kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегративный подход на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе, постоянное творческое общение между музыкой - учителем – детьми. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. 

Просмотр содержимого документа
«Интегративный подход на уроках музыки»

Интегративный подход на уроках музыки

        

Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе, постоянное творческое общение между музыкой - учителем – детьми. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов» [21, с. 595]. Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» [8, с. 710]. Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведем еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения» [42,  с.57]. Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:

-создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;

-нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
- развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.

Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых  - это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции - межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
           Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция  -  это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.  Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;

- логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;

- большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.

Для интегрированных уроков характерны следующие формы  (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько) [8, с 86] организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.

            Суть пластообразной формы заключается в наслоении различных в

дов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 1 классе (программа Критской Е.Д.) тема урока «Музыка осени», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Осень, осень», русская народная песня, «Дождик накрапывает» Ан.Александрова и др.);  в  литературе  -   через   художественные    средства    выразительности

(А. С. Пушкин  «Осень»,   А. Толстой   «Осень»,  А. А. Фет    «Ласточки пропали», А. Барто «Золотая осень» и др.); в 4 классе тема урока (программа Критской Е.Д.)«Что за прелесть эти сказки», углубляются знания детей о личности А.С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений (литературное произведение -  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», музыкальное – Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.

            Особенность спиралевидной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль - это основное понятие, изучаемое на уроке. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства. В 3 классе тема урока «Образы природы в музыке» можно сначала оценить красоту утреннего и вечернего пейзажа, а затем подняться до понимания красоты утра и вечера в литературных и музыкальных произведениях (литературные произведения -  И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Веет утро прохладой степною…», музыкальные произведения – Э.Григ «Утро из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Утро из «Детской музыки» для фортепиано, П.И. Чайковский «Колыбельная»).

Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки и отрывков литературного произведения, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Один из уроков 3 класса (программа Кабалевского Д.Б.) урок-сказка, структура которого основана на законах художественной драматургии ( завязка – кульминации – развязка): тема урока – «Опера-былина «Садко».  Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.

Рассмотренные формы организации содержания интегрированного блока поднимают урок на более высокий уровень, оказывают многостороннее влияние на личность школьника.

Интегрированный подход  на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность.  Он имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.





















Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

242700, Брянская область, г.Жуковка, ул.Карла Либкнехта, 2а

Тел. (48334)3-27-32; (48334)3-22-32, факс:(48334)3-27-32, e-mail: zhsch2@yandex.ru









Интеграция

основного и дополнительного образования

как фактор повышения эстетической культуры учащихся.














Автор .Сидоренкова С.В.

Учитель музыки.













2019 год


Актуальность проблемы:

«Необходимо формировать и развивать музыкальную культуру школьников, бороться с музыкальной безграмотностью и безразличием в отношении окружающей нас музыки».


Необходимо формировать личность, обладающую музыкальным сознанием, на основании которого развивается музыкальное мышление и мировоззрение.

Цели:

Повышать музыкальную грамотность учащихся.

Развивать индивидуальные возможности и способности, интерес к предмету, и окружающей нас музыки.

Формировать практические умения и навыки, трудолюбие,любовь к музыке.

Прививать нравственные, патриотические качества, бережное и гуманное отношение к природе и любви к Родине.

Задачи:


Повысить теоретические знания в соответствии с программой и поставленными целями.

Повышать интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения.


Развивающие:

Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

Развивать наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию на музыкальных занятиях.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе,к музыке.



Патриотическое воспитание – изучение природы родного края.(Соответственно подбор репертуара.)


Реализация идеи – создание в МБОУ СОШ №2 имени Е.П.Новикова. Хоровой коллектив «Мелодия».Фольклорный коллектив «Калинка».


Современная российская школа для обеспечения подрастающему поколению нового качества образования должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.

  Дополнительное образование – неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.

  Взаимодополняя друг друга они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Грамотная интеграция общего и дополнительного образования позволяет достичь у школьников:

 - осмысленности и правильности в использовании терминов;

 - отсутствие затруднений в освоении и использовании материала;

 - креативности в выполнении практических заданий;

 - самостоятельности в подборе музыкального репертуара.

Результатом выполнения модели методической системы развития познавательных интересов учащихся является:

Интонация,звуковедение,дикция,тембр голоса.

Направления работы :

1. Участие в районных и областных конкурсах.

2.»Хоровые ассамблеи».

3. «Юные голоса».

4. «Пою мое Отечество». 5.»Веселый карагод».6.»Я вхожу в мир искусств».7 «Орлята учатся летать».




Интеграция общего и дополнительного образования

позволяет достичь у школьников:

= осмысленности и правильности интонирования в музыкальном произведении;

= отсутствие затруднений в освоении и использовании материала;


= самостоятельности в подборе музыкального репертуара.

Определенная совокупность способов, средств и психолого-педагогических воздействий на занятиях создает условия для успеха действий ученика, учителя и руководителя объединения дополнительного образования, позволяет избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма.

Содержание курса «Фольклор в школе» имеет интегративный характер и может быть интересным учащимся как с точки зрения расширения кругозора, так и с точки зрения знакомство учащихся с музыкальной культурой своего народа. Такой подход к освещению проблем «Фольклор в школе» в этой области не является новым.

Направления форм работы

  • Индивидуальная:

1. Подготовка учащихся к различным конкурсам, фестивалям.

2. Сбор материала.

  • Групповая:

1.Формирование умения петь в ансамбле,хоре,в коллективе.

2. Приобретение новых знаний.

3. Развитие вокальных данных у учащихся: певческого слуха,музыкальной памяти,голоса.




  • Массовая:

участие в районных ,областных,школьных мероприятиях.







 Принцип практической значимости: программный материал изучается так, чтобы обучаемый понимал,что правильная дикция-необходимое условие для донесения смысла пения до слушателя.


  • Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать у учащихся петь в ансамбле, хоре,коллективе.

Достоинство программы в том, что она соединяет общее и дополнительное образование.

Опыт работы позволяет определить, что же дает интеграция образовательного процесса школе, образовательному комплексу, району, обществу в целом.

Дети:

1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.

2. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным.

Общеобразовательный комплекс:

1. Созданы в классах группы учащихся, занимающиеся по индивидуальным планам «Вокально-хоровая работа».

2. Учащиеся школы принимали участие во многих мероприятиях районного,областного и школьного уровня.

Общество:

Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми приобщаются и их родители к конкурсным программам.


Интеграция основного и дополнительного образования

является важнейшим фактором развития образовательного учреждения потому, что:

- позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

- дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам;

- включает учащихся в разные типы деятельности.


- создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;

- обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества, самообразования;

- решает проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таким образом, интеграция предполагает расширение образовательного пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и индивидуализации учащегося, через включение его в многогранную интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.




Количество школьников-участников конкурса «Хоровые ассамблеи».


29 участников.Районный конкурс 1 место.

Областной конкурс. Лауреаты области.

Количество школьников-участников конкурса «Юные голоса».


12 участников.Районный конкурс 2 место.


Номинация солисты.Кучина Анна 2 место.












































Интеграция и синтез искусств на уроках музыки в современной школе.


МБОУСОШ № 2 имени Е.П.Новикова.

Учитель музыки Сидоренкова С.В.

                                                    Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать

в своём воображении настроение. Поэзия слова

                                             даёт мысль, и по ней нужно создать образ и

настроение, а музыка даёт настроение, и по нём

                               надобно воссоздать мысль и образ.

Н. Римский-Корсаков

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись – в красках, проза и поэзия – в слове.  

Художники создают наглядные образы. Они могут не только услышать, прочитать, но и увидеть яркий образ и соотнести его с музыкальным и литературным.

Проследить связь музыки с живописью довольно сложно, но она существует, и эти два вида искусства тесно связаны между собой. Великие талантливые музыканты вдохновляли художников на создание портретной живописи: портрет М. Мусоргского написал И. Репин, Ф. Шаляпина – В. Серов, К. Коровин, С. Рахманинова – К. Сомов, Л. Пастернак.

 Создание многих пейзажных образов принадлежат композиторам – классикам: П.И. Чайковскому «Времена года», Э. Григу «Утро», а также композиторам - импрессионистам – К. Дебюсси, М. Равелю. Их творчество во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу  гармонии, достигшей большой красоты и утончённости. Слушая на уроке музыки пьесу М. Равеля «Игра воды», учащиеся могут запечатлеть ее в рисунке.

 И живопись и музыка всегда стремились к воплощению нового миропонимания, которое пришло с эпохальными открытиями в естественных науках, высветивших существование, почти невидимого космоса за пределами видимого мира. И музыка и живопись устремились на завоевание бесконечного космического пространства. И многие композиторы, начиная с Шенберга, и художники, начиная с Кандинского, посвятили свое творчество новому миропониманию и мироощущению.

Но и предметность в живописи, и тональность в музыке были, есть и будут желанными категориями в этих видах искусства, отнюдь не отвергая, а еще более подчеркивая достижения великих художников и музыкантов XX века.

Мы всегда будем грустить и у полотен Левитана и, слушая соло валторны из 2-ой части V симфонии Чайковского, нас всегда будет волновать трепетная живопись Клода Моне и импрессионистический мир звуков Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Замечательно, что эти виды искусства ведут нас по пути познания жизни, духовно обогащая внутренний мир человека.

 Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.

Школа - это главное звено в познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа. Нас, современных педагогов на данном этапе волнует недостаточное внимание к духовно - нравственному воспитанию детей. Предметы гуманитарно - эстетического цикла должны стать курсами именно искусства, развития художественного мышления и творчества.

Интеграция данных предметов, способствующих формированию условной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире

1

в целом. Взаимодействие зрения, слуха, обоняния, осязания и других чувств в процессе восприятия и анализа художественного произведения обозначается как синестезия – "соощущение", "пересечение чувств". Психолингвистический термин был усвоен искусствоведением, культурологией, методикой преподавания искусств.

В своей практике, опираясь на теорию синестезии, я использую различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках искусства позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.

Вместе с тем использование произведений искусств на уроках искусства может иметь и другой смысл - развитие чувств и эмоциональной сферы учащихся. В идеале ученик должен воспринимать и произведение искусства с включением всех механизмов синестезии. В этой связи В.В. Вансалов замечал, что можно "слышать" живопись и "видеть" музыку.

Талантливый человек слышит, видит, постигает в звуках, красках, картинах культурный универсум художественного произведения. Поэтому одним из основных психологических механизмов интеграции является возникновение в сознании обучаемого цепи ассоциаций, связанных между собой общими звеньями.

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы. В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире.

«Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган.

Отображая окружающий мир, композитор, художник, писатель и поэт мыслят образами. Рассматривая их во взаимосвязи, мы активируем фантазию, воображение, артистичность. При использовании на уроках изобразительного искусства, музыки, МХК литературных произведений более глубоко раскрывается смысл произведения, развивается ассоциативное мышление, создаётся реальный образ. Здесь важно, чтобы педагоги были объединены общей идеей, сами создали коллектив единомышленников, могли выстроить урок так, что бы предметы ни конкурировали в уроке, а плавно дополняли друг друга.

На интегрированном уроке могут работать два учителя одновременно. Диалог на таком уроке ведут не только дети и учитель, но и учитель - учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия и сотрудничества. Проживание, переживание и сопереживание - основные факторы такого урока.

Уровни (ступени) интеграции.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему).

2

Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным. Например, тема: «Природа в творчестве композиторов, художников, писателей и поэтов».Так, репродукция картины И.Левитана «Вечерний звон» сравнивается с русской народной песней «Вечерний звон» в исполнении Н.Кадышевой. Стихотворение И.Козлова «Вечерний звон» стало основой известной песни.

 Анализируя просмотренную репродукцию И. Левитана «Вечерний звон», учащиеся представляют и описывают музыку, наиболее подходящую к картине. А, услышав песню «Вечерний звон», отмечают созвучность картины и песни.

Такая тема, как «Музыка народов мира» нашла свое отражение не только в предмете «музыка», но и МХК (автор Г.А.Данилова). Прекрасно раскрыть тематику помогло мероприятие «В песне – душа народа», в котором принимали участие дети 4 – 11 классов

(Интегрированный урок Музыка – МХК «В песне – душа народа».)

Героико — патриотическая тема в искусстве: «Образ защитника Отечества

2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов). В рамках предметов изобразительного искусства и музыки решается проблема «Как музыка и изобразительное искусство влияют на настроение человека». Тема: «Звук может быть окрашен, а цвет может звучать»

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

Концепция «Здоровье сберегающая сила музыки».

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен знать, что такие уроки имеют особую структуру построения.

Рассмотрим примеры интегрирования.

Мы предлагаем свои схемы построения такого урока:

1 тип. Работают два учителя одновременно

2 тип. Два урока. 1 урок — образ музыкальный. 2 урок — продолжение — образ изобразительный.

3 тип. Самостоятельная работа учеников в сотрудничестве с учителями разных областей наук.

Работа по первому типу.

Диалог ведут не только дети и учитель, но и учитель — учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.

Учителя раскрывают тему, дополняя друг друга, каждый придерживаясь точки зрения своего предмета. Задача детей на каждом этапе - представить образ, найти главные черты и перевести его в словесный, либо создать образ изобразительный (предлагаем: в карточке написать 6 слов — ассоциаций от увиденного, услышанного, либо отметить в карточке те чувства, которые испытали в ходе слушания или рассматривания произведения.)

Второй тип

1 этап. Виртуальная экскурсия в природу,  наблюдение за предметом или явлением.

В течение года - наблюдение за изменениями в природе.

 Слушание музыки «Ноктюрн» Ф. Шопена или   симфонии П.И. Чайковского «Зимние грезы» с последующим изображением в рисунках:

После прослушивания «Ноктюрна» Ф. Шопена собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

Благодаря интеграции легче объяснить детям сложные понятия. В начальной школе мы знакомим детей с понятием внутренняя и внешняя красота. Здесь нельзя опираться только на произведения художников. (В старшем звене мы учимся читать символику портрета, атрибуты, помогающие разобраться в мире переживаний и характера изображённого человека.) Произведения художников требуют поддержки, пояснения музыкальным и литературным творчеством. На помощь приходят музыка Р. Корсакова и русская сказка. В сказке много невероятного, волшебного, невозможного и фантастического, но именно она открывает перед нами мир, преподносит урок.

3

«Красивый человек», какой смысл мы вкладываем в это понятие. А может ли красивый человек быть злым? Конечно, дети скажут, что не всегда совпадает добро и красота. Прошу привести пример из сказки. Дети приводят пример – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Мачеха красивая внешне женщина, но очень злая.

Дети говорят, что душа у неё тёмная. Баба Яга совсем другое дело – её внешний вид отражает её характер. Духовная красота – чистая, добрая, отзывчивая душа, готовая встать на защиту, спасти, помочь в любой ситуации.

Русские богатыри – символ физической красоты. Они сильны телом и духом, они защитники Руси, народа. Знакомимся с произведением В. Васнецова «Богатыри». Включаем в урок произведение А.П. Бородина «Богатырская» и древне – русской литературы – былины о богатырях. Могут помочь и современные мультфильмы, которые создают доступный и яркий образ русского богатыря.

Современные дети сравнивают богатыря с героями боевиков, актёрами зарубежного и российского кино. Именно такие уроки помогают детям разобраться, что сильный человек не всегда бывает добрым.

Ещё одно понятие «красота природы». Вот здесь для творчества благотворная почва. Больше всего уроков именно на эту тему «Портрет дерева – березы», «Осень в творчестве художников, композиторов, поэтов», «Времена года», «Образ родной земли». Обращаемся к творчеству А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, народному творчеству и приходим к выводу: «Красоту нужно уметь видеть». Два волшебных дерева за окном школы нам в этом помогут. Наблюдать за клёном и берёзкой большое удовольствие. На клёне весной рождаются, а по осени падают звёзды – листья. Берёзка – русская красавица. Липкие нежные листочки, словно маленькие капельки, серёжки дрожат от ветра, но чем ни русская девушка?

В старшей школе интеграцию предметов музыки и изобразительного искусства проводим в теме «Великие темы в искусстве» («Образ матери – великая тема жизни»), «Батальный жанр» («Образ заступника, защитника земли русской»).

В шестом классе проводим урок-введение в искусство «Цвет может звучать, а звук может быть окрашен». Урок раскрывает связь музыки и живописи, как художник может изобразить музыку.

Литература, изобразительное искусство, музыка образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.

Принимая участие в школьных праздниках, таких как «Семейные традиции», «В песне – душа народа», ребята становятся ближе к своим родителям, родственникам, узнают о традициях своей семьи и своих одноклассников. После праздника «В песне – душа народа», учащиеся почувствовали свою значимость, поняли, насколько важно знать культуру своего народа и народов мира.

Интегрированный урок, занятие требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Такой урок носит практическую направленность: развивает и реализует творческие способности учащихся через проекционную деятельность. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.

Так учащиеся в рисунках передали свое отношение к песне.

Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно – эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности.


ЛИТЕРАТУРА


1. Л. Тарасов – «Музыка в семье муз»

2. С. А. Казанцева – «Культурология»

3. Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»




4




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интегративный подход на уроках музыки

Автор: Светлана Владимировна Сидоренкова

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Статья "Совершенствование преподавания истории через интегрированные уроки" "
    ["seo_title"] => string(86) "stat-ia-soviershienstvovaniie-priepodavaniia-istorii-chieriez-intieghrirovannyie-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "137397"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417347593"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Модель образования на интеграционной основе "
    ["seo_title"] => string(48) "modiel-obrazovaniia-na-intieghratsionnoi-osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "142259"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418239593"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа по музыке 2 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445292167"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства