- Введение.
Восприятие музыки как ведущий вид музыкальной деятельности.
Каждый вид искусства отражает действительность в художественных образах.
Важно помочь ребёнку научиться общению с произведениями искусства, развить художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов.
Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. И исполнительство, и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Все другие виды муз. деятельности могут служить средством развития музыкальности детей.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, способностью сочувствовать, сопереживать. Поэтому так важно развивать эмоциональную сферу ребёнка через восприятие музыки.
II. Основные методы музыкально-педагогической деятельности.
----------------
Чтобы воспитание и образование носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться с нарастанием проблемности.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать опыт самостоятельных и творческих действий.
В старшем возрасте доля проблемных заданий, которые дети выполняют самостоятельно, возрастает.
Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
1. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки.
Основное содержание этого метода — исполнение произведений педагогом или исользование ТСО.
«Живое» исполнение, выразительное, яркое, художественно исполненное произведение, более действенно.
* Исполняя произведение, стараюсь передать своё отношение к музыкальному образу, свои чувства.
Здесь возможно создание проблемных ситуаций:
- сравнение «живого» звучании и аудиозаписи, *
- сравнение исполнения произведения инструментом соло, дуэта, трио,
в оркестровом исполнении, *
- сравнение двух трех произведений, контрастных между собой,
- сравнение произведений в меньшей степени контрастных, близких
по настроению жанровому признаку и т. д. ( марш торжественный и марш спортивный) *
2. Наглядно-зрительный метод имеет дополнительное значение.
Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию.
- ( картины Левитан «Золотая осень»,
- фото — слайды на осеннюю тематику,
- карточки - * (цветные) применяются, чтобы разбудить фантазию детей, побудить вслушаться в изменение характера музыки, в оттенки звучания, проиллюстрировать незнакомые явления - * (магнитик с танцовщицей «Фламенко», слайды),
познакомить с музыкальными инструментами * - гитара, кастаньеты,
- магниты-смайлики с определенным мимическим выражением (дети выбирают смайлик, соответствующий характеру музыки или своему отклику на музыку ( средняя, старшая группы).
Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию.
Применяется по необходимости, в особенности в младших группах. В старших группах после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей сформировалось свое представление о музыкальном образе.
Если же у детей отсутствует подобный опыт, комментирую произведение в процессе слушания, чтобы помочь вслушаться в звучание, осознать смысл призведения.
Приемы зрительной нагядности эффективны, когда перед детьми ставится задача выбрать из нескольких картин одну, соответствующую настроению музыкального произведения или своему эмоциональному отклику.
Так после прослушивания « Осенней песни» Чайковского дети старшей группы соотносили своё музыкальное впечатление с соответствующим фото.
Затем в группе рисовали под звучание музыки.
3. Словесный метод имеет универсальный характер и незаменим.
С его помощью педагог организует внимание детей, передает им определенные знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет произведение, которое они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие навыки. С помощью слов можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным.
Особенность словесного метода в том, что требуется образная речь для пояснения музыки, позволяющая охарактеризовать связь звуковых образов с жизнью.
Перед ознакомлением с музыкальным произведением использую стихи поэтов классиков, кратко сообщаю также и об авторе.
Разновидности словесного метода — беседа, разъяснение, пояснение.
Одно из направлений беседы — характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении.
Эти пояснения являются важнейшими для понимания детьми сущности её содерания. Происходит развитие образной речи, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребёнок начинает понимать, что в музыке может быть выражено множество самых разнообразных чувств и состояний.
- В средней группе перед прослушиванием пьесы Чайковского «Болезнь куклы» показала куклу с поврежденной ножкой. Дети соотнесли своё самочувствие во время болезни с состоянием куколки.
Предложила послушать, как об этом рассказывает музыка, комментировала во время исполнения смысловые акценты.
После прослушивания пьесы лица детей выражали сочувствие.
Они узнали, что музыка может быть жалобной, печальной и т.д.
Далее действие продолжилось в группе, гле в медицинском уголке больную вылечили, и кукла стала, как новая.
На следующей НОД дети с удовольствием слушали пьесу «Новая кукла». Узнали, что теперь музыка радостная, звонкая и о характере музыки уже говорили осознанно, так как всё прошло через их эмоциональный и жизненный опыт.
Пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности её содержания.
Например, слушание произведения Вивальди «Весна» (1-я часть) в старшей группе предварила кратким рассказом о радостным прилете птиц в родные места. Предложила внимательно послушать и определить, всегда ли звучание радостное и, если нет, то почему.
Дети начинают вслушиваться в оттенки звучания. Затем при обсуждении их музыкальный словарь пополняется новыми словами-образами :
музыка грозная, взволнованная, тревожная, жалобная, решительная, торжествующая и др.
Выразительно произносим эти слова, стараясь интонационно передать соответствующие эмоции.
Таким образом, дети учатся распознавать и своё внутреннее состояние, правильно его определять и называть.
В процессе слушаня слушания знакомлю детей и с музыкальными инструментами: звучанием скрипки-соло, дуета, струнного оркестра.
Затем пособия помещаю в групповой музыкальный уголок.
III. Восприятие музыки в различных жанрах.
В процессе подготовки к новогоднему празднику по мотивам сказки «Щелкунчик» прослушали аудиокассету с этой сказкой, которая сопровождается музыкальными фрагментами из одноименного балета Чайковского. Затем были показаны фото-слайды из мультфильма и из балетного спектакля.
Обсудили с детьми особенности звучания музыкальных образов, сравнили с характером героев.
В группе ознакомили детей с настольной игрой «Щелкунчик», в которую они вполедствии увлеченно играли. Также перенесла пособия в музыкальный уголок.
Так же важен и практический метод.
С восприятия начинается также ознакомление и с новой песней, и с танцем, и со звучанием музыкальных инструментов.
IV. Восприятие музыки при ознакомлении с музыкальными инструментами.
Так с появлением в продаже музыкальных инструментов в миниатюре, приобрела вначале гитару. Познакомила детей подготовительной группы с её внешним видом, с историей и местом возникновения, с разнообразными вариантами звучания в различных жанрах. Показала и атрибуты этого танца — кастаньеты, веер.
Родина гитары Испания. Поэтому предложила детям послушать музыку национального испанского танца «Фламенко».
Затем на ноутбуке посмотрели видео с танцем в исполнении профессиональной танцовщицы и в сопровождении дуэта гитаристов.
Музыка и танец вызвали восторг у детей. Их внимание привлекли выразительные движения танцовщицы. Они тут же стали демонстрировать запомнившееся. Обратила внимание детей, что танцовщица внимательно слушает музыку и движения соотносит с её звучанием, изменением темпа, динамикой, передает движениями характер, содержание музыки.
На одной из НОД импровизировали под музыку «Фламенко», а мальчики иммитировали музыку на игрушечных гитарах. Проблемность состояла в том, что было необходимо выбрать движения, соответствующие характеру музыки. Затем обменялись с детьми своими впечатлениями от исполненного танца, насколько они движения соотносили свой танец с музыкой. Предложила детям показать танец дома, родителям, придумать свои движения.
Таким образом, благодаря осознанному восприятию музыки, дети в танце начинают более выразительно передавать харакер музыки, её изменения, свои эмоции.
Все атрибуты танца, музыкальные инструменты, альбом с фото были помещены в музыкальный уголок, где дети использовали их в самостоятельно-художественной деятельности.
Благодаря применению этих методов, активизирующих творческую самостоятельность, у детей повышается интерес к музыкальной деятельности, они быстрее осваивают новый материал, становятся более активными, уверенными, инициативными, могут творчески применять свой опыт, импровизировать, более тонко воспринимают музыку, стремятся найти более выразительный жест, голосовую интонацию.
V. Восприятие музыки в исполнительстве (инсценирование сказок, подготовке к конкурсам).
При подготовке к городскому фестивалю «Пасхальный колокольчик» при ознакомлении детей с инсценировкой использовала рассказ, пояснения, обсуждение (девочки высказывали свое мнение о ситуациях, в которой оказывались их герои, приводили свои примеры, соотносили особенности звучания музыки каждой смысловой части с переживаниями героев.
Эти методы и приемы помогли детям проникнуться музыкой, вдохновили их, побудили выразительно передать настроение интонацией, жестами, вызвали глубокое сопереживание и, вместе с тем, позитивный настрой.
Девочки подготовительной группы ярко, эмоционально выступили на «Солнышко в ладошке», где заняли третье место в номинации «есенное творчество».
VI. Заключение.
Важно заметить и развить в ребенке всё лучшее, заложенное от природы и на этапе работы с новым музыкальным материалом применять различные методы, учитывая интересы и склонности детей, а также их общее и музыкальное развитие.