Постановкой голоса обычно называют процесс развития голосового аппарата для использования в профессиональных целях. Кроме певцов постановкой голоса занимаются лекторы, ораторы, актеры и многие другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Постановкой голоса».»
Доклад: «Постановкой голоса».
Постановкой голоса обычно называют процесс развития голосового аппарата для использования в профессиональных целях. Кроме певцов постановкой голоса занимаются лекторы, ораторы, актеры и многие другие.
Все мы не раз слышали такое словосочетание: «поставленный голос». В общепринятом понимании, поставленный голос отличается звучностью, повышенной громкостью, широтой диапазона звучания, богатством тембровых окрасок, четкостью произнесения слов и малой утомляемостью.
Неужели всех этих аспектов можно добиться только благодаря занятиям вокалом? Все верно!
Каждый из нас понимает, что любой голос от природы не совершенен. Пускай, и встречаются исключения, все же, грамотная работа со своим голосовым аппаратом не мало помогает и в обычной жизни. Хорошо поставленный голос отличается свободой и устойчивостью, что существенно упрочивает шансы докладчика, к примеру, правильно и четко донести информацию до слушателя. А уж что говорить про вокалиста..
Президенты, политики, актеры и публичные люди проходят через процесс постановки голоса. Ведь в их профессии очень важно быть услышанными и понятыми.
Поэтому, давайте признаем: постановка голоса на уроках вокала – прописная истина, которую стоит неукоснительно соблюдать.
Как и куда поставить голос?
Естественно, первый этап постановки голоса – выработка правильного дыхания.
Дышать мы будем всегда через рот (за редкими исключениями в виде некоторых упражнений). Вдох должен быть коротким, активным, и в то же время мягким – не должно быть никакого дискомфорта, никакой зажатости. Вдыхать следует «на эмоцию удивления»: резко вдыхаем воздух, откидывая нижнюю челюсть; при этом нужно поднять мягкое нёбо (при правильном поднятии можно почувствовать холодок, пролетевший по нёбу) для того, чтобы увеличить объем «ротового аппарата», и для облегчения взятия высоких нот; а также опустить гортань для получения тембральной окраски голоса.
При вдохе плечи подниматься не должны – это уже признак неправильного дыхания. Не должно быть никакого дискомфорта и никакой зажатости в плечах: верхняя часть торса и шея должны быть полностью расслаблены (очень важно, чтобы при пении и при выполнении упражнений на горле не чувствовалось никакого напряжения, никакой «зажатости»). При вдохе воздух должен поступать как будто «в живот»: при этом должна оттягиваться передняя стенка живота, а также будут раздвигаться рёбра. Так же следует обратить внимание на то, что надо стараться избегать чрезмерного поглощения воздуха, так сказать, «про запас»; и в то же самое время не стоит вдыхать слишком мало, осторожничая. Дышаться должно всегда комфортно, привычно.
Диафрагма – это мышца, которая поддерживает лёгкие снизу. При вдохе она опускается, а при выдохе, соответственно, поднимается. И при правильном дыхании именно она отвечает за то, какое количество воздуха необходимо потратить на слово, строку или же просто отдельную тянущуюся ноту.
Мы не можем почувствовать диафрагму, однако же мы в состоянии понять, когда она работает «так, как надо»: при правильном вдохе мы можем почувствовать появление некой опоры, поддержки, чуть ниже солнечного сплетения. Может возникнуть ассоциация с воздушной подушкой, на которой удобно расположились лёгкие.
Упражнения для формирования опоры и развития межреберных мышц
Все упражнения, приведенные ниже, стоит выполнять по 10 повторений ежедневно.
Вдох, как уже было сказано ранее – короткий, «на эмоцию удивления»; гортань опущена, мягкое нёбо поднято. Выдох – через нос, резкими и короткими подачами, через равные промежутки времени.
Вдох – как в первом упражнении. Выдох – через рот, на короткие слоги «пфу, пфу, пфу…», коротко и отрывисто, через равные промежутки времени, так же как и выдохи в первом упражнении.
Исходная позиция: встать прямо, ноги на ширине плеч; руки согнуты в локтях, расположены параллельно земле, кисти рук соприкасаются на уровне груди.
Вдох – быстро и плавно развести руки в стороны, выводя грудь вперед. Выдох – опуститься на корточки, одновременно с этим вытягивая руки вперед; выдыхать воздух следует на слог «пфу-у-у…».
Исходная позиция: встать прямо, ноги на ширине плеч; одна рука лежит на рёбрах соответствующей стороны, вторая согнута в локте перед грудью, параллельно земле, как в первом упражнении. Вдох – распрямить согнутую руку, откинуть ее в сторону. Выдох – наклонить торс и коснуться распрямленной рукой колена ноги противоположной стороны; выдыхать воздух следует на слог «пфу-у-у…». После выполнения упражнения поменять руки.
Развитие резонаторов
Резонатор в вокале – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Певческий звук появляется в момент, когда воздух, которые мы выдыхаем из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.
Для пения необходимо овладеть двумя резонаторами сразу – грудным и головным. Самое важное, что формироваться звук должен сразу в этих резонаторах. В противном случае, звук будет глухим(если он сформировался только грудном резонаторе), либо излишне легким и воздушным(если резонирует только голова).
Эти упражнения помогут вам почувствовать и научится правильно использовать Ваши резонаторы.
Стоит запрокинуть голову и открыть рот. Одна рука должна лежать на груди, а другая на животе( чтобы чувствовать резонанс). После активного вдоха произнесите отрывисто: «Да, да, да, да. Дэ, дэ, дэ, дэ. Ди, ди, ди, ди. До, до, до, до. Ду.» После повторите тоже самое, но протянув звуки: «Дааа, дэээ, диии, дооо, дууу.»
Положение головы и рта тоже самое, что и в первом упражнении. Только теперь, одна рука лежит не на животе, а на переносице. Нужно взять глубокий вдох и поднимая голову, тянуть звук: «Хааа–ммм». Слог «ха» произносится, когда голова еще запрокинута, а слог «м» – когда голова вернется в свое обычное положение.