kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Краткая аннотация: в докладе представлены методы, приемы, способствующие выявлению творческого потенциала учащихся, предоставлению самостоятельности для самовыражения, формированию общей эстетической и танцевальной культуры. Рассмотрены средства по развитию танцевальных и музыкальных способностей, помогающие ребенку более тонко воспринимать хореографическое искусство, формировать чувство ответственности в исполнении.

Ключевые слова: методы, приемы, средства хореографического искусства, детское творчество, личностный потенциал.

Среди многих форм всесторонне гармоничного развития подрастающего поколения особое место занимает хореографическое искусство. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развивать те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций, учит понимать и создавать прекрасное, формирует эстетический вкус.

 Хореографическая деятельность воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения, способствует физическому развитию и здоровью воспитанников.

Для создания условий раскрытия и развития творческой личности, формирования устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение учениками высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных методов, педагогических подходов на занятиях по хореографии.   Так как невозможно построить новое, не имея базу, не зная традиционных педагогических и хореографических основ, на которых долгие годы строился и создавался мир танца. Все зависит от желания преподавателя продолжать учиться и не бояться открывать для себя новое. Многие преподаватели идут по одному и тому же пути, не применяя новые разработки, делая занятия рутинные. Но жизнь не стоит на месте - меняется время и люди - все требует каких-то новых подходов, способов совместной деятельности педагога и  учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваиваются детьми музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, развиваются хореографические способности.

В качестве методов, для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

 Эффективны следующие методы учебной деятельности:

 - словесный;

 - метод показа;

 - практический;

 - игровой;

 - объяснительно-иллюстративный;

 - проблемно-поисковый;

 - формирования умений и навыков;

 - применения знаний;

 - творческой деятельности;

 - контроля;

 - метод эмоционального воздействия;

 - моделирование;

 - метод образного видения;

 - метод придумывания;

 - метод импровизации.

Большое значение на уроках хореографии имеет словесный метод, метод показа, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса на занятиях хореографией. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых уроков нужно знакомить со специальными терминами хореографического языка. Преподаватель для каждого упражнения выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Например, разминка на середине зала со словами:

…Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. 

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

 Методы познавательной деятельности, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый применяются взаимосвязано. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

Методы эмоционального воздействия, моделирование, образного видения, придумывания позволяют от непроизвольного рефлекса подражания пройти стадии  прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом, и в мышечном ощущении. Также надо помнить, что в личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации.

 Игровой метод в обучении - ведущая деятельность ребенка. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра не только забавляет ребят, но и учит согласовывать свои движения друг с другом, с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания. Игра всегда вызывает у детей веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение учащихся. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других – сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений. Только посредством игры можно заинтересовать детей к изучению таких элементов как Demi plie (это подражание лягушке), releve  (поднятие на носочки, чтобы кого-то увидеть), прыгать как зайчики, побежали легко и  тихо, как мышки». Выученные таким образом движения, надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.

На занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Например, импровизация   сказки «Репка»:

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).

При использовании импровизационного метода на уроках никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но, при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Активным, творческим, пробуждающим  началом является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, дети не просто пассивно воспринимает красивое, они преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала им  доступна. Здесь  хорошо использовать метод танцевального показа, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их.

Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а так же подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.

Такой комплексный подход в применении методов не только сделает занятия содержательными, разноплановыми, интересными, но и предоставит возможность определить способности детей для последующего их развития.

Благодаря систематическому хореографическому обучению и воспитанию, предоставлению самостоятельности для самовыражения, обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогают ребенку более тонко воспринимать хореографическое искусство, формировать чувство ответственности в исполнении, проявлять творческий потенциал.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ »

Косицына Любовь Георгиевна

КГКП «Детская школа искусств акимата

г. Усть-Каменогорска»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Краткая аннотация: в докладе представлены методы, приемы, способствующие выявлению творческого потенциала учащихся, предоставлению самостоятельности для самовыражения, формированию общей эстетической и танцевальной культуры. Рассмотрены средства по развитию танцевальных и музыкальных способностей, помогающие ребенку более тонко воспринимать хореографическое искусство, формировать чувство ответственности в исполнении.


Ключевые слова: методы, приемы, средства хореографического искусства, детское творчество, личностный потенциал.

Слайд №1

Среди многих форм всесторонне гармоничного развития подрастающего поколения особое место занимает хореографическое искусство. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развивать те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций, учит понимать и создавать прекрасное, формирует эстетический вкус.

Хореографическая деятельность воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения, способствует физическому развитию и здоровью воспитанников.

Для создания условий раскрытия и развития творческой личности, формирования устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение учениками высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных методов, педагогических подходов на занятиях по хореографии. Так как невозможно построить новое, не имея базу, не зная традиционных педагогических и хореографических основ, на которых долгие годы строился и создавался мир танца. Все зависит от желания преподавателя продолжать учиться и не бояться открывать для себя новое.





Многие преподаватели идут по одному и тому же пути, не применяя новые разработки, делая занятия рутинные. Но жизнь не стоит на месте - меняется время и люди - все требует каких-то новых подходов, способов совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваиваются детьми музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, развиваются хореографические способности.

В качестве методов, для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

Эффективны следующие методы учебной деятельности:Слайд№2

- словесный;

- метод показа;

- практический;

- игровой;

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- формирования умений и навыков;

- применения знаний;

- творческой деятельности;

- контроля;

- метод эмоционального воздействия;

- моделирование;

- метод образного видения;

- метод придумывания;

- метод импровизации.

Большое значение на уроках хореографии имеет словесный метод,(слайд №3) метод показа, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса на занятиях хореографией. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.







Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых уроков нужно знакомить со специальными терминами хореографического языка. Преподаватель для каждого упражнения выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Например, разминка на середине зала со словами:

…Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).Слайд №4

Методы познавательной деятельности, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый применяются взаимосвязано. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.( Слайд№5)

Методы эмоционального воздействия, моделирование, образного видения, придумывания позволяют от непроизвольного рефлекса подражания пройти стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом, и в мышечном ощущении. Также надо помнить, что в личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации.( Слайд №6)

Игровой метод в обучении - ведущая деятельность ребенка. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра не только забавляет ребят, но и учит согласовывать свои движения друг с другом, с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания. Игра всегда вызывает у детей веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение учащихся. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других – сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.






При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений. Только посредством игры можно заинтересовать детей к изучению таких элементов как Demi plie (это подражание лягушке), releve (поднятие на носочки, чтобы кого-то увидеть), прыгать как зайчики, побежали легко и тихо, как мышки». Выученные таким образом движения, надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.(Слайд №7)

На занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Например, импровизация сказки «Репка»:

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).

При использовании импровизационного метода на уроках никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но, при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Активным, творческим, пробуждающим началом является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, дети не просто пассивно воспринимает красивое, они преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала им доступна. Здесь хорошо использовать метод танцевального показа,(Слайд №8) при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их.

Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п.. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а так же подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.





Такой комплексный подход в применении методов не только сделает занятия содержательными, разноплановыми, интересными, но и предоставит возможность определить способности детей для последующего их развития.

Благодаря систематическому хореографическому обучению и воспитанию, предоставлению самостоятельности для самовыражения, обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогают ребенку более тонко воспринимать хореографическое искусство, формировать чувство ответственности в исполнении, проявлять творческий потенциал.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Косицына Любовь Георгиевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232681

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства