Урок музыки в 5-м классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»
Задачи урока:
Образовательные:
-
Выявление взаимосвязей живописи (иконописи) и музыки
-
Определение особенностей воплощения образа матери в светском и духовном искусстве.
-
Цель: показать взаимосвязь иконописи и музыки, воплощение образа матери в светском и духовном искусстве.
Воспитательные:
-
Приобщение детей к сокровищам мирового музыкального и изобразительного искусства
-
формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом.
Развивающие:
-
Формирование художественно-эстетического вкуса, понимания интонационного своеобразия музыкальной речи, умения слушать и анализировать особенности музыкального произведения.
Тип урока: интегрированный, комбинированный урок
Методы:
-
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (мультимедиа, слушание музыки);
-
работа учащихся с наглядными пособиями;
-
анализ формы и средств выразительности музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы;
-
разучивание и хоровое исполнение мелодий «Ave Maria»
Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Ave Maria, Дж.Каччини. Ave Maria,
И.С.Бах-Ш. Гуно. Ave Maria
Дополнительный материал:
Наглядность: Мультимедиа, Time Line
Картины: Рафаэль. Сикстинская мадонна
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Толгская икона Божией Матери XVII век
Икона Богоматерь Владимирская
Учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, рабочие тетради
Ход урока
Слайд 1. «Мира заступница,
Матерь всепетая.»
1) Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве и увидим, как на протяжении веков творцы, художники, композиторы, поэты воспевали прекрасный, божественный образ.
Слайд 2. Сикстинская мадонна
(Учебник стр.86-87)
Как вы думаете, это икона или живописное полотно, картина? Кого изобразил живописец?
УЧЕНИКИ: Это икона. Это очень известная картина, но она может находиться в церкви, потому что изображает Божью Матерь с младенцем Иисусом.
УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Это алтарная картина называется «Сикстинская мадонна», она была написана итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти для капеллы монастыря Святого Сикста (отсюда название образа) и размещалась над алтарем.
В центре картины – Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Какие чувства вызывает картина у зрителей?
УЧЕНИКИ: Радость, любовь, трепет, покой, восхищение, преклонение.
УЧИТЕЛЬ: Давайте внимательнее вглядимся фигуру, лицо мадонны. Что в них особенного? Какие черты сочетаются в облике мадонны?
УЧЕНИКИ: Взгляд спокойный, видны нежность и доброта, спускается с небес на землю к людям, Божественные и человеческие черты.
Чтение стихотворения А.Толстого
Мадонна Рафаэля
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед — и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
2) УЧИТЕЛЬ: «Сикстинская мадонна» - самая известная картина Рафаэля. В основу ее содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям. В облике Мадонны сочетаются величие и простота.
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на детали картины, кого мы видим слева и справа, какова композиция картины?
УЧЕНИКИ: Слева пожилой человек, смотрит на Марию, справа – женщина потупила взор, а внизу прелестные ангелочки.
Слайд 3. Композиция картины
УЧИТЕЛЬ: Верно. Фигуры на картине образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции.
Слева художник изобразил Папу Римского Сикста IV, земной владыка в волнении приложил одну руку к сердцу, а другой указывает путь к людям.
Вглядитесь, не замечаете необычной детали?
УЧЕНИКИ: Шесть пальцев на руке у Папы Римского!
УЧИТЕЛЬ: Сикст - по-латински шесть, художник изобразил его как-будто с шестью пальцами на руке, но это внутренняя сторона ладони.
Справа – Святая Варвара, она склонила голову в поклоне, выражая благоговение.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте высказывание Жуковского о картине и выберите слова, которые передают настроение этого живописного полотна. (ст.87)
Чтение высказывания
УЧЕНИКИ: Спокойствие, чистота, величие, взор, видящий необъятное.
УЧИТЕЛЬ: Мария - образ, в котором соединились и Пречистая Дева и Милующая Мать. Непорочная, Нетленная, Защитница, Помощница, Царица Небесная, Мадонна… Всепетая…
Богородице посвящено невероятное количество шедевров искусства живописи, скульптуры, поэзии, музыки….
3) На протяжении веков художники- творцы обращались к образу Девы Марии. Ведь творчество и есть искусство раскрытия души, способное открыть в наших сердцах "двери милосердия" и избавить от всякой нечистоты.
Слайд 4. Лента времени
УЧИТЕЛЬ: Вглядитесь в живописные полотна, представленные на Ленте времени. Что объединяет эти произведения?
УЧЕНИКИ: Образ Девы Марии соединяет земное и Божественное. Нежность, доброта во взгляде. Стройная композиция картин.
Слайд 5.Язык живописи
УЧИТЕЛЬ: Какие средства выразительности использовали творцы для создания образа Девы Марии.
УЧЕНИКИ: Линии – мягкие, плавные
Цвет – мягкие тона, благородный цвет
Колорит – гармония красок, нежность
Ритм изображения – размеренный, спокойный
Композиция – стройная, строгая
4) УЧИТЕЛЬ: Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передают нам художники?
УЧЕНИКИ: Божественную, прекрасную, лирическую, нежную, напевную.
Слайд 6. "Аве, Мария"
"Аве, Мария" (лат. "Ave, Maria" — "Радуйся, Мария")
Изначально – приветствие архангела Гавриила Марии в момент благовещения.
В католической традиции – "Ave Maria", в православной – «Песни Пресвятой Богородице» («Богородице Дево, радуйся!»). Молитва эта одна из самых известных, с XI века к ней только добавляются отдельные слова.
На текст молитвы написано несколько десятков музыкальных произведений. Самые потрясающие примеры мелодий «Аве, Мария» связаны с необычными историями. У всех на слуху наиболее известные: «Ave, Maria» Баха-Гуно, Шуберта и Каччини. С которыми мы сегодня познакомимся.
Слайд 7. «Ave, Maria» Каччини, Баха-Гуно, Шуберта.
5) УЧИТЕЛЬ: Итак. Джулио Каччини. Итальянский композитор и певец, стоявший у истоков итальянской оперы. Он жил в XVI - в начале XVII в.в. Послушайте пьесу «AveMaria» и подумайте, какие общие черты объединяют музыкальный и живописные образы.
Слушание. «Ave Maria» Каччини
Какое настроение передает эта музыка. Какие средства выразительности использовал композитор для создания образа?
УЧЕНИКИ: Мелодия – певучая, распевная
Лад – минорный: светлая грусть
Ритм музыки – ровный, размеренный
Форма – ясная, строгая
Давайте разучим эту мелодию.
6) УЧИТЕЛЬ: Наше путешествие продолжается. Перенесемся в Германию начала 18 века. Здесь великий композитор И.С.Бах написал прелюдию, которая стала основой еще одной пьесы «Ave Maria». Французский композитор Шарль Гуно уже в 19 веке добавил к прелюдии Баха свою мелодию, давайте послушаем.
Слушание. «Ave Maria» Баха-Гуно
Давайте разучим мелодию. Обсуждение средств музыкальной выразительности.
Ответы ребят.
7) УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы услышим музыку, написанную австрийским композитором Ф. Шубертом в 19 веке.
Слушание. «Ave Maria»
УЧИТЕЛЬ: Что общего в музыке австрийского композитора Ф. Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?
Какие музыкальные краски делают произведение Ф. Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?
Разучивание мелодии. Обсуждение средств музыкальной выразительности.
Ответы ребят.
Слайд 8. Язык музыки.
8) УЧИТЕЛЬ: Итак, мы услышали три произведения с одним и тем же названием «Ave Maria».
Что их объединяет между собой. Какие общие черты вы можете выделить?
Мелодия – певучая, распевная
Лад – мажорный. Иногда – минор: светлая грусть
Ритм музыки – ровный, размеренный
Форма – ясная, строгая
Слайд 9.Язык музыки и живописи.
9) УЧИТЕЛЬ: Давайте сопоставим язык музыки и язык живописи. Какие средства выразительности использовали творцы для создания образа Девы Марии.
Линия – мелодия
Цвет – тембр
Колорит – лад
Ритм музыки – ритм изображения
Форма – композиция
Ответы ребят: характеристика и сопоставление средств выразительности музыки и живописи, работа с учебниками стр.88-89.
УЧИТЕЛЬ: В мировом искусстве образу Богоматери в ряду так называемых «вечных» образов принадлежит одно из центральных мест. Образ Девы Марии в художественном воплощении разных эпох остается идеалом, соединяющем близкие (материнские) и в то же время непостижимые (Божественные, идеальные, космические) качества: Любовь и Милосердие, Мудрость и Красота, Утешение и Свет. Человечество в разные эпохи находило в Ее образе эстетический и духовный ориентир. Этот образ рождает чувство любви к природе, человеку, Богу.
Слайд 10
10) Домашнее задание:
Совершить путешествие по Ленте времени: послушать произведения разных эпох, сопоставить язык музыки, живописи, поэзии, найти общие черты, узнать историю создания музыкальных произведений прозвучавших на уроке.