Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля
Импровизация, как указано в словаре, – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Импровизация на занятиях вокального ансамбля – это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и её исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом.
Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы учащийся сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку – тоже.
Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. В основе этой деятельности заложено умение спланировать, представить внутренним слухом продукт своей деятельности на предварительном этапе импровизирования; выполнить действие – исполнить мелодию; соотнести, оценить полученный результат с предварительным замыслом.
Практика показывает, что дети младшего школьного возраста охотно занимаются импровизацией, особенно – вокальной. Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого – по силам педагогу.
Импровизация – одно из самых любимых занятий учащихся младшего школьного возраста. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом.
В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.
Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.
Любая импровизация сиюминутна, создаётся в процессе исполнения; дети, как правило, не могут дословно её повторить (обычно, повторяя, они предлагают новый вариант мелодии). Дети очень любят импровизацию, так как этот вид музыкальной деятельности позволяет им реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению.
В драматургии занятия вокальная импровизация может занимать любое место, обусловленное дидактическими целями этой работы. Если в импровизации готовится освоение новых понятий, то тогда импровизация может быть в самом начале занятия. Например: сочинять на специально подобранные тексты польку и вальс, а затем объяснять размер 2/4 и 3/4. В процессе вокальной импровизации можно моделировать определённые особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определённый ритм). Такая импровизация легко вписывается в середину занятия. Это ещё один метод освоения музыкального языка. Тогда, когда вокальная импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определённых особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце занятия, как его кульминация.
Тематически вокальная импровизация должна тесно связываться с другим материалом занятия, помогать решать общие задачи. Вокальной импровизации можно уделить обычно не более пяти минут. Но вокальная импровизация даёт возможность услышать каждого ребёнка в отдельности, что очень важно при преобладании фронтальных форм работы на занятии вокального ансамбля.
Вся работа по вокальной импровизации проводится только без сопровождения, каждый ребёнок поёт в удобной ему тесситуре, в удобной тональности, используя близкий ему круг интонаций.
Педагог должен создать атмосферу доброжелательности, деликатности. Ни в коем случае нельзя ругать или порицать детей в случае неудачи, надо всегда найти в работе ребёнка то, за что его можно похвалить. Необходимо и в группе создать заинтересованную, доброжелательную атмосферу, не допуская смеха, объясняя, как сложно каждому поющему ребёнку, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинать надо всегда с сильных детей, они “проложат путь”, и за ними, а не за педагогом пойдут остальные. Это очень важно! Педагог может только изредка показывать что-либо детям в процессе импровизации, причём только тогда, когда задача очень трудна (импровизация в определённом стиле), или тогда, когда надо ввести определённые интонационные параметры, а у детей не получается.
Вокальной импровизацией дети должны заниматься с первого года обучения в вокальном ансамбле. Часто в течение одного полугодия сочетаются различные её виды. Вокальная импровизация позволяет “раскрыть” даже самых слабых учащихся, очень часто “гудошники” начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все учащиеся вокального ансамбля.
Виды вокальной импровизации
1. Импровизация – диалогическая состоит из двух строчек: вопрос – ответ.
2. Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где вопросы задаёт педагог, а потом все дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы.
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию.
Этот вид вокальной импровизации хорош для маленьких детей. Можно сочинить целый “музыкальный спектакль”, в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, или разыграть сценку “Мы гуляем в поле и в лесу”, где дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу. Таких игровых ситуаций можно придумать много, и дети охотно принимают участие в этой игре.
4. Импровизация на жанр.
Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу своим ритмом и размером), а также без текста вокализом.
Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца, польки, сложнее дело обстоит с вальсом – там надо обязательно связать мысленно мелодию с трёхдольным метром, что далеко не у всех получается. Чтобы облегчить детям выполнение этого задания, педагог должен перед началом пения дать метрическую настройку (вся группа отхлопывает метрическую пульсацию в размере 3/4, подчёркивая сильную долю и проговаривая: “ма-моч-ка”).
5. Импровизация на определённое настроение.
Дать задание спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку. Этот вид импровизаций очень хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.
6. Импровизация на стихотворный текст с целью создания яркого эмоционального музыкального образа – распространённый и очень полезный для музыкального развития ребёнка вид импровизации.
7. Импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре.
Игра-переодевание: педагог поёт мелодию в мажоре – детям надо спеть её вариант в миноре. Подобная игра возможна только в очень сильных группах.
Сочинение мелодии на предложенный стихотворный текст в определённом ладу.
8. Импровизация в заданном размере как вокализом, так и на выбранный текст.
Можно предложить детям путём ритмизации выбрать тексты любимых стихотворений для сочинения песенки в двухдольном или трёхдольном размере (задание только одно).
9. Импровизация мелодии на заданный ритм.
Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определённых ритмических мотивов, например: пунктирного ритма, ритма вальса, ритма мазурки, ноты с точкой и так далее.
10. Очень интересна работа по импровизации на определённую интонацию.
Вначале дети должны хорошо освоить интонации (полутон, чистая кварта, интонация квинты – V-I, интонация трезвучия и так далее). Затем им предлагается спеть мелодию, которая начинается с предложенной интонации. Постепенно, по мере овладения интонацией, дети сочиняют мелодии (вокализом), в которых предложенная интонация может находиться и в начале, и в середине, и в конце мелодии. Мелодия при этом должна быть ладово осмысленна и иметь ясную структуру.
Очень интересно проходит игра, когда группа делится на тех, кто сочиняет, и тех, кто проверяет, выполнены ли условия импровизации (есть ли заданная интонация в спетой мелодии).
11. Очень важна роль вокальной импровизации в процессе формирования ладового чувства, ощущения устойчивости и неустойчивости (завершённости и незавершённости мелодии), внутриладовых тяготений, ощущения тоники.
Здесь полезны диалоги педагога и учащихся вопросно-ответной структуры, исполняемые вокализом.
Фразу, оканчивающуюся на V ступени или на II-VII ступенях, надо повторить, закончив её тоникой. Постепенно усложняется интонационный строй фраз, объём вопроса доводится до предложения – дети соответственно изменяют свои ответы. Дети сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Этот вид импровизации был подготовлен импровизацией на тексты диалогической структуры. Теперь можно вернуться и к текстам диалогической структуры, осознанно сочиняя вопросительную и утвердительную интонации, заканчивая на тонике.
12. Импровизация в определённой форме – итог всей работы первых трёх лет обучения в области вокальной импровизации.
Этим видом импровизации следует заниматься тогда, когда дети на слух легко определяют трёхчастную форму, форму рондо, вариационную форму.
Сочинять легче всего в трёхчастной форме. В процессе работы по определению формы музыкальных произведений дети уже усвоили, что изменение характера музыки связано с изменением выразительных средств музыки, поэтому, давая первые задания, надо обусловить изменение одного из них: жанра, лада, темпа.
Перенося опыт музыкального анализа художественных музыкальных произведений на импровизацию, дети интуитивно меняют темп, лад, динамику, если хотят создать контраст в двухчастной и трёхчастной форме.
По такому же принципу строится работа по импровизации в форме рондо. Рефрен – марш – поручается исполнять одному из самых способных детей, а эпизоды импровизируют два других учащихся, также вначале отталкиваясь от жанра.
Эта работа вызывает очень большой интерес у детей и имеет большой развивающий эффект.
Дети обычно поют вокализы. Можно петь и с текстом, если найти соответственно по форме написанные стихи.
13. Импровизация в определённом стиле.
К концу третьего года обучения, когда дети уже достаточно усвоили интонационные особенности русской музыки, вводится новый вид импровизаций – импровизации в стиле русской народной песни. Песни сочинял и сочиняет народ, а мы – часть его. Здесь полезно начать педагогу, спеть фразу, требующую продолжения, и предложить кому-то из активных и способных детей продолжить её, затем обратиться к другому, третьему и т.д.
В этом виде импровизации надо работать дифференцированно: кто-то может только продолжить начатое педагогом, ответить, а кто-то стремится спеть сам. Этот вид импровизации также исполняется вокализом. В дальнейшем можно импровизировать мелодии в стиле определённого композитора, в определённом художественном стиле.
Таким образом, в работе над развитием творческих навыков детей младшего школьного возраста педагог должен быть в состоянии:
- создать на занятии непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
- подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить её в конкретном выражении;
- увлечь детей своим творческим отношением;
- уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;
- поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Итак, импровизация как вид творчества может быть органической частью занятия вокального ансамбля только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля »
Вокальная импровизация как средство развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
на занятиях вокального ансамбля
Импровизация, как указано в словаре, – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.
Импровизация на занятиях вокального ансамбля – это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и её исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах – вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом.
Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы учащийся сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку – тоже.
Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. В основе этой деятельности заложено умение спланировать, представить внутренним слухом продукт своей деятельности на предварительном этапе импровизирования; выполнить действие – исполнить мелодию; соотнести, оценить полученный результат с предварительным замыслом.
Практика показывает, что дети младшего школьного возраста охотно занимаются импровизацией, особенно – вокальной. Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам этого – по силам педагогу.
Импровизация – одно из самых любимых занятий учащихся младшего школьного возраста. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом.
В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.
Вокальная импровизация тесно связана с творческим развитием детей, позволяет мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска нужных выразительных средств музыки.
Любая импровизация сиюминутна, создаётся в процессе исполнения; дети, как правило, не могут дословно её повторить (обычно, повторяя, они предлагают новый вариант мелодии). Дети очень любят импровизацию, так как этот вид музыкальной деятельности позволяет им реализовать личностную доминанту – стремление к самовыражению.
В драматургии занятия вокальная импровизация может занимать любое место, обусловленное дидактическими целями этой работы. Если в импровизации готовится освоение новых понятий, то тогда импровизация может быть в самом начале занятия. Например: сочинять на специально подобранные тексты польку и вальс, а затем объяснять размер 2/4 и 3/4. В процессе вокальной импровизации можно моделировать определённые особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определённый ритм). Такая импровизация легко вписывается в середину занятия. Это ещё один метод освоения музыкального языка. Тогда, когда вокальная импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определённых особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце занятия, как его кульминация.
Тематически вокальная импровизация должна тесно связываться с другим материалом занятия, помогать решать общие задачи. Вокальной импровизации можно уделить обычно не более пяти минут. Но вокальная импровизация даёт возможность услышать каждого ребёнка в отдельности, что очень важно при преобладании фронтальных форм работы на занятии вокального ансамбля.
Вся работа по вокальной импровизации проводится только без сопровождения, каждый ребёнок поёт в удобной ему тесситуре, в удобной тональности, используя близкий ему круг интонаций.
Педагог должен создать атмосферу доброжелательности, деликатности. Ни в коем случае нельзя ругать или порицать детей в случае неудачи, надо всегда найти в работе ребёнка то, за что его можно похвалить. Необходимо и в группе создать заинтересованную, доброжелательную атмосферу, не допуская смеха, объясняя, как сложно каждому поющему ребёнку, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинать надо всегда с сильных детей, они “проложат путь”, и за ними, а не за педагогом пойдут остальные. Это очень важно! Педагог может только изредка показывать что-либо детям в процессе импровизации, причём только тогда, когда задача очень трудна (импровизация в определённом стиле), или тогда, когда надо ввести определённые интонационные параметры, а у детей не получается.
Вокальной импровизацией дети должны заниматься с первого года обучения в вокальном ансамбле. Часто в течение одного полугодия сочетаются различные её виды. Вокальная импровизация позволяет “раскрыть” даже самых слабых учащихся, очень часто “гудошники” начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все учащиеся вокального ансамбля.
Виды вокальной импровизации
1. Импровизация – диалогическая состоит из двух строчек: вопрос – ответ.
2. Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где вопросы задаёт педагог, а потом все дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы.
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию.
Этот вид вокальной импровизации хорош длямаленьких детей. Можно сочинить целый “музыкальный спектакль”, в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, или разыграть сценку “Мы гуляем в поле и в лесу”, где дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу. Таких игровых ситуаций можно придумать много, и дети охотно принимают участие в этой игре.
4. Импровизация на жанр.
Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу своим ритмом и размером), а также без текста вокализом.
Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца, польки, сложнее дело обстоит с вальсом – там надо обязательно связать мысленно мелодию с трёхдольным метром, что далеко не у всех получается. Чтобы облегчить детям выполнение этого задания, педагог должен перед началом пения дать метрическую настройку (вся группа отхлопывает метрическую пульсацию в размере 3/4, подчёркивая сильную долю и проговаривая: “ма-моч-ка”).
5. Импровизация на определённое настроение.
Дать задание спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку. Этот вид импровизаций очень хорошо сочетать с импровизацией на текст соответствующего содержания.
6. Импровизация на стихотворный текст с целью создания яркого эмоционального музыкального образа – распространённый и очень полезный для музыкального развития ребёнка вид импровизации.
7. Импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре.
Игра-переодевание: педагог поёт мелодию в мажоре – детям надо спеть её вариант в миноре. Подобная игра возможна только в очень сильных группах.
Сочинение мелодии на предложенный стихотворный текст в определённом ладу.
8. Импровизация в заданном размере как вокализом, так и на выбранный текст.
Можно предложить детям путём ритмизации выбрать тексты любимых стихотворений для сочинения песенки в двухдольном или трёхдольном размере (задание только одно).
9. Импровизация мелодии на заданный ритм.
Этот вид импровизации хорошо использовать для закрепления определённых ритмических мотивов, например: пунктирного ритма, ритма вальса, ритма мазурки, ноты с точкой и так далее.
10. Очень интересна работа по импровизации на определённую интонацию.
Вначале дети должны хорошо освоить интонации (полутон, чистая кварта, интонация квинты – V-I, интонация трезвучия и так далее). Затем им предлагается спеть мелодию, которая начинается с предложенной интонации. Постепенно, по мере овладения интонацией, дети сочиняют мелодии (вокализом), в которых предложенная интонация может находиться и в начале, и в середине, и в конце мелодии. Мелодия при этом должна быть ладово осмысленна и иметь ясную структуру.
Очень интересно проходит игра, когда группа делится на тех, кто сочиняет, и тех, кто проверяет, выполнены ли условия импровизации (есть ли заданная интонация в спетой мелодии).
11. Очень важна роль вокальной импровизации в процессе формирования ладового чувства, ощущения устойчивости и неустойчивости (завершённости и незавершённости мелодии), внутриладовых тяготений, ощущения тоники.
Здесь полезны диалоги педагога и учащихся вопросно-ответной структуры, исполняемые вокализом.
Фразу, оканчивающуюся на V ступени или на II-VII ступенях, надо повторить, закончив её тоникой. Постепенно усложняется интонационный строй фраз, объём вопроса доводится до предложения – дети соответственно изменяют свои ответы. Дети сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Этот вид импровизации был подготовлен импровизацией на тексты диалогической структуры. Теперь можно вернуться и к текстам диалогической структуры, осознанно сочиняя вопросительную и утвердительную интонации, заканчивая на тонике.
12. Импровизация в определённой форме – итог всей работы первых трёх лет обучения в области вокальной импровизации.
Этим видом импровизации следует заниматься тогда, когда дети на слух легко определяют трёхчастную форму, форму рондо, вариационную форму.
Сочинять легче всего в трёхчастной форме. В процессе работы по определению формы музыкальных произведений дети уже усвоили, что изменение характера музыки связано с изменением выразительных средств музыки, поэтому, давая первые задания, надо обусловить изменение одного из них: жанра, лада, темпа.
Перенося опыт музыкального анализа художественных музыкальных произведений на импровизацию, дети интуитивно меняют темп, лад, динамику, если хотят создать контраст в двухчастной и трёхчастной форме.
По такому же принципу строится работа по импровизации в форме рондо. Рефрен – марш – поручается исполнять одному из самых способных детей, а эпизоды импровизируют два других учащихся, также вначале отталкиваясь от жанра.
Эта работа вызывает очень большой интерес у детей и имеет большой развивающий эффект.
Дети обычно поют вокализы. Можно петь и с текстом, если найти соответственно по форме написанные стихи.
13. Импровизация в определённом стиле.
К концу третьего года обучения, когда дети уже достаточно усвоили интонационные особенности русской музыки, вводится новый вид импровизаций – импровизации в стиле русской народной песни. Песни сочинял и сочиняет народ, а мы – часть его. Здесь полезно начать педагогу, спеть фразу, требующую продолжения, и предложить кому-то из активных и способных детей продолжить её, затем обратиться к другому, третьему и т.д.
В этом виде импровизации надо работать дифференцированно: кто-то может только продолжить начатое педагогом, ответить, а кто-то стремится спеть сам. Этот вид импровизации также исполняется вокализом. В дальнейшем можно импровизировать мелодии в стиле определённого композитора, в определённом художественном стиле.
Таким образом, в работе над развитием творческих навыков детей младшего школьного возраста педагог должен быть в состоянии:
- создать на занятии непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
- подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить её в конкретном выражении;
- увлечь детей своим творческим отношением;
- уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;
- поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Итак, импровизация как вид творчества может быть органической частью занятия вокального ансамбля только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребёнка.