему:



Подготовила: Смирнова И.М.


Полноценное художественное раскрытие образного содержания музыкального произведения является центральной проблемой исполнительского искусства. Музыкальное произведение (в отличие от итогового продукта таких видов искусства, как живопись, скульптура, литература) не является по своей природе самостоятельно функционирующим результатом художественного творчества. Оно вручает свою судьбу в руки музыканта исполнителя и полностью подчиняется его прочтению, пониманию, художественному вкусу. Известный французский музыковед Ж. Бреле нашла для этого явления удивительно точные и прекрасные слова о том, что музыкальное произведение не может оживить себя само: «Как спящая Красавица, которую должен разбудить принц, оно (музыкальное произведение) ждёт, чтобы исполнитель разбудил его ото сна». Без исполнительского искусства музыка существовать не может.

Звучащий музыкальный образ является синтетическим продуктом деятельности воображения двух человеческих индивидуальностей - композитора и исполнителя. Созданная композитором музыка продолжает своё дальнейшее существование как бы самостоятельно. Поэтому велика роль исполнителя в процессе интерпретации музыкального произведения. Музыкальное произведение в лице композитора доверяет исполнителю своё содержание и свою жизнь. Творческий смысл музыкально – исполнительской деятельности подчёркивали многие выдающиеся музыканты. Вот что писал по этому поводу известный русский композитор и музыкальный критик А.Н.Серов: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, просветляют, влагают туда целый новый мир из своей собственной души, оставаясь между тем в высшей степени объективными…»

Носителем авторских намерений в музыкальном произведении служит нотная запись этого произведения, которая является посредником между композитором и исполнителем. Нотная запись доносит до исполнителя многие грани авторского замысла (например, форму, темп, метр, динамику, исполнительские указания, фразировку и т. д.) Однако все эти данные указывают лишь общее направление развития музыкального образа. Запись знаков агогики, динамики, артикуляции, а также темповых обозначений не отражает точного авторского понимания этих средств выразительности. Каждый элемент нотного текста может быть расшифрован разными исполнителями по-разному. Поэтому, читая нотную запись, исполнитель всегда бывает поставлен перед выбором вариантов трактовки музыкального произведения. Отсюда и разная интерпретация музыкального произведения разными исполнителями.

Поэтому следует согласиться с тем, что нотная запись достаточно схематична и позволяет «установить лишь важнейшие черты музыкального произведения как схемы». Лишь детальное рассмотрение музыки, опора на богатый личностный слуховой опыт и теоретические знания помогает музыканту исполнителю проникнуть «сквозь текст в подтекст», создать богатый художественный образ музыкального произведения.

В тоже время многие видные музыкальные деятели считали информацию авторского текста достаточной для исполнения. Такого мнения придерживались прославленные представители русской фортепианной школы: А.Г. Рубинштейн, Ф.М. Блуменфельд. Выдающийся пианист И.Гофман утверждал, что «верная интерпретация музыкального произведения вытекает из правильного понимания его нотного текста, это, в свою очередь зависит от скрупулёзно точного чтения». «Исполнитель всегда должен быть убеждён, что он играет то, что написано». Такой же характер носят указания Ф.М. Блуменфельда его ученикам: «Всегда и везде нужно задумываться и вслушиваться в каждый авторский знак». Все приведенные выше высказывания объединены одной общей идеей бережного отношения исполнителя к расшифровке авторской нотной записи.

Очень важно, чтобы музыкант исполнитель сумел правильно воспринять текст, «услышать между нот», чтобы найденное им в нотной записи обернулось в его воображении яркими, точными звуковыми образами. Очень уместно привести здесь слова С.И. Савшинского: «Тщательно, скрупулёзно, вдумчиво, догадливо и творчески изучая нотную запись, исполнитель проникает в замысел композитора и суть произведения. Нотный текст всегда остаётся главным и бесспорным источником знаний».

Вот такова двойственная природа интерпретации музыкального произведения, подразумевающая обязательную зависимость исполнителя от авторского нотного текста и одновременно носящая чётко выраженный творческий характер.

Право на творческое прочтение нотной записи характеризует музыкально- исполнительское искусство в 17-18 веках и позднее находит своих защитников в лице таких выдающихся деятелей, как Ф.Лист, Р.Шуман, М.Глинка, А.Рубинштейн, В.Стасов, П.Чайковский и многих других. Раскрывая художественный образ музыкального произведения, исполнитель не только передаёт нотный текст, но пропускает его через призму своей психики и транспонирует соответственно своим музыкальным ощущениям. Звуковой образ, возникающий в воображении музыканта исполнителя, несёт на себе отпечаток его индивидуальности. Его отношения к окружающему миру, его темперамент, особенности его мышления и воображения-всё это отражается в динамичности создаваемого им музыкального образа, его эмоциональной насыщенности, а так же на подборе средств выразительности и приёмов интерпретации. Другими словами, музыка, преломляясь в психике исполнителя, приобретает новые качества, характерные только для данного музыканта. «Психика исполнителя не зеркало,- отмечает С.И.Савшинский, - она не только отражает, но и преобразует».

Отстаивая право исполнителя на свою личную позицию в искусстве интерпретации, А.Карто писал: «…если бы даже по поводу данного сочинения существовал исторический документ, который обосновывал бы его неоспоримый эмоциональный характер, а чувства интерпретатора были бы иными, я не побоялся бы утверждать, что и в этом случае вы должны придерживаться вашего личного ощущения».

Правомерность своей позиции в трактовке явлений искусства волновало не только музыкантов. Ещё раз, возвращаясь к взаимоотношениям авторского текста и его интерпретации исполнителем, следует напомнить слова великого реформатора русского театрального искусства К.С.Станиславского: «Артист может переживать только свои собственные эмоции… Нельзя же вырвать из себя собственную душу и взамен взять напрокат другую, более подходящую для роли». Тоже самое и в музыке. Каждый исполняет музыкальное произведение так, как он чувствует, главное при этом не нарушить «авторские права», вкладывая в произведение частичку себя, суметь не потерять и передать всё то, что задумал композитор.

Таким образом, эмоциональный мир исполнителя, уровень его общей и музыкальной культуры, окружающая его жизнь, социальные условия, историческая почва, на которой он вырос, - всё это влияет на результат его деятельности. Именно благодаря этому становится возможным существование многообразия различных трактовок одного и того же музыкального произведения.

Хочется закончить о творческих возможностях музыканта исполнителя замечательными словами, вышедшими из - под пера выдающегося французского пианиста А.Карто : «Музыка должна быть заразительной – опасно и величественно. Вы должны безостановочно, не зная отдыха, нести ей горячую душу и все ресурсы вашего воображения и вашей любви. И наступит священное мгновение ваших занятий, когда родится внутренний трепет, тогда ваши пальцы станут передатчиками вашей мысли. Вы станете интерпретатором, а не просто исполнителем… Интерпретировать - это воссоздать в себе произведение, которое играешь».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Интерпретация музыкального произведения"

Автор: Смирнова Ирина Михайловна

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока на тему: "Взаимосвязь музыкального и технического развития учащихся старшего класса фортепианного отделения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_vzaimosviaz_muzykalnogo_i_tekhnicheskogo_razvitiia_uchash"
    ["file_id"] => string(6) "619788"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670747171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Доклад на тему "Влияние занятий в хоровом коллективе на формирование творческой свободы у детей""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vliianie_zaniatii_v_khorovom_kollektive_na_formirovanie_tvorchesk"
    ["file_id"] => string(6) "527066"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573751261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
    ["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
    ["file_id"] => string(6) "362708"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480157423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Музыкальные пейзажи»"
    ["seo_title"] => string(19) "muzykalnye_peizazhi"
    ["file_id"] => string(6) "604864"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649992962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Мир музыкальных профессий"
    ["seo_title"] => string(27) "mir-muzykal-nykh-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "251601"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447257395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства