kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5-м классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявление взаимосвязей живописи (иконописи) и музыки

  • Определение особенностей воплощения образа матери в светском и духовном искусстве.

  • Цель: показать взаимосвязь иконописи и музыки, воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.

Воспитательные:

  1. Приобщение детей к сокровищам мирового музыкального и изобразительного искусства

  2. формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом.

Развивающие:

  1. Формирование художественно-эстетического вкуса, понимания интонационного своеобразия музыкальной речи, умения слушать и анализировать особенности музыкального произведения.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок

Методы:

  1. рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (мультимедиа, слушание музыки);

  2. работа учащихся с наглядными пособиями;

  3. анализ формы и средств выразительности музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы;

  4. разучивание и хоровое исполнение мелодий «Ave Maria»

Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Ave Maria, Дж.Каччини. Ave Maria,

И.С.Бах-Ш. Гуно. Ave Maria

Дополнительный материал:

Наглядность: Мультимедиа, Time Line

Картины: Рафаэль. Сикстинская мадонна

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта

Толгская икона Божией Матери XVII век

Икона Богоматерь Владимирская

Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, рабочие тетради


 

Ход урока

Слайд 1. «Мира заступница, 
Матерь всепетая.»

1) Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве и увидим, как на протяжении веков творцы, художники, композиторы, поэты воспевали прекрасный, божественный образ.

Слайд 2. Сикстинская мадонна

(Учебник стр.86-87)

Как вы думаете, это икона или живописное полотно, картина? Кого изобразил живописец?

УЧЕНИКИ: Это икона. Это очень известная картина, но она может находиться в церкви, потому что изображает Божью Матерь с младенцем Иисусом.

УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Это алтарная картина называется «Сикстинская мадонна», она была написана итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти для капеллы монастыря Святого Сикста (отсюда название образа) и размещалась над алтарем.

В центре картины – Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Какие чувства вызывает картина у зрителей?

УЧЕНИКИ: Радость, любовь, трепет, покой, восхищение, преклонение.

УЧИТЕЛЬ: Давайте внимательнее вглядимся фигуру, лицо мадонны. Что в них особенного? Какие черты сочетаются в облике мадонны?

УЧЕНИКИ: Взгляд спокойный, видны нежность и доброта, спускается с небес на землю к людям, Божественные и человеческие черты.

Чтение стихотворения А.Толстого

Мадонна Рафаэля

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

2) УЧИТЕЛЬ: «Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафаэля. В основу ее содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям. В облике Мадонны сочетаются величие и простота.

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на детали картины, кого мы видим слева и справа, какова композиция картины?

УЧЕНИКИ: Слева пожилой человек, смотрит на Марию, справа – женщина потупила взор, а внизу прелестные ангелочки.

Слайд 3. Композиция картины

УЧИТЕЛЬ: Верно. Фигуры на картине образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции.

Слева художник изобразил Папу Римского Сикста IV, земной владыка в волнении приложил одну руку к сердцу, а другой указывает путь к людям.

Вглядитесь, не замечаете необычной детали?

УЧЕНИКИ: Шесть пальцев на руке у Папы Римского!

УЧИТЕЛЬ: Сикст - по-латински шесть, художник изобразил его как-будто с шестью пальцами на руке, но это внутренняя сторона ладони.

Справа – Святая Варвара, она склонила голову в поклоне, выражая благоговение.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте высказывание Жуковского о картине и выберите слова, которые передают настроение этого живописного полотна. (ст.87)

Чтение высказывания

УЧЕНИКИ: Спокойствие, чистота, величие, взор, видящий необъятное.

УЧИТЕЛЬ: Мария - образ, в котором соединились и Пречистая Дева и Милующая Мать. Непорочная, Нетленная, Защитница, Помощница, Царица Небесная, Мадонна… Всепетая…

Богородице  посвящено невероятное количество шедевров искусства живописи, скульптуры, поэзии, музыки….

3) На протяжении веков художники- творцы обращались к образу Девы Марии. Ведь творчество и есть искусство раскрытия души, способное открыть в наших сердцах "двери милосердия" и избавить от всякой нечистоты.

Слайд 4. Лента времени

УЧИТЕЛЬ: Вглядитесь в живописные полотна, представленные на Ленте времени. Что объединяет эти произведения?

УЧЕНИКИ: Образ Девы Марии соединяет земное и Божественное. Нежность, доброта во взгляде. Стройная композиция картин.

Слайд 5.Язык живописи

УЧИТЕЛЬ: Какие средства выразительности использовали творцы для создания образа Девы Марии.

УЧЕНИКИ: Линии – мягкие, плавные

Цвет – мягкие тона, благородный цвет

Колорит – гармония красок, нежность

Ритм изображения – размеренный, спокойный

Композиция – стройная, строгая

4) УЧИТЕЛЬ: Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передают нам художники?

УЧЕНИКИ: Божественную, прекрасную, лирическую, нежную, напевную.

Слайд 6. "Аве, Мария"

"Аве, Мария" (лат. "Ave, Maria" — "Радуйся, Мария")

Изначально – приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения.

В католической традиции – "Ave Maria", в православной – «Песни Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся!»). Молитва эта одна из самых известных, с XI века к ней только добавляются отдельные слова.

На текст молитвы написано несколько десятков музыкальных произведений. Самые потрясающие примеры мелодий «Аве, Мария» связаны с необычными историями. У всех на слуху наиболее известные: «Ave, Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини. С которыми мы сегодня познакомимся.

Слайд 7. «Ave, Maria» Каччини, Баха-Гуно, Шуберта.

5) УЧИТЕЛЬ: Итак. Джулио Каччини. Итальянский композитор и певец, стоявший у истоков итальянской оперы. Он жил в XVI - в начале XVII в.в. Послушайте пьесу «AveMaria» и подумайте, какие общие черты объединяют музыкальный и живописные образы.

Слушание. «Ave Maria» Каччини

Какое настроение передает эта музыка. Какие средства выразительности использовал композитор для создания образа?

УЧЕНИКИ: Мелодия – певучая, распевная

Лад – минорный: светлая грусть

Ритм музыки – ровный, размеренный

Форма – ясная, строгая

Давайте разучим эту мелодию.

6) УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие продолжается. Перенесемся в Германию начала 18 века. Здесь великий композитор И.С.Бах написал прелюдию, которая стала основой еще одной пьесы «Ave Maria». Французский композитор Шарль Гуно уже в 19 веке добавил к прелюдии Баха свою мелодию, давайте послушаем.

Слушание. «Ave Maria» Баха-Гуно

Давайте разучим мелодию. Обсуждение средств музыкальной выразительности.

Ответы ребят.

7) УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы услышим музыку, написанную австрийским композитором Ф. Шубертом в 19 веке.

Слушание. «Ave Maria»

УЧИТЕЛЬ: Что общего в музыке австрийского композитора Ф. Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?

Какие музыкальные краски делают произведение Ф. Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?

Разучивание мелодии. Обсуждение средств музыкальной выразительности.

Ответы ребят.

Слайд 8. Язык музыки.

8) УЧИТЕЛЬ: Итак, мы услышали три произведения с одним и тем же названием «Ave Maria».

Что их объединяет между собой. Какие общие черты вы можете выделить?

Мелодия – певучая, распевная

Лад – мажорный. Иногда – минор: светлая грусть

Ритм музыки – ровный, размеренный

Форма – ясная, строгая

Слайд 9.Язык музыки и живописи.

9) УЧИТЕЛЬ: Давайте сопоставим язык музыки и язык живописи. Какие средства выразительности использовали творцы для создания образа Девы Марии.

Линия – мелодия

Цвет – тембр

Колорит – лад

Ритм музыки – ритм изображения

Форма – композиция

Ответы ребят: характеристика и сопоставление средств выразительности музыки и живописи, работа с учебниками стр.88-89.

 УЧИТЕЛЬ: В мировом искусстве образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест. Образ Девы Марии в художественном воплощении разных эпох остается идеалом, соединяющем близкие (материнские) и в то же время непостижимые (Божественные, идеальные, космические) качества: Любовь и Милосердие, Мудрость и Красота, Утешение и Свет. Человечество в разные эпохи находило в Ее образе эстетический и духовный ориентир. Этот образ рождает чувство любви к природе, человеку, Богу.

Слайд 10

10) Домашнее задание:

Совершить путешествие по Ленте времени: послушать произведения разных эпох, сопоставить язык музыки, живописи, поэзии, найти общие черты, узнать историю создания музыкальных произведений прозвучавших на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»»

Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»

Урок музыки в 5-м классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявление взаимосвязей живописи (иконописи) и музыки

  • Определение особенностей воплощения образа матери в светском и духовном искусстве.

  • Цель: показать взаимосвязь иконописи и музыки, вопло­щение образа матери в светском и духовном искусстве.

Воспитательные:

  1. Приобщение детей к сокровищам мирового музыкального и изобразительного искусства

  2. формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом.

Развивающие:

  1. Формирование художественно-эстетического вкуса, понимания интонационного своеобразия музыкальной речи, умения слушать и анализировать особенности музыкального произведения.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок

Методы:

  1. рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (мультимедиа, слушание музыки);

  2. работа учащихся с наглядными пособиями;

  3. анализ формы и средств выразительности музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы;

  4. разучивание и хоровое исполнение мелодий «Ave Maria»

Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Ave Maria, Дж.Каччини. Ave Maria,

И.С.Бах-Ш. Гуно. Ave Maria

Дополнительный материал:

Наглядность: Мультимедиа, Time Line

Картины: Рафаэль. Сикстинская мадонна

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта

Толгская икона Божией Матери XVII век

Икона Богоматерь Владимирская

Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, рабочие тетради



Ход урока

Слайд 1. «Мира заступница, 
Матерь всепетая...»

1) Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве и увидим, как на протяжении веков творцы, художники, композиторы, поэты воспевали прекрасный, божественный образ.

Слайд 2. Сикстинская мадонна

(Учебник стр.86-87)

Как вы думаете, это икона или живописное полотно, картина? Кого изобразил живописец?

УЧЕНИКИ: Это икона... Это очень известная картина, но она может находиться в церкви, потому что изображает Божью Матерь с младенцем Иисусом.

УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Это алтарная картина называется «Сикстинская мадонна», она была написана итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти для капеллы монастыря Святого Сикста (отсюда название образа) и размещалась над алтарем.

В центре картины – Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Какие чувства вызывает картина у зрителей?

УЧЕНИКИ: Радость, любовь, трепет, покой, восхищение, преклонение....

УЧИТЕЛЬ: Давайте внимательнее вглядимся фигуру, лицо мадонны. Что в них особенного? Какие черты сочетаются в облике мадонны?

УЧЕНИКИ: Взгляд спокойный, видны нежность и доброта, спускается с небес на землю к людям, Божественные и человеческие черты.

Чтение стихотворения А.Толстого

Мадонна Рафаэля

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

 

А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.


2) УЧИТЕЛЬ: «Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафа­эля. В основу ее содержания художник положил библейскую ле­генду, которая прославляла великую силу материнства. Нас пора­жает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям. В облике Мадонны сочетаются величие и простота.

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на детали картины, кого мы видим слева и справа, какова композиция картины?

УЧЕНИКИ: Слева пожилой человек, смотрит на Марию, справа – женщина потупила взор, а внизу прелестные ангелочки.

Слайд 3. Композиция картины

УЧИТЕЛЬ: Верно. Фигуры на картине образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции.

Слева художник изобразил Папу Римского Сикста IV, земной владыка в волнении приложил одну руку к сердцу, а другой указывает путь к людям.

Вглядитесь, не замечаете необычной детали???

УЧЕНИКИ: Шесть пальцев на руке у Папы Римского!!!

УЧИТЕЛЬ: Сикст - по-латински шесть, художник изобразил его как-будто с шестью пальцами на руке, но это внутренняя сторона ладони.

Справа – Святая Варвара, она склонила голову в поклоне, выражая благоговение.

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте высказывание Жуковского о картине и выберите слова, которые передают настроение этого живописного полотна. (ст.87)

Чтение высказывания

УЧЕНИКИ: Спокойствие, чистота, величие, взор, видящий необъятное.

УЧИТЕЛЬ: Мария - образ, в котором соединились и Пречистая Дева и Милующая Мать. Непорочная, Нетленная, Защитница, Помощница, Царица Небесная, Мадонна… Всепетая…

Богородице  посвящено невероятное количество шедевров искусства живописи, скульптуры, поэзии, музыки….

3) На протяжении веков художники- творцы обращались к образу Девы Марии. Ведь творчество и есть искусство раскрытия души, способное открыть в наших сердцах "двери милосердия" и избавить от всякой нечистоты.

Слайд 4. Лента времени

УЧИТЕЛЬ: Вглядитесь в живописные полотна, представленные на Ленте времени. Что объединяет эти произведения?

УЧЕНИКИ: Образ Девы Марии соединяет земное и Божественное. Нежность, доброта во взгляде. Стройная композиция картин.

Слайд 5.Язык живописи

УЧИТЕЛЬ: Какие средства выразительности использовали творцы для создания образа Девы Марии.

УЧЕНИКИ: Линии – мягкие, плавные

Цвет – мягкие тона, благородный цвет

Колорит – гармония красок, нежность

Ритм изображения – размеренный, спокойный

Композиция – стройная, строгая

4) УЧИТЕЛЬ: Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое пе­редают нам художники?

УЧЕНИКИ: Божественную, прекрасную, лирическую, нежную, напевную....

Слайд 6. "Аве, Мария"

"Аве, Мария" (лат. "Ave, Maria" — "Радуйся, Мария")

Изначально – приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения.

В католической традиции – "Ave Maria", в православной – «Песни Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся!»). Молитва эта одна из самых известных, с XI века к ней только добавляются отдельные слова.

На текст молитвы написано несколько десятков музыкальных произведений. Самые потрясающие примеры мелодий «Аве, Мария» связаны с необычными историями. У всех на слуху наиболее известные: «Ave, Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини. С которыми мы сегодня познакомимся.

Слайд 7. «Ave, Maria» Каччини, Баха-Гуно, Шуберта.

5) УЧИТЕЛЬ: Итак. Джулио Каччини. Итальянский композитор и певец, стоявший у истоков итальянской оперы. Он жил в XVI - в начале XVII в.в. Послушайте пьесу «AveMaria» и подумайте, какие общие черты объединяют музыкальный и живописные образы.

Слушание. «Ave Maria» Каччини

Какое настроение передает эта музыка. Какие средства выразительности использовал композитор для создания образа?

УЧЕНИКИ: Мелодия – певучая, распевная

Лад – минорный: светлая грусть

Ритм музыки – ровный, размеренный

Форма – ясная, строгая

Давайте разучим эту мелодию.

6) УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие продолжается. Перенесемся в Германию начала 18 века. Здесь великий композитор И.С.Бах написал прелюдию, которая стала основой еще одной пьесы «Ave Maria». Французский композитор Шарль Гуно уже в 19 веке добавил к прелюдии Баха свою мелодию, давайте послушаем.

Слушание. «Ave Maria» Баха-Гуно

Давайте разучим мелодию. Обсуждение средств музыкальной выразительности.

Ответы ребят.

7) УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы услышим музыку, написанную австрийским композитором Ф. Шубертом в 19 веке.

Слушание. «Ave Maria»

УЧИТЕЛЬ: Что общего в музыке австрийского композитора Ф. Шубер­та и картине итальянского художника Рафаэля Санти?

Какие музыкальные краски делают произведение Ф. Шу­берта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?

Разучивание мелодии. Обсуждение средств музыкальной выразительности.

Ответы ребят.

Слайд 8. Язык музыки.

8) УЧИТЕЛЬ: Итак, мы услышали три произведения с одним и тем же названием «Ave Maria».

Что их объединяет между собой. Какие общие черты вы можете выделить?

Мелодия – певучая, распевная

Лад – мажорный. Иногда – минор: светлая грусть

Ритм музыки – ровный, размеренный

Форма – ясная, строгая

Слайд 9.Язык музыки и живописи.

9) УЧИТЕЛЬ: Давайте сопоставим язык музыки и язык живописи. Какие средства выразительности использовали творцы для создания образа Девы Марии.

Линия – мелодия

Цвет – тембр

Колорит – лад

Ритм музыки – ритм изображения

Форма – композиция

Ответы ребят: характеристика и сопоставление средств выразительности музыки и живописи, работа с учебниками стр.88-89.

 УЧИТЕЛЬ: В мировом искусстве образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест. Образ Девы Марии в художественном воплощении разных эпох остается идеалом, соединяющем близкие (материнские) и в то же время непостижимые (Божественные, идеальные, космические) качества: Любовь и Милосердие, Мудрость и Красота, Утешение и Свет. Человечество в разные эпохи находило в Ее образе эстетический и духовный ориентир. Этот образ рождает чувство любви к природе, человеку, Богу.


Слайд 10

10) Домашнее задание:

Совершить путешествие по Ленте времени: послушать произведения разных эпох, сопоставить язык музыки, живописи, поэзии, найти общие черты, узнать историю создания музыкальных произведений прозвучавших на уроке.

Задание в тетради стр. 54-57






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Егорова Любовь Юрьевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства