kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование чувства ритма у учащихся в классе фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка помогает педагогу развивать чувство ритма у учащихся в классе фортепиано.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование чувства ритма у учащихся в классе фортепиано»

Формирование чувства ритма у учащихся в классе фортепиано


Формирование чувства ритма у учащегося – одна из наиболее важных и сложных задач музыкальной педагогики. Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой невозможна никакая музыкальная деятельность, будь то песня, игра на инструменте, сочинение или восприятие музыки. А.Б.Гольденвейзер считал, что ученики со слабым чувством ритма развивались и делались ритмически полноценными, благодаря огромному труду, но чаще всего педагоги и учащиеся терпели разочарование. А советский психолог Б.М.Теплов считает, что музыкально – ритмическое чувство является формирующейся способностью и поддается педагогическому воздействию. Неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности – понятие «динамическое».


Фортепианное обучение, как справедливо отмечает Г. Цыпин, создает особенно благоприятные условия для развития чувства ритма[16]. Фортепианный репертуар дает много возможностей для освоения разнообразных ритмических образов и стилей, что формирует эмоциональное отношение к ритмической стороне музыки. В процессе активного воспроизведения музыки играющий получает непосредственное ощущение ритмической жизни музыки, которое связано именно с интуитивным проникновением в поэтический образ.

Ударная природа фортепианного звука способствует отчетливости звукоизвлечения, что и определяет особенности техники и слуха пианиста. В процессе обучения пианист приобретает навык восприятия и исполнения мелкой пульсации, наполняющей длинные звуки. Мускульное чувство – пальцевая техника – становится существенной опорой для чувства ритма.

Работу по воспитанию чувства ритма с начинающими учениками можно представить как движение по нескольким параллельным линиям. Сначала ученик должен накопить слуховой опыт при восприятии разнообразной ритмической информации, почувствовать образно-смысловое содержание ритма. Эмоциональное переживание ритмических впечатлений вызывает двигательную реакцию. Не случайно в начальном периоде обучения необходимо формировать у детей умение воспринимать и передавать разнообразные виды пульсации при помощи движений. Эмпирическое, двигательное освоение ритмической стороны музыки подкрепляется теоретическими представлениями и понятиями.

В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного движения — стремительного или спокойного, это уж зависит от темпа. Чередование кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократической молодежи мира» А. Г. Новикова) придает музыке динамическую устремленность, напор. Особую роль играет синкопа — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость и потому часто встречается в танцах — давних и современных.


Ритм - органический принцип всего живого. Он является пульсом, более или менее изменяющимся, музыкального произведения. Ритмические погрешности, особенно распространенные среди учащихся и пианистов любителей, происходят по двум главным причинам. Первая из них – неясное представление о нотном тексте, если не додерживать ноты, группировать звуки неправильно или ставить неверные ударения, можно допустить ритмические погрешности даже обладая ритмическим чувством.

Вторая причина, что ритмические неточности объясняются не небрежностью, а неразвитостью ритмического чувства. Тогда прежде всего надо побеспокоиться о развитии ритмического чувства. Если оно останется неразвитым, это неминуемо проявится в исполнении, как бы музыкант ни заботился о ритмической точности.


Приемы и методы работы над музыкальным произведением, воздействующие на музыкально – ритмическое сознание учащегося:

1.Просчитывание исполняемой музыки. Счет помогает играющему разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки: «Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что- либо другое …» (И.Гофман).

2.Простукивание – прохлопывание метроритмических структур. Этот прием освобождает ученика от исполнительских действий, акцентируясь на ритмическом моменте. А.Д. Алексеев в своей «Методике обучения игре на фортепиано» советует: «Рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать».

3. Дирижирование. Нужно поставить ноты на пюпитр и продирижировать произведение от начала до конца – так, как будто играет другой, воображаемый пианист, а дирижирующий внушает ему свою волю. Этот прием особенно необходим для учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время».

4. Неустойчивость темпа в исполнении (ускорение, замедление и т.д.). Выравниванию музыкального движения может помочь прием сопоставления «неблагополучных» по темпу фрагментов и ее начальными тактами.

5.Помощь педагога. Это совместный счет, «подстукивание» со стороны, легкое похлопывание по плечу.

6.Игровой показ педагога – способен повлиять на музыкально – ритмическое восприятие и сознание учащегося.

7.Игра в ансамбле. Это действенное средство для развития музыкально – ритмической сферы обучающегося. Значение ритмической точности при игре в четыре руки чрезвычайно велико. В процессе разучивания произведения необходимо достичь синхронности движений и исполнительских приемов, которые обеспечивают одновременность и согласованность игры.

В заключение необходимо отметить, что в воспитании чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового восприятия учеником закономерностей ритма в произведении и их естественного исполнительского воплощения в доступных детям пианистических приемах.



Литература:

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.

2.Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М., 1975.

3.Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР1947.

5.Фейнберг С. Пианизм как искусство М.: Музыка, 1969.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование чувства ритма у учащихся в классе фортепиано

Автор: Семенова Марина Николаевна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Конспект урока по специальности фортепиано. Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера. "
    ["seo_title"] => string(177) "konspiekt-uroka-po-spietsial-nosti-fortiepiano-tiema-razvitiie-emotsional-noi-otzyvchivosti-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-osnovie-proizviedienii-razlichnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "223607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437928774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства