Тема: « Наша речь»
Цели:1.Познакомить с основными «красками речи»: темп, сила, тембр, интонация.
2.Развивать эмпатию и коммуникативные способности.
3.Воспитывать культуру общения.
Оборудование: карта, музыкальные записи.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Общения. Но прежде чем пуститься в путь, вспомним, что нового и интересного мы узнали на прошлом занятии.
Сегодня мы попадем в город Болтунов. Как вы думаете, почему так называется город? Как они общаются? Конечно, они говорят с помощью языка. Такой вид общения называется «вербальным». Повторим хором. Речевое общение самое точное. Можно передать основу высказывания с помощью жестов, но общение не будет интересным, если вы не услышите речь собеседница. Как же образуется речь, из чего она состоит? Чем являются слова? Какую роль они играют? Зачем нужны звуки? Как они образуются?(свободные высказывания детей)
На выдохе воздух поступает из легких в гортань, где проходит через голосовые связки. Далее в образовании звуков участвует язык, губы, зубы, пазухи.(приложение 3).
Для того, чтобы лучше говорить, надо немного размяться. Речевая гимнастика:
- Звук « у»:
Подражаю я слону, губы хоботом тяну,
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаблены.
2.Звук «И»:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну- перетяну!
И нисколько не устану!
Губы не напряжены и расслаблены.
3.Просто упражнение:
Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
4.Еще одно упражнение:
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Молодцы! Итак, для чего нужна речь? Люди всегда задавали себе вопрос, почему речь одного человека воспринимается легко, а другого собеседника слушать тяжело и неинтересно. На этот вопрос мы попробуем ответить.(слушание музыкального отрывка Чайковский «Зимние забавы») Какой характер произведения? Какая интонация? Какие чувства вызывает? Слушали мы произведение П. И. Чайковского «Зимние забавы» из цикла «Времена года». Как вы думаете, все ли эти музыкальные свойства присущи речи? Верно, ведь речь- это наша с вами музыка. Вслушайтесь в нее и вы поймете, как важна правильность подбора интонации, грамотность, темп.
Что такое интонация? Это взаимосвязь различных компонентов: силы, скорости, различных оттенков голоса, Это как бы звуковая оболочка речи. Роль интонации велика. Она выражает порой больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что оно обозначает. Например, слово «извините». Определите интонацию: доброжелательную, с укоризной, грозную, гневную, равнодушную, радостную. А как правильно было бы произнести это слово? Почему? Извиняться за свои проступки надо с полным пониманием своей вины, доброжелательно. Интересно, как с таким заданием справитесь вы? Скажите фразу: «Ученье - свет, а не ученье - тьма!» с разной интонацией…Так что же такое интонация?
А теперь поговорим о темпе речи. Что такое темп? Как вы думаете, какой темп будет самым лучшим при общении? Не следует торопиться. Послушайте стихотворение А. Барто и скажите, легко ли общаться с главной героиней стихотворения?
Болтунья.(А.Барто) Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото – Это слишком много что-то.
Выбирай себе дружок,
Один какой – нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото. Но мне ещё и петь охота, И за кружок по рисованью тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости в нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
У меня ещё нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано
-Чтенье и грамматика.
Я сижу гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!
Итак, легко ли общаться с главной героиней произведения? Почему? Однако, не следует говорить и слишком медленно. Такая речь непонятна, нудна и скучна. Потренируемся. Читаем скороговорку три раза, постепенно ускоряя темп: Стеша спешила, рубашку шила. Да поспешила - рукав не пришила.
Гриша грыз коржик.
Итак, с какими средствами выразительности мы уже познакомились?
Еще одним средством выразительности является тембр. Тембр - это высота звука. Что такое тембр? Чтобы убедиться в том, что у каждого из вас свой тембр голоса, немного поиграем. Станем в круг, один человек выходит на середину и закрывает глаза. Я указываю на одного из участников, который позовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его зовет. Начинаем…
Так, что такое тембр?
Громкость, или сила голоса существенное качество речи. Где не следует говорить громко? Как нужно себя вести в общественных местах? Для примера послушайте стихотворение:
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то,что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котят,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать.
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать.
О том, что вы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю раз нылись кости,
А, между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать.
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать
Про то,что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котят,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Спокойно говори, а не кричи.
Пожалуйста, потише!
Тссс! Тссс! Тссс!
В музее, кинозале и в трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что как в лесу дремучем мы кричим.
О том, что вы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю раз нылись кости,
А, между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Почему нельзя громко разговаривать, находясь среди других людей? Когда же вас услышат? В каких общественных местах надо говорить тихо? Вспомним перемену в школе. Как надо разговаривать на перемене? Когда же уместно говорить громко, тихо?
Итак, о каких средствах выразительности мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?
На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!