Просмотр содержимого документа
«Формирование чувства ритма у учащихся в классе фортепиано»
Формирование чувства ритма у учащихся в классе фортепиано
Формирование чувства ритма у учащегося – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогики. Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, будь то песня, игра на инструменте, сочинение или восприятие музыки. А.Б.Гольденвейзер считал, что ученики со слабым чувством ритма развивались и делались ритмически полноценными, благодаря огромному труду, но чаще всего педагоги и учащиеся терпели разочарование. А советский психолог Б.М.Теплов считает, что музыкально – ритмическое чувство является формирующейся способностью и поддается педагогическому воздействию. Неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности – понятие «динамическое».
Фортепианное обучение, как справедливо отмечает Г. Цыпин, создает особенно благоприятные условия для развития чувства ритма[16]. Фортепианный репертуар дает много возможностей для освоения разнообразных ритмических образов и стилей, что формирует эмоциональное отношение к ритмической стороне музыки. В процессе активного воспроизведения музыки играющий получает непосредственное ощущение ритмической жизни музыки, которое связано именно с интуитивным проникновением в поэтический образ.
Ударная природа фортепианного звука способствует отчетливости звукоизвлечения, что и определяет особенности техники и слуха пианиста. В процессе обучения пианист приобретает навык восприятия и исполнения мелкой пульсации, наполняющей длинные звуки. Мускульное чувство – пальцевая техника – становится существенной опорой для чувства ритма.
Работу по воспитанию чувства ритма с начинающими учениками можно представить как движение по нескольким параллельным линиям. Сначала ученик должен накопить слуховой опыт при восприятии разнообразной ритмической информации, почувствовать образно-смысловое содержание ритма. Эмоциональное переживание ритмических впечатлений вызывает двигательную реакцию. Не случайно в начальном периоде обучения необходимо формировать у детей умение воспринимать и передавать разнообразные виды пульсации при помощи движений. Эмпирическое, двигательное освоение ритмической стороны музыки подкрепляется теоретическими представлениями и понятиями.
В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения — стремительного или спокойного, это уж зависит от темпа. Чередование кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова) придает музыке динамическую устремленность, напор. Особую роль играет синкопа — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость и потому часто встречается в танцах — давних и современных.
Ритм - органический принцип всего живого. Он является пульсом, более или менее изменяющимся, музыкального произведения. Ритмические погрешности, особенно распространенные среди учащихся и пианистов любителей, происходят по двум главным причинам. Первая из них – неясное представление о нотном тексте, если не додерживать ноты, группировать звуки неправильно или ставить неверные ударения, можно допустить ритмические погрешности даже обладая ритмическим чувством.
Вторая причина, что ритмические неточности объясняются не небрежностью, а неразвитостью ритмического чувства. Тогда прежде всего надо побеспокоиться о развитии ритмического чувства. Если оно останется неразвитым, это неминуемо проявится в исполнении, как бы музыкант ни заботился о ритмической точности.
Приемы и методы работы над музыкальным произведением, воздействующие на музыкально – ритмическое сознание учащегося:
1.Просчитывание исполняемой музыки. Счет помогает играющему разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки: «Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что- либо другое …» (И.Гофман).
2.Простукивание – прохлопывание метроритмических структур. Этот прием освобождает ученика от исполнительских действий, акцентируясь на ритмическом моменте. А.Д. Алексеев в своей «Методике обучения игре на фортепиано» советует: «Рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать».
3. Дирижирование. Нужно поставить ноты на пюпитр и продирижировать произведение от начала до конца – так, как будто играет другой, воображаемый пианист, а дирижирующий внушает ему свою волю. Этот прием особенно необходим для учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время».
4. Неустойчивость темпа в исполнении (ускорение, замедление и т.д.). Выравниванию музыкального движения может помочь прием сопоставления «неблагополучных» по темпу фрагментов и ее начальными тактами.
5.Помощь педагога. Это совместный счет, «подстукивание» со стороны, легкое похлопывание по плечу.
6.Игровой показ педагога – способен повлиять на музыкально – ритмическое восприятие и сознание учащегося.
7.Игра в ансамбле. Это действенное средство для развития музыкально – ритмической сферы обучающегося. Значение ритмической точности при игре в четыре руки чрезвычайно велико. В процессе разучивания произведения необходимо достичь синхронности движений и исполнительских приемов, которые обеспечивают одновременность и согласованность игры.
В заключение необходимо отметить, что в воспитании чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового восприятия учеником закономерностей ритма в произведении и их естественного исполнительского воплощения в доступных детям пианистических приемах.
Литература:
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.
2.Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М., 1975.
3.Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981.
4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР1947.
5.Фейнберг С. Пианизм как искусство М.: Музыка, 1969.