Просмотр содержимого документа
«Импровизация и творческая деятельность учащихся»
Желудкова Юлия Сергеевна (г. Волгоград)
Импровизация и творческая деятельность учащихся
В статье обозначена проблема, связанная с воспитанием творческого потенциала детей. Выделен блок экспериментальных методик, направленных на самовыражение ребенка в самостоятельной музыкально-творческой среде.
В современных условиях модернизации и инновационного развития образование ориентировано на удовлетворение потребностей личности, общества, государства в сфере культуры, творчества, инновационной деятельности. В центре всех педагогических устремлений становится отдельная личность каждого ребенка, способного к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах жизни. Согласно исследованиям Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Опраксиной, Э.П. Костиной и др., успешное творческое развитие детей лучше всего формируется в активной творческой музыкальной деятельности [1; 3]. Этот факт ученые связывают с тем, что музыкальная деятельность соответствует эмоционально-творческой природе восприятия ребенка.
Однако по данным ученых музыкально-педагогическая практика отстает от современных тенденций и подходов, рассматривающих знания, умения и навыки как средство творческого развития целостной личности ребенка, а не как самоцель. В этой связи возрастает потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования направленных на раскрытие и развитие творческого потенциала детей.
В нашей экспериментальной работе, которая осуществляется на базе детской музыкальной школы №10 г. Волгограда с 2010 г., с детьми младшего школьного возраста, мы опираемся на блок экспериментальных методик Р.М. Чумичевой [4]. Этот блок направлен на самовыражение ребенка в самостоятельной музыкально-творческой среде и включает в себя: ситуации свободного выбора, проблемные ситуации, ситуации внесения новых неожиданностей, а также используются манипулятивные, имитационные, режиссерские, символические, состязательные и ролевые игры.
Обозначенный блок экспериментальных методик направлен на воспитание у детей их творческого потенциала на основе импровизаций. Поскольку импровизация, по мнению Э.-Ж. Далькроза [2], Т.Э. Тютюнниковой [5] – самый доступный для детей вид музыкального творчества, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Музыкальная импровизация, согласно точке зрения Б.В. Асафьева – одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое произведение В основе этой деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое реализуется посредством музыкального языка. На основе музыкального языка дети и создают собственные творческие решения. Музыкальный язык, представляет собой специфическое средство материализации, хранения и передачи музыкальной «информации» [1]. На этой основе важно знакомить детей с азами музыкального языка.
Основой для проявления творческого потенциала детей является накопление музыкально-слухового опыта. Этому способствует подобранные иллюстрации и «слово»; наличие красиво и разнообразно звучащих музыкальных инструментов; постановка перед детьми увлекательных музыкально-познавательных задач, актуализирующих весь спектр их жизненных и художественных впечатлений, накоплений и т.д.; неизменно положительное, поддерживающее и вдохновляющее отношение взрослых к первым музыкально-творческим исканиям детей, их первым попыткам выразить себя в музыке.
Итак, остановимся на блоке экспериментальных методик. В качестве ситуаций свободного выбора,стимулирующих проявление творчества детей предлагается: выбрать способы самовыражения своего сопереживания прослушанному произведению; внести в групповую комнату куклы с перебинтованной рукой и ногой, прослушать произведение и выбрать способ проявления сопереживания кукле; выбрать цвет и отобразить сопереживание музыке в эмоциональном дневнике.
В качестве проблемных ситуаций, стимулирующих творческую активность ребенка, выступают ситуации, когда: для спектакля необходимо подобрать из предложенных грамзаписей такой звуковой материал, который передавал бы эмоциональное состояние персонажей; дети выступают в роли звукорежиссеров и озвучивают материал к живописным полотнам, проявляя сопереживание; по прослушанному музыкальному произведению придумать сказку-диалог; проинтонировать музыку цветом, линией, движением; составить звуковое письмо; взять одну из ролей «звуков», «мелодии», «темпа», «ритма», «динамики», «регистра» для передачи эмоционального содержания музыкального образа.
Примером ситуации внесения новых неожиданностей в музыкально-творческую среду является: появление клоуна с меняющейся эмоциональной мимикой. Дети начинают обсуждать, почему клоун возник в данной музыкально-творческой среде, каким образом он может жить здесь, как им надо действовать.
Манипулятивные игры
«Превращение предмета» Ребенку дают предмет и предлагают изобразить его так, как будто его рисовал угрюмый (веселый, добрый) художник; сочинить о нем музыку, если бы ее сочинял злой (добрый) композитор; произнести слово, обозначающее этот предмет, интонацией, когда у тебя радостное (грустное, ленивое и т.п.) настроение.
«Движение» Детям предлагают послушать, посмотреть произведение (музыкальное, литературное, изобразительное) и определить, какое в нем передано движение. Затем дети изображают это движение рукой, но педагог усложняет задачу, давая установку в зависимости от изображенной ситуации, явления – изобрази характер этого движения над..., под.., в..., на..., вокруг..., снижая-повышая, усиливая-уменьшая и т.д.
Имитационные игры
«Реклама образа» Детям предлагается произведение (музыкальное, изобразительное, литературное), отражающее образ (природы, человека, предмета и т.д.), который необходимо описать так, чтобы он понравился зрителю (слушателю); чтобы все поняли, что он добрый и нежный; чтобы всем захотелось его увидеть (услышать).
«Предмет-человек» Педагог предлагает рассмотреть натюрморт, представить, каким бы он был, если бы был человеком. Дети разыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или текста.
«Образ в линии» Дети осуществляют поиск линий, которыми можно показать добро, уважение, взаимопомощь, красоту ит. д.; найдя ее, обыгрывают приключения с ней (рисунком, рассказом, движением).
Режиссерские игры
«Вхождение в картину» Дети описывают свое состояние от увиденного, услышанного, ощущаемого. Мысленное создание собственной картины по названию известных им картин, музыки, стихотворения.
«Внесение детали» Педагог вносит в произведение художника дополнительную деталь (жук, бабочка и т.п.), в музыкальную фразу – аккорд, в стихотворение или слово. Дети определяют, что изменилось, каким образом, и высказывают свои суждения об этом.
Символические игры
Суть символических игр, заключается в том, чтобы показать, рассказать, каким тебе представляется добро (красота, правда и т.п.), отраженное в произведении:
«Дополни произведение знаками» Педагог выставляет картину, проигрывает мелодию или читает стихотворение, а дети подбирают предметы, характеризующие содержание и форму произведения. Например, рассматривая картину К. Моне «Лондонский туман», дети могут тонкой линией обозначить представленные ими очертания зданий или фигуры людей путем наложения нитки на липучке на поверхность репродукции.
«Найди ключ художника» Детям предлагаются произведения различных направлений (реалистическое, авангардное, импрессионистов и т.п.). Они беседуют о нем, определяют, какую ценность несет произведение и как они ее определили.
«Мир природы в движении» Образ природы (дерева, листа, цветка, реки и т.п.) в музыке, литературе, картине предлагается изобразить в движении в различное время года, суток, во взаимодействии с...
Состязательные игры
Состязательные игры состоят в том, чтобы красивее показать, сказать. Например, такие задания:
Если б ты был добром, любовью, правдой, чтобы ты делал (покажи, расскажи); о ком (о чем) можно сказать в этом произведении, что он холодный (горячий, прозрачный, тяжелый и т.д.);
«Сердитые и добрые слова в тексте» Педагог спрашивает, что они обозначают, почему они получились такими, как их можно изменить; что изменится в состоянии человека, если применить к нему слова, описывающие состояние природы: поникла трава, высохли цветы, зарделось небо, зазеленела трава, заметался пожар и т.д.;
Найди «дружную пару» (поссорившуюся пару) – пару слов рифмующихся или, наоборот, гармоничные звуки (дисгармоничные), цветовую или контрастную гамму;
«Соревнующиеся кисти» Художник, педагог и ребенок соревнуются в поиске удачных мазков в изображении воды, листвы и т.п. Кто больше назовет изменений при просмотре картины через рамку – окошко, прикрытые ресницы, цветную пленку; при прослушивании музыки через закрытые уши ватой, банкой и найдет изменение в образе. Кто больше найдет сходства: в цветке – музыкальном образе; женщине – в портрете, в предмете из натюрморта; в движении музыки, речи, цвете.
Ролевые игры
«Незнайка» Дети выбирают Незнайку и предлагают ему различного вида произведения, исполняя роли звуков, мелодии, темпа, ритма, цвета, линии и т.п., т.е. средств выразительности, и отвечают на вопросы Незнайки о значении этих средств для произведения.
«Натюрморт» Выставляется натюрморт, изображающий цветы или предметы, реалистический или авангардный. Дети исполняют роли изображенных предметов и составляют аналогичную композицию, озвучивая предметы звуком речи, определяют ценность натюрморта, выражают ее в музыкальном образе (импровизируют).
«Мир глазами муравья» Предложить детям представить себя в роли муравья, рассмотреть различные по содержанию, настроению и видам произведения искусств и описать, что он увидел, каким и какое у него возникло настроение, состояние, ощущение. (То же, например, в роли Буратино, бабочки и т.д.).
«Отчего-почему» Прослушав произведение вместе с детьми, педагог предлагает всем войти в тот или иной образ (цвет, звук и т.д.) и поговорить, задавая вопросы «в музыке и о музыке» Например, синяя река спрашивает у голубого неба: «А почему я темно-синяя, а ты светло-синяя?» Или листья деревьев перешептываются: «А ты не знаешь, что случилось, почему я вчера был зеленый, а сегодня желтый? А ты вообще почему-то побагровел?» и т.д.
«Турнир художников, поэтов, музыкантов» Суть игры состоит в том, что «художники» задают проблему «поэтам», а «поэты» – «музыкантам», «музыканты» – «художникам» Распределив роли, выбрав детали для образа, «художники» создают линией, цветовым пятном образ (добра, зла, грусти и т.п.), «поэт» должен подобрать образные сравнения к ним, а «музыкант» сыграть музыкальную фразу. Затем «поэт» задает рифмованные слова, «художник» схемой создает образ, а «музыкант» его проигрывает; «музыкант» импровизирует, а «поэт» находит сравнения музыке, «художник» ее рисует.
Таким образом, проявляя сопереживания в самостоятельной деятельности через самоидентификацию и раскодирование эмоционального состояния другого человека в музыке и выражения своего понимания ему воспитывается и раскрывается творческий потенциал детей.
Список литературы
1. Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Б. В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е. М. Орловой. – М; Л., 1965. – С. 101.
2. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика – XXI, 2006. – 248 С.
3. Костина Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: автореф. дис. ... доктора. пед. наук: 13.00.02 / Э.П. Костина. – Москва: Московский гос. университет культуры и искусств, 2007. – 55 с.
4. Ребенок в мире культуры. Под общей ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.
5. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 264 с.
From experience of education of creative potential of children
In article the problem connected with education of creative potential of children is designated. The block of the experimental techniques directed on self-expression of the child in the independent is musical-creative environment is allocated.