kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музыкальные пейзажи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме:

 «Музыкальные пейзажи»

 

 

Предмет: музыка

Учащиеся: 7 класс

Место проведения: г. Норильск, МБОУ «СШ39»

Разработчик: учитель музыки

Козлова Анна Сергеевна

Цели:

I. Образовательные:

  1. Определение понятия «музыкальный пейзаж»;
  2. Закрепление творчества М.П.Мусоргского, Э.Грига; нахождение общего/контрастного;
  3. Закрепление умений различать особенности вокальной
    и инструментальной музыки;
  4. Закрепление понятий: интонация, средства музыкальной выразительности, музыкальная картина, живописная музыка, опера, сюита, увертюра, пьеса, вариация;
  5. Организация творческой деятельности;
  6. Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
  7. Организация процесса анализа новой музыки;
  8. Организация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
  9. Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

II. Развивающие:

  1. Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
  2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  3. Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
  4. Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
  5. Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

III.Воспитательные:

  1. Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига;
  2. Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе;
  3. Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
  4. Обогащение духовного мира учащихся.

Оборудование:

  1. Портреты М.П.Мусоргского, Э.Грига;
  2. Кроссворд «Краски Музыки»;
  3. Эпиграф: слова О.Бальзака;
  4. Словарь: музыкальная картина, музыкальный пейзаж;
  5. Сравнительная таблица по произведениям М.Мусоргского, Э.Грига;
  6. Иллюстрации картин о природе;
  7. Музыкальные произведения:

Попевки-упражнения; «Звуки музыки» Р.Роджерс; «Рисуйте» А.Зацепин; «Рассвет на Москва-реке»  П.Мусоргский; «Утро» Э.Григ; «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.

1.Организайионный момент/Закрепление/ Домашнее задание (рисунки).

Исполнение музыкальных попевок «Здравствуйте» и «Мия» с целью создания благоприятной обстановки и подготовки голосового аппарата к пению.

Индивидуально-групповое исполнение песни «Звуки музыки» Роджерса для развития внимания, четкости и ясности произношения, активности учащихся (Цепочка).

-Ребята, над чем мы наблюдаем на уроках музыки?

(над связью искусств: музыки и живописи).

- Почему искусства взаимосвязаны? (Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.)

-Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?)

-А можем ли мы увидеть музыку? Как?

(Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.)

- Сегодня мы продолжим с вами наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам русских композиторов. Работать будем по творческим группам «ДО-МИ-СОЛЬ» (организация творческой деятельности).

Исполнение песни «Рисуйте» А.Зацепина по группам-рядам.

-Молодцы! С какой интонацией мы исполняли данную песню?

-Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, еѐ настроение).

Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат?

Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора.

Изобразительная интонация - рисует природу, движения, шумы и звуки.

Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников.

Давайте вспомним и назовем эти «Краски музыки» в кроссворде, где главным словом будет музыкальная мысль.

( На фоне звучания музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»).

ТЕМП

1.СКОРОСТЬ МУЗЫКИ.

ТЕМБР

2.ОКРАСКА ГОЛОСА.

ЛАД

3.НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ.

ВЫСОТА

4.РЕГИСТР ЗВУКА.

ДИНАМИКА

5.ГРОМКОСТЬ ЗВУКА.

РИТМ

6.ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.

ГАРМОНИЯ

7.СОГЛАСИЕ

ДРУЖБА ЗВУКОВ.

-Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь).

Музыкальная картина - это произведение, которое очень ярко и доступно передаѐт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.

-Как вы понимаете «живописная музыка»?

(Это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами - тембрами, выразительная музыка. Слушая еѐ, легко представить определенную картину).

Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности, т.е. живая музыка.

2. Новая тема.

Цель:

-помочь учащимся сформулировать тему урока «Картины природы в музыке.

Музыкальные пейзажи».

Эпиграф:

«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце

те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).

- На наших уроках звучала музыка, рассказывающая о сказочных персонажах и героях гражданской войны, богатырях и истории Родины. Образы, которые будут звучать сегодня, вы определите сами и сформулируете тему урока.

( На фоне повторного слушания «Рассвет на Москва-реке».П.Мусоргского).

-Какое произведение и какого великого композитора сейчас звучит?

Звучит увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» П.Мусоргского.

-Что вы знаете о его творчестве? (По профессии –гвардейский прапорщик;  мастер музыкальных портретов, главная тема творчества -история Родины, жизнь простого народа).

-Чему посвящена опера « Хованщина»? (Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа).

-Что передает музыка вступления, о чѐм хотел рассказать композитор?

Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется,

восхищается красотой родной природы.

-Можно назвать это произведение живописным? Почему?

Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи.

-Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»?

Картины природы.

- Как звучит тема нашего урока?

«Картины природы в музыке».

-Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека любовь к искусству и любовь к природе –очень близкие и родственные чувства.

- Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж).

В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать.

Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительным и подробностями музыкального языка.

- Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский?

Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства.

- Ребята, назовите свои впечатления от данного произведения. Какими получились ваши отзывы и рисунки? (домашнее задание: чтение, показ).

- МОЛОДЦЫ! Ваши работы очень яркие и выразительные!

(На фоне звучания музыки Э.Грига «Утро»).

-Можно ли перепутать музыку М.Мусоргского с данным произведением? Знакомо оно вам? Что это за произведение и кто его создал?

Это «Утро» Эдварда Грига.С творчеством норвежского композитора 19 века Э.Грига мы знакомились в 3 - 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца».

Какая тема объединяет эти произведения и является главной в творчестве Э.Грига? Тема природы.

-В чѐм созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. (Работа по командам. ДО-«философы»: определяют образы и количество частей; МИ-«инженеры»: характер мелодии, график еѐ движения; СОЛЬ

-«художники»: цветовую гамму).

Заполнение таблицы.

Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами.

-Ребята, перед вами пейзажи, иллюстрации картин. Внимательно всмотритесь и определите те, которые соответствуют нашим музыкальным пейзажам. Почему?

-Молодцы! Дома вы должны были подобрать стихи об утре, рассвете. Сейчас мы послушаем их вместе с музыкой (Чтение стихов на фоне музыки).

-Ребята, договаривались ли художники, поэты, композиторы между собой, когда создавали свои произведения? Почему их темы перекликаются?

Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам.

-Астраханский композитор

-песенник, баянист Анатолий Гладченко создал прекрасную

трогательную песню о нашей большой и малой Родине, где передал любовь к России и родной волжской природе.

Исполнение «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.

- Молодцы!

3. Итог урока/оценки.

-С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали? Что такое музыкальны

й пейзаж?

-Музыку каких композиторов слушали?

-Что общего в этих произведениях?

-Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются?

Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музыкальные пейзажи»»

Конспект открытого урока по теме:

«Музыкальные пейзажи»



Предмет: музыка

Учащиеся: 7 класс

Место проведения: г. Норильск, МБОУ «СШ39»

Разработчик: учитель музыки

Козлова Анна Сергеевна


Цели:

I. Образовательные:

  1. Определение понятия «музыкальный пейзаж»;

  2. Закрепление творчества М.П.Мусоргского, Э.Грига; нахождение общего/контрастного;

  3. Закрепление умений различать особенности вокальной
    и инструментальной музыки;

  4. Закрепление понятий: интонация, средства музыкальной выразительности, музыкальная картина, живописная музыка, опера, сюита, увертюра, пьеса, вариация;

  5. Организация творческой деятельности;

  6. Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;

  7. Организация процесса анализа новой музыки;

  8. Организация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;

  9. Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.


II. Развивающие:

  1. Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

  2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  3. Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;

  4. Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;

  5. Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.


III.Воспитательные:

  1. Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига;

  2. Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе;

  3. Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;

  4. Обогащение духовного мира учащихся.


Оборудование:

  1. Портреты М.П.Мусоргского, Э.Грига;

  2. Кроссворд «Краски Музыки»;

  3. Эпиграф: слова О.Бальзака;

  4. Словарь: музыкальная картина, музыкальный пейзаж;

  5. Сравнительная таблица по произведениям М.Мусоргского, Э.Грига;

  6. Иллюстрации картин о природе;

  7. Музыкальные произведения:

Попевки-упражнения; «Звуки музыки» Р.Роджерс; «Рисуйте» А.Зацепин; «Рассвет на Москва-реке» П.Мусоргский; «Утро» Э.Григ; «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.


1.Организайионный момент/Закрепление/ Домашнее задание (рисунки).


Исполнение музыкальных попевок «Здравствуйте» и «Мия» с целью создания благоприятной обстановки и подготовки голосового аппарата к пению.


Индивидуально-групповое исполнение песни «Звуки музыки» Роджерса для развития внимания, четкости и ясности произношения, активности учащихся (Цепочка).

-Ребята, над чем мы наблюдаем на уроках музыки?

(над связью искусств: музыки и живописи).

- Почему искусства взаимосвязаны? (Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.)

-Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?)

-А можем ли мы увидеть музыку? Как?

(Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.)

- Сегодня мы продолжим с вами наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам русских композиторов. Работать будем по творческим группам «ДО-МИ-СОЛЬ» (организация творческой деятельности).

Исполнение песни «Рисуйте» А.Зацепина по группам-рядам.

-Молодцы! С какой интонацией мы исполняли данную песню?

-Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, еѐ настроение).

Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат?

Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора.

Изобразительная интонация - рисует природу, движения, шумы и звуки.

Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников.

Давайте вспомним и назовем эти «Краски музыки» в кроссворде, где главным словом будет музыкальная мысль.

( На фоне звучания музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»).


ТЕМП

1.СКОРОСТЬ МУЗЫКИ.

ТЕМБР


2.ОКРАСКА ГОЛОСА.

ЛАД


3.НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ.

ВЫСОТА


4.РЕГИСТР ЗВУКА.

ДИНАМИКА


5.ГРОМКОСТЬ ЗВУКА.

РИТМ


6.ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.

ГАРМОНИЯ


7.СОГЛАСИЕ

ДРУЖБА ЗВУКОВ.

-Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь).

Музыкальная картина - это произведение, которое очень ярко и доступно передаѐт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.

-Как вы понимаете «живописная музыка»?

(Это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами - тембрами, выразительная музыка. Слушая еѐ, легко представить определенную картину).

Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности, т.е. живая музыка.






2. Новая тема.

Цель:

-помочь учащимся сформулировать тему урока «Картины природы в музыке.

Музыкальные пейзажи».

Эпиграф:

«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце

те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).


- На наших уроках звучала музыка, рассказывающая о сказочных персонажах и героях гражданской войны, богатырях и истории Родины. Образы, которые будут звучать сегодня, вы определите сами и сформулируете тему урока.

( На фоне повторного слушания «Рассвет на Москва-реке» .П.Мусоргского).

-Какое произведение и какого великого композитора сейчас звучит?

Звучит увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» П.Мусоргского.

-Что вы знаете о его творчестве? (По профессии –гвардейский прапорщик; мастер музыкальных портретов, главная тема творчества -история Родины, жизнь простого народа).

-Чему посвящена опера « Хованщина»? (Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа).

-Что передает музыка вступления, о чѐм хотел рассказать композитор?

Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется,

восхищается красотой родной природы.

-Можно назвать это произведение живописным? Почему?

Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи.

-Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»?

Картины природы.


- Как звучит тема нашего урока?

«Картины природы в музыке».

-Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека любовь к искусству и любовь к природе –очень близкие и родственные чувства.

- Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж).

В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать.

Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительным и подробностями музыкального языка.

- Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский?

Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства.

- Ребята, назовите свои впечатления от данного произведения. Какими получились ваши отзывы и рисунки? (домашнее задание: чтение, показ).

- МОЛОДЦЫ! Ваши работы очень яркие и выразительные!


(На фоне звучания музыки Э.Грига «Утро»).

-Можно ли перепутать музыку М.Мусоргского с данным произведением? Знакомо оно вам? Что это за произведение и кто его создал?

Это «Утро» Эдварда Грига.С творчеством норвежского композитора 19 века Э.Грига мы знакомились в 3 - 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца».

Какая тема объединяет эти произведения и является главной в творчестве Э.Грига? Тема природы.

-В чѐм созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. (Работа по командам. ДО-«философы»: определяют образы и количество частей; МИ-«инженеры»: характер мелодии, график еѐ движения; СОЛЬ

-«художники»: цветовую гамму).


Заполнение таблицы.

Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами.

-Ребята, перед вами пейзажи, иллюстрации картин. Внимательно всмотритесь и определите те, которые соответствуют нашим музыкальным пейзажам. Почему?

-Молодцы! Дома вы должны были подобрать стихи об утре, рассвете. Сейчас мы послушаем их вместе с музыкой (Чтение стихов на фоне музыки).

-Ребята, договаривались ли художники, поэты, композиторы между собой, когда создавали свои произведения? Почему их темы перекликаются?

Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам.

-Астраханский композитор

-песенник, баянист Анатолий Гладченко создал прекрасную

трогательную песню о нашей большой и малой Родине, где передал любовь к России и родной волжской природе.


Исполнение «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.

- Молодцы!



3. Итог урока/оценки.

-С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали? Что такое музыкальны

й пейзаж?

-Музыку каких композиторов слушали?

-Что общего в этих произведениях?

-Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются?

Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Музыкальные пейзажи»

Автор: Козлова Анна Сергеевна

Дата: 15.04.2022

Номер свидетельства: 604864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Музыкальный пейзаж "
    ["seo_title"] => string(20) "muzykal-nyi-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "164888"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422715971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Музыкальный пейзаж"
    ["seo_title"] => string(18) "muzykalnyi_peizazh"
    ["file_id"] => string(6) "510406"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557936081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Музыкальные пейзажи" разработка урока музыки для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(57) "muzykalnye_peizazhi_razrabotka_uroka_muzyki_dlia_3_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "621811"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672166172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "разработка урока по музыке "Музыкальная живопись и живописная музыка" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-po-muzykie-muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "212575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431874689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Презентация к уроку музыки по теме "Пейзаж в музыке""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-po-tiemie-pieizazh-v-muzykie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223035"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437130976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства