kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль осмысленного чтения - как основа всех наук

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ   «СШ  с.Айнаколь Алгабасского сельского округа г.Аксу»

 

 

 

Доклад

 

Тема:  Развитие осмысленного чтения-

как  основа всех наук

 

 

Выполнила:  Смагулова Дина Кабдрашевна

«Добрые люди и не подозревают, каких трудов

                                    стоит научиться читать.  Я сам на это употребил              80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

И.Гете

План :

1.Методика быстрого осмысленного  чтения.

2.Как проверить технику чтения?

3. Как выбрать текст для проверки техники чтения? 

4.Упражнения  для развитии  техники осмысленного  чтения.

5. Что такое техника чтения. Критерии оценок.

             Методика быстрого осмысленного  чтения.

  Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

     За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в школе, совершенствуются содержание и структура образования.

     На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

     Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов – на «4», 90 – на «3». Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. К сожалению, только половина школьников и только в седьмом классе читает в темпе 120 слов в минуту. Эти данные приведены в статье В.Н. Зайцева «Трещины» в начальном обучении».

     Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что XXI веке объем информации возрастет в 10 раз! Как же научить управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.

     Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда

за человеком. Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но истории так же известны факты феноменального быстрого и рационального чтения, достигающего  1000

и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие.

     Но способность рационально читать – удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

     За счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала? В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации.

Техника чтения. Нормы техники чтения в начальной и средней школе

Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

·         осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);

·         скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);

·         способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);

·         выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);

·         правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

           Как выбрать текст для проверки техники чтения? 

·         Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.

·         Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.

·         Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.

Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль осмысленного чтения - как основа всех наук »





КГУ «СШ с.Айнаколь Алгабасского сельского округа г.Аксу»




Доклад


Тема: Развитие осмысленного чтения-

как основа всех наук



Выполнила: Смагулова Дина Кабдрашевна




«Добрые люди и не подозревают, каких трудов

стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

И.Гете

План :

1.Методика быстрого осмысленного чтения.

2.Как проверить технику чтения? 3. Как выбрать текст для проверки техники чтения?  4.Упражнения  для развитии техники осмысленного чтения.

5. Что такое техника чтения. Критерии оценок.

Методика быстрого осмысленного чтения.

  Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

     За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в школе, совершенствуются содержание и структура образования.

     На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

     Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов – на «4», 90 – на «3». Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. К сожалению, только половина школьников и только в седьмом классе читает в темпе 120 слов в минуту. Эти данные приведены в статье В.Н. Зайцева «Трещины» в начальном обучении».

     Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что XXI веке объем информации возрастет в 10 раз! Как же научить управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.

     Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда

за человеком. Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но истории так же известны факты феноменального быстрого и рационального чтения, достигающего  1000



и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие.

     Но способность рационально читать – удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

     За счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала? В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации.

Техника чтения. Нормы техники чтения в начальной и средней школе

Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.

Как проверить технику чтения?

Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

  • осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);

  • скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);

  • способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);

  • выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);

  • правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.

Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

Как выбрать текст для проверки техники чтения? 
  • Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.

  • Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.

  • Текст должен быть размещен на одной странице.

Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.



Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.

Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.

«Чтение – это важно».

ЗНАНИЯ ДУХОВНОСТЬ

Побуждает к нравственным поступкам

Формирует самообразовательные навыки

Помогает в учебе

Повышает интеллект

Будит эмоции

Книга будит эмоции

Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, преживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки»,- говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода»

Чтение повышает интеллект

Еще раз обратите внимание на памятки и заметьте, что человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю свою жизнь.



Чтение помогает в учебе

Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен

несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки

Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам

К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги - ценный источник знаний о нормах поведения. А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос:»Как воспитать книгочея?». Для этого имеются множество разных упражнений и способов. Некоторые я хочу вам предложить , а также в специальных методических пособиях в печатном варианте.

Упражнения для развития техники чтения

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу)

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов

с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.

10. «Буксир»

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают

 вслух, стараясь успеть за учителем;

 б) учитель читает вслух, дети про себя





Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11 «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его

находят  и дочитывают вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первогои последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение слова в тексте с определённым признаком(начинается на букву А;состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другомнесколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты.

По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

18. «Фотоглаз»

 а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое

время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай» а) антиципация слов, произведений, пословиц; б) чтение через решётку.

20. «Найди меня» На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова.

21. «Счет слов». Дети читают текст и одновременно считают слова.

22. «Сканирование». За 20-30 сек ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

23.Чтение отрывка в перевёрнутом виде.

24.Чтение отрывка через слово.

25.Чтение отрывка, закрыв верхнюю (нижнюю) часть букв.

Что такое техника чтения. Критерии оценок

При проверке «техники чтения» учитель оценивает несколько показателей:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя) - ребенок должен не просто читать, но и понимать прочитанное;

  • способ чтения - слоговое чтение слов или чтение слова целиком, плавно,

  • выразительность чтения - правильная постановка ударений, соблюдение при чтении пауз и интонаций;

  • скорость чтения - количество знаков, прочитанных за определенный промежуток времени (рассчитывается в знаках в минуту);

  • ошибки чтения - ошибки чтения слов



Список литературы

  1. Андреев О.А. Техника быстрого чтения /О.А. Андреев, О.Н. Хромов. – М., 2002. – 314 с.

  2. Ваганова И.А. Читать быстрее, запоминать лучше /Ярославль,  2009. – 51 с.

  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. – 445 с.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Когда книга учит – М.: Педагогика, 1991. – 248 с.

  5. Зиганов М. Как сделать чтение продуктивным / М. Зиганов. – М..: Образование, 2000. – С. 40-64.

  6. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. Материалы к спецкурсу. – М., 1992. – 125 с.

  7. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности – М., 1965. 320 с.

  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа  - М.: Просвещение, 2011. – 300 с.





















































Рецензия

на учебно-методическое пособие для учителей начальных классов "Упражнения на развитие техники осмысленного чтения для детей 1 – 2 классов» предоставленное учителем Смагуловой Диной Кабдрашевной КГУ «СШ с. Айнаколь Алгабасского сельского округа г.Аксу»



Представленное на рецензию авторское учебно-методическое пособие предназначено для младших школьников 6-7 лет. Основная цель данного пособия развитие фонематического слуха, логического мышления, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка. Данное учебно-методическое пособие является учебным, законченным и готовым к изданию материалом, содержащим систематизированную систему заданий и упражнений, изложенных в доступной и удобной с методической точки зрения форме. Отличительной чертой этого учебно-методического пособия является комплексный характер подачи материала, нацеленного на обеспечение эффективной подготовки к выразительному чтению. Новизна и актуальность предложенного автором методического пособия заключаются в системе подачи материала, которая представляет собой движение от простого к сложному. Обучение строится на основе лично-ориентированого, системного, деятельного и компетентного подходов, что позволяет педагогу выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу с школьниками. Помимо этого консультативная помощь оказывается родителям, помогающим своим детям заниматься и в домашних условиях, при закреплении и повторении полученных детьми знаний. В пособии отдается приоритет игровым методам работы с детьми, грамотно используются сгруппированные задания и упражнения. Соответствие материала возрастным особенностям детей 6-7 лет, подача дидактического материала преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей, помогает прочно освоить полученный материал, позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению, развивает внимание, логическое мышление и память. Материал подобран в соответствии не только с возрастными особенностями, но и с интересами детей. Смена видов деятельности способствует формированию послогового чтения, чтения словами и небольшими предложениями, повышает интерес ребенка к занятию, развивает творческие навыки, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности личности ребёнка.

Таким образом, обобщая все вышеуказанное, учебно-методическое пособие по обучению грамоте "Упражнения на развитие техники осмысленного чтения для детей 1 – 2 классов» предоставленное учителем Смагуловой Диной Кабдрашевной рекомендуется к изданию и использованию в других образовательных учреждениях.

Рецензент: Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Роль осмысленного чтения - как основа всех наук

Автор: Смагулова Дина Кабдрашевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа спецкурса  "Основы теории литературы". 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-spietskursa-osnovy-tieorii-litieratury-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413734700"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402393336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока окружающего мира на тему  "Три кита экономики" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-tri-kita-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "138677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417591359"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства