Конспект открытого урока по теме:
«Музыкальные пейзажи»
| Предмет: музыка Учащиеся: 7 класс Место проведения: г. Норильск, МБОУ «СШ39» Разработчик: учитель музыки Козлова Анна Сергеевна |
Цели:
I. Образовательные:
- Определение понятия «музыкальный пейзаж»;
- Закрепление творчества М.П.Мусоргского, Э.Грига; нахождение общего/контрастного;
- Закрепление умений различать особенности вокальной
и инструментальной музыки; - Закрепление понятий: интонация, средства музыкальной выразительности, музыкальная картина, живописная музыка, опера, сюита, увертюра, пьеса, вариация;
- Организация творческой деятельности;
- Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
- Организация процесса анализа новой музыки;
- Организация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
- Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.
II. Развивающие:
- Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
- Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
- Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
III.Воспитательные:
- Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки М.П.Мусоргского, Э.Грига;
- Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины, любви и бережного отношения к природе;
- Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
- Обогащение духовного мира учащихся.
Оборудование:
- Портреты М.П.Мусоргского, Э.Грига;
- Кроссворд «Краски Музыки»;
- Эпиграф: слова О.Бальзака;
- Словарь: музыкальная картина, музыкальный пейзаж;
- Сравнительная таблица по произведениям М.Мусоргского, Э.Грига;
- Иллюстрации картин о природе;
- Музыкальные произведения:
Попевки-упражнения; «Звуки музыки» Р.Роджерс; «Рисуйте» А.Зацепин; «Рассвет на Москва-реке» П.Мусоргский; «Утро» Э.Григ; «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.
1.Организайионный момент/Закрепление/ Домашнее задание (рисунки).
Исполнение музыкальных попевок «Здравствуйте» и «Мия» с целью создания благоприятной обстановки и подготовки голосового аппарата к пению.
Индивидуально-групповое исполнение песни «Звуки музыки» Роджерса для развития внимания, четкости и ясности произношения, активности учащихся (Цепочка).
-Ребята, над чем мы наблюдаем на уроках музыки?
(над связью искусств: музыки и живописи).
- Почему искусства взаимосвязаны? (Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.)
-Как звучит тема 3 четверти? (Можем ли мы увидеть музыку?)
-А можем ли мы увидеть музыку? Как?
(Да, мы можем представить себе ее образы по характеру мелодии, увидеть внутренним зрением в уме, вообразить.)
- Сегодня мы продолжим с вами наблюдение за темой четверти, знакомясь с новыми произведениями уже известных вам русских композиторов. Работать будем по творческим группам «ДО-МИ-СОЛЬ» (организация творческой деятельности).
Исполнение песни «Рисуйте» А.Зацепина по группам-рядам.
-Молодцы! С какой интонацией мы исполняли данную песню?
-Что такое интонация? (Это характер звучания музыки, еѐ настроение).
Сколько и какие интонации в музыке существует, для чего служат?
Выразительная интонация - выражает чувства, мысли, настроение героев, композитора.
Изобразительная интонация - рисует природу, движения, шумы и звуки.
Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников.
Давайте вспомним и назовем эти «Краски музыки» в кроссворде, где главным словом будет музыкальная мысль.
( На фоне звучания музыки М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»).
ТЕМП
1.СКОРОСТЬ МУЗЫКИ.
ТЕМБР
2.ОКРАСКА ГОЛОСА.
ЛАД
3.НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ.
ВЫСОТА
4.РЕГИСТР ЗВУКА.
ДИНАМИКА
5.ГРОМКОСТЬ ЗВУКА.
РИТМ
6.ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.
ГАРМОНИЯ
7.СОГЛАСИЕ
ДРУЖБА ЗВУКОВ.
-Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? (ответы детей, словарь).
Музыкальная картина - это произведение, которое очень ярко и доступно передаѐт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.
-Как вы понимаете «живописная музыка»?
(Это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами - тембрами, выразительная музыка. Слушая еѐ, легко представить определенную картину).
Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности, т.е. живая музыка.
2. Новая тема.
Цель:
-помочь учащимся сформулировать тему урока «Картины природы в музыке.
Музыкальные пейзажи».
Эпиграф:
«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце
те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).
- На наших уроках звучала музыка, рассказывающая о сказочных персонажах и героях гражданской войны, богатырях и истории Родины. Образы, которые будут звучать сегодня, вы определите сами и сформулируете тему урока.
( На фоне повторного слушания «Рассвет на Москва-реке».П.Мусоргского).
-Какое произведение и какого великого композитора сейчас звучит?
Звучит увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» П.Мусоргского.
-Что вы знаете о его творчестве? (По профессии –гвардейский прапорщик; мастер музыкальных портретов, главная тема творчества -история Родины, жизнь простого народа).
-Чему посвящена опера « Хованщина»? (Истории русского государства, правлению царя Петра Великого, жизни простого народа).
-Что передает музыка вступления, о чѐм хотел рассказать композитор?
Пробуждение природы, рассвет, рождение нового дня. Композитор любуется,
восхищается красотой родной природы.
-Можно назвать это произведение живописным? Почему?
Музыка рисует восход солнца, наигрыши пастуха, пение птиц, крик петухов, звон колоколов, шелест листвы, широкую реку, ночь, которая не хочет отступать, борьбу дня и ночи.
-Что же изобразил М.Мусоргский в увертюре оперы «Хованщина»?
Картины природы.
- Как звучит тема нашего урока?
«Картины природы в музыке».
-Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы, т.к. природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники, поэты, композиторы часто воспевают красоту природы родного края и чужих стран. У любого человека любовь к искусству и любовь к природе –очень близкие и родственные чувства.
- Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающей картины природы? (Пейзаж).
В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы сегодня будем наблюдать.
Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительным и подробностями музыкального языка.
- Только ли природу нарисовал М.П.Мусоргский?
Борьбу дня и ночи, рассвет в жизни всего русского государства, рождение нового дня и новой жизни для русского народа. Борьбу старого и нового мира: противостояние бояр Хованских и стрельцов реформам Петра 1 о распространении культуры, света знаний, науки и искусства.
- Ребята, назовите свои впечатления от данного произведения. Какими получились ваши отзывы и рисунки? (домашнее задание: чтение, показ).
- МОЛОДЦЫ! Ваши работы очень яркие и выразительные!
(На фоне звучания музыки Э.Грига «Утро»).
-Можно ли перепутать музыку М.Мусоргского с данным произведением? Знакомо оно вам? Что это за произведение и кто его создал?
Это «Утро» Эдварда Грига.С творчеством норвежского композитора 19 века Э.Грига мы знакомились в 3 - 4 классах. Например: «Утро», «В пещере горного короля», « Песня Сольвейг», «Заход солнца».
Какая тема объединяет эти произведения и является главной в творчестве Э.Грига? Тема природы.
-В чѐм созвучие музыки М.П.Мусоргского и Э.Грига? Что общего и различного в данных произведениях? Сейчас сравним их, заполнив таблицу. (Работа по командам. ДО-«философы»: определяют образы и количество частей; МИ-«инженеры»: характер мелодии, график еѐ движения; СОЛЬ
-«художники»: цветовую гамму).
Заполнение таблицы.
Оба композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами.
-Ребята, перед вами пейзажи, иллюстрации картин. Внимательно всмотритесь и определите те, которые соответствуют нашим музыкальным пейзажам. Почему?
-Молодцы! Дома вы должны были подобрать стихи об утре, рассвете. Сейчас мы послушаем их вместе с музыкой (Чтение стихов на фоне музыки).
-Ребята, договаривались ли художники, поэты, композиторы между собой, когда создавали свои произведения? Почему их темы перекликаются?
Произведения разных видов искусства перекликаются по своим темам, так как рассказывают о жизни. Появляются они независимо друг от друга и дополняют, обогащают наши представления, выражают сходные настроения и чувства, присущие всем людям и авторам.
-Астраханский композитор
-песенник, баянист Анатолий Гладченко создал прекрасную
трогательную песню о нашей большой и малой Родине, где передал любовь к России и родной волжской природе.
Исполнение «А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко.
- Молодцы!
3. Итог урока/оценки.
-С какой темой познакомились на уроке?
-Что нового узнали? Что такое музыкальны
й пейзаж?
-Музыку каких композиторов слушали?
-Что общего в этих произведениях?
-Произведения каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются?
Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, утро и рассвет нового дня, любовь к родной земле.