Конспект урока на тему: "Взаимосвязь музыкального и технического развития учащихся старшего класса фортепианного отделения"
Конспект урока на тему: "Взаимосвязь музыкального и технического развития учащихся старшего класса фортепианного отделения"
На открытом уроке специального фортепиано с учащимся 7 класса раскрывается, как влияет отрыв технического развития ученика от точной интерпретации музыкального произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Взаимосвязь музыкального и технического развития учащихся старшего класса фортепианного отделения"»
3
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА на тему:
«Взаимосвязь музыкального и технического развития учащихся старшего класса»
Тема урока: «Взаимосвязь музыкального и технического развития учащихся старшего класса»
Цель урока: показать на примере работы с учащимся 8-го класса как влияет на итоговое исполнение любого произведения отрыв технического развития от музыкально-звуковых задач.
План урока:
Теоретическая часть: краткие тезисы из методического сообщения «основные принципы технического развития»
Наглядные примеры произведений: занятие с учащимся 8-го класса специальности фортепиано Косцовым Костей.
Заключительная часть: индивидуальный анализ – вывод.
Ход урока: 1) теоретическая часть:
Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.
В работе над пианистической техникой требуются такие необходимые компоненты музыкального развития:
а) яркость образных представлений,
б) глубина переживаний,
в) ощущение живого пульса движения музыкальной ткани,
г) слуховое развитие.
Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, её скованности, неровности, а также «немузыкальности» и недостатки звуковой области.
2) наглядные примеры:
В нашей педагогической практике можно найти много примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной как бледности звукового образа, так и технической ограниченности и «корявости».
Исполнение учащимся рефрена «Детской польки» М.И. Глинки:
Ещё больше примеров, когда неровность технических пассажей вызвана недослушиванием звуков, особенно в крайних точках построений, на поворотах, при сменах фигураций, позиций, регистров.
Исполнение главной партии Сонаты D dur И. Гайда:
Техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развития. Исполнение в этом случае раздроблено на мелкие элементы:
Двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания, заторможенными рефлексами. Нечего и говорить в этом случае о звуковой стороне, так как звуки, взятые как попало, в последний момент, неподготовленные (даже если они правильные) получают непроизвольную, случайную и бессмысленную окраску.
Однако в практике знакомы и другие случаи неудач, когда все факторы музыкального и технического развития налицо, но развитие двигательной системы идёт своим, особым путём, оторванным от задач данной музыки. В таком случае ученик приобретает навыки, которые развивают его технику, но не в том направлении, что мешает полноценному исполнению. Это – зажатость, скованность аппарата, один из главных недостатков техники пианиста. Одна из причин зажатости – это в искусственности игровых приёмов, не связанных с музыкальными задачами. Исполнение музыкального периода октавного Этюда:
Если в гаммах, арпеджио, этюдах ставится узкая цель – достижение пальцевой беглости и чёткости, а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости, пластичности игнорируются; то в таком случае ученик играет гаммы, арпеджио, этюды довольно хорошо, а вот при исполнении художественных произведений (сюжетных) появляется угловатость, корявость и неловкость.
Вот несколько примеров отрыва технического развития от музыкально-звуковых задач:
1. «Изолированные пальцы». Спору нет, нужно развивать независимость пальцев. Но когда в основу техники (особенно в начале) ставится поочерёдный подъём и опускание пальцев при застывшей позиции руки и при этом больше внимания уделяется гимнастике, чем звуку – это становится потом основным препятствием для выражения музыки и для свободного владения техникой. В исполнении быстрых пассажей отсутствует пластичность, смена позиций страдает угловатостью и корявостью. Пассажи звучат однообразно без фраз, дыхания и пульса.
Исполнение Прелюдии c moll И.С. Баха из I-го Хорошо темперированного клавира:
Прелюдия c moll написана в простой форме: характер построения тянется к расширенной каденции. Характер энергичный, бурный, неудержимый, драматичный. /Бузони/ - «это неугомонный поток, отражающий в себя пламя». Стихийные силы природы – буря с градом, прорыв через плотину. В 3-ей части присутствуют элементы импровизационности: три темпа Presto, Adagio, Речитатив, Allegro. Слишком быстро и грубо – недопустимо, нельзя превращать эту прелюдию в этюд.
2. «Свободная память» Нередко, стремясь избавить учащегося от скованности, ему начинают «освобождать» кисть. Но при этом добиваются большой подвижности кисти, но изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой задачей. Кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звук – тусклым, фразы – случайные, исполнение не выразительное, а манерное.
3. «Чрезмерная быстрота» Иногда развивая технику, главной целью ставят «быстроту», забывая о ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре, а иногда даже проносятся, не задевая клавиши:
В таком вихре ухо не успевает контролировать звуки и пассажи не звучат. Стремясь компенсировать недостатки звука, исполнитель «наваливается» на опору – обычно аккорды. В результате провалы пассажей становятся более заметными:
3) Заключительная часть: анализ – вывод
Пианистическая свобода владения инструментом появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата, совершенство достигается как в приобретении необходимых, так и избавлении от лишних движений. Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев наносит большой вред музыке и технической ясности. Пианист помере музыкального роста и созревания всё больше ощущает несоответствие между замыслом и исполнением. Со временем он привыкает к разрыву и мирится с тем, что музыкальный образ переживается только «внутри», не получая яркого звукового выражения. Исполнение остаётся бледным и технически несовершенным, таков печальный результат отрыва технического развития от музыкально звуковых задач. Из всего сказанного и показанного ясно, какое огромное значение имеет развитие общей музыкальности ученика.
Результат открытого урока-лекции: оценён преподавателями – положительно.