Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий".
Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий".
Возможности урока музыки как средство реализации
здоровьесберегающих технологий.
Сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбереже-нию, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными способами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма». Логоритмические упражнения (логоритмика) объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела.
Музыкально-ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки (музыкотерапия) заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «золотого фонда» произведений композиторов- классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как песенный фольклор- это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все средства фольклорной арттерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ. Музыкально- рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия - лечение красотой и аретотерапия - лечение идеалами.
Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.
Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников.
Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Велико значение сказки (сказкотерапия) для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для психического здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре уроков музыки.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретает все большее значение. Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности младшего школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Вовлечение младших школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребенку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". »
Возможности урока музыки как средство реализации
здоровьесберегающих технологий.
Сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбереже-нию, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными способами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма». Логоритмические упражнения (логоритмика) объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела.
Музыкально-ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки (музыкотерапия) заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «золотого фонда» произведений композиторов- классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как песенный фольклор- это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все средства фольклорной арттерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ. Музыкально- рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия - лечение красотой и аретотерапия - лечение идеалами.
Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.
Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников.
Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Велико значение сказки (сказкотерапия) для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для психического здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре уроков музыки.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развивающей работы приобретает все большее значение. Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности младшего школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Вовлечение младших школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребенку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.