Представленный материал предназначен для использования на уроках музыки по теме «Тембры голосов».
Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки в различных классах общеобразовательной школы по теме «Тембры голосов».
В ходе урока, с помощью данной презентации, у учащихся формируется представление о тембре и многообразии певческих голосов. А также обучающие, на примерах тембров современных исполнителей на слух осознают понятие тембровой звуковысотности. Понятие: тембр. В музыке – качество звука (его окраска), позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или различными голосами. Тембр зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них и в каких областях звуковых частот образуются их скопления (форманты).
Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.
Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.
Урок включает в себя различные виды деятельности: исполнение, слушание и импровизирование. Слушая музыку, дети учатся различать певческие голоса. Чтобы преодолеть слуховую пассивность детей и сделать процесс слушания более интересным, учащимся предлагается сопоставить одну и ту же мелодию в исполнении разных певческих голосов. Это заставляет их более внимательно вслушиваться в музыку. Развитию тембрового слуха, умению импровизировать, петь сольно и в ансамбле, способствует игра «Догадайся, кто поёт». Дети угадывают на слух голоса друг друга. Для усложнения задачи, учащимся предлагается умышленно изменить свой голос, что делает процесс игры ещё более интересным.
Тип урока: освоение новых знаний. Урок сопровождается презентацией, которая наглядно иллюстрирует все ключевые понятия, представленные на уроке, и даёт возможность познакомиться учащимся с выдающимися певцами прошлого и настоящего и услышать звучание их голосов.
Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей им, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах.