Лекция для 5-х классов «Гигиена голоса».
Задачи:
1. Уточнить знания об образовании голоса и системе работы периферического речевого аппарата.
2. Формировать понимание о вредном влиянии(крика, простудных заболеваний), как на здоровье человека в целом, так и на звучание голоса.
3. Познакомить с периодом мутации и охранительным голосовым режимом.
4. Учить тренировать речевой аппарат для профилактики нарушений голоса.
5. Воспитывать бережное отношение к речевым органам.
Оборудование: Условный муляж гортани, схема периферического речевого аппарата, схема голосовых связок, схема артикуляционного аппарата, на доске написаны слова: мама, дуда, мода и буквы И, Э, А, О, У, Ы, правила хорошего голоса на каждого ученика, свеча, лист, зажигалка.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: «Здравствуйте, меня зовут Наталья Иосифовна. Я учитель — логопед нашей школы и сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое голос, как он образуется и как предупредить его нарушения».
I часть. Беседа о работе голосовых складок
Логопед: «Как вы думаете, что такое голос?»
Ученики: «Звуки, которые произносит человек».
Логопед: «Зачем человеку нужен голос?»
Ученики: «Разговаривать, общаться между собой».
Логопед: «Людям каких профессий важно иметь красивый голос?»
Ученики: «Артистам, певцам, учителям, дикторам».
Логопед: «Как вы думаете, можно ли тренировать голос, так же как мышцы тела человека?»
Ученики: «Нет», «Не знаем».
Логопед: «Оказывается можно и нужно развивать природные качества голоса и сделать его сильнее и красивее, но можно добиться и того, что от природы красивый голос станет тусклым и хриплым. Для того чтобы понять, как тренировать голос и как человек может потерять свой природный дар нам нужно разобраться в системе голосообразования. Для этого рассмотрим схему систем периферического речевого аппарата. Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырех систем:
• энергегетической — трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма);
• генераторный — гортань;
• резонаторный — глотка, полость носа, околоносовые пазухи;
• артикуляторный — ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.
Сам механизм голосообразования чрезвычайно сложен. Первая система подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, третья (резонаторная) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр, четвертая система артикуляторная является органами произношения.
Сейчас мы поговорим о генераторной системе, т.е о месте, где рождаются звуковые волны.
Приложите пальцы к гортани спойте: «А-а-а! Что вы почувствовали?»
Ученики: «Движение»
Логопед: «Это колеблются голосовые складки. Воздушная струя, проходя через гортань, заставляет вибрировать голосовые складки, которые находятся в гортани человека. Без специального оборудования мы их увидеть не сможем, поэтому рассмотрим строение голосовых связок на схеме. В покое голосовые складки разомкнуты, принимают вид треугольника. При выдохе воздушная струя устремляется из легких в гортань. Здесь она встречает на своем пути препятствие в виде тоненьких перепонок — мембран. Это и голосовые складки. Под воздействием струи выдыхаемого воздуха голосовые складки начинают дрожать. Колебаться, словно струны. В результате ритмических колебаний голосовых складок возникает звуковая волна. В ротовой полости,которая служит резонатором, она окончательно оформляется. И мы слышим голос. Для того чтобы понять принцип работы, проделаем небольшой опыт. Показ условного муляжа со складками.
Логопед: «А теперь разведите ладони в стороны и сильно хлопните в ладоши. Что вы почувствовали?»
Ученики: «Боль, ладони покраснели».
Логопед: «Так же чувствуют себя и складки, когда человек громко кричит или съедает слишком много мороженого. Складки начинают воспаляться и «болеть». А больные складки колеблются не ритмично и беспорядочно, поэтому голос начинает сипеть, хрипеть или вообще «пропадет». После таких испытаний, на связках образуются «узелки». Сравнить звучание условного муляжа складок без узелков и с узелками.
Опыт 1.Дрожание натянутой резинки без узелков.
2.Дрожание натянутой резинки с узелками.
Логопед: «Сравните звуки, чем они отличаются? Почему?»
Ученики: «В первом случае звук был тоньше, а во втором случае звук был глуше, мешают узелки».
Логопед: «Для того чтобы, на складках не образовывались узелки, нужно стараться беречь голос, не напрягать складки, избегать простудных заболеваний, проводить закаливающие процедуры и упражнения для снятия напряжения со складок. Так же нужно работать над постановкой голоса т.е над развитием его природных качеств, повышением выносливости к нагрузкам, расширением диапазона и выразительности. Разучим несколько таких упражнений, они включают в себя задания на мышечное расслабление, коррекцию дыхания, и активизацию органов внутренней артикуляции — глотки и мягкого неба.
Начнем с упражнения на снятие излишнего мышечного напряжения. Сначала выполним несколько упражнений, затем я поясню, зачем это было нужно.
А) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
«Потягивание»
И.п. Ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет раз, два — поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки вверх вправо и потянуться. На счет три, четыре — вернуться в и.п. Повторить упражнение 4-6 раз.
«Разогрев»
И.п. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Активными вращательными движениями массировать кисти рук от кисти к локтю, от локтя к плечу, затем — плечо, шею. Упражнение повторять 4 -6 раз.
«Растяжка»
И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу. На счет раз, два — поднять руки вверх и потянуться. На счет три, четыре — вернуться в и.п. Далее на счет раз, два — нагнуться вперед и вытянуть руки вперед. На счет три, четыре — вернуться в и.п. То же самое нужно выполнять с наклоном в сторону и разведением рук в сторону. Повторить каждое упражнение 4-6 раз.
Пояснение о важности мышечного расслабления.
Эксперимент:
Произнести любую фразу: «Например Наша Таня громко плаче», представить себя железным человеком, повторить фразу, рассказать о своих ощущениях.
Логопед: «То явление, которое вы сейчас почувствовали, пытаясь в состоянии напряжения произнести фразу, актеры называют мышечными зажимами, и они прекрасно научились с ними справляться. Когда мы слушаем певца или артиста разговорного жанра, нас порой удивляет, как свободно они чувствуют себя на сцене, как легко звучит и льется их голос и речь. Создается впечатление, что пение или речь не требуют от них никаких усилий. На самом деле подобная легкость достигается упорным трудом артиста, многочисленными упражнениями на освобождение мышц от напряжения. Разучим несколько упражнений на освобождение лицевых мышц от напряжения».
Б) Занимательные упражнения на освобождение мышц
«Из темноты на свет»
Крепко зажмурьте глаза, словно вышли в солнечную погоду из темной комнаты (3-4 сек.) Расслабьте веки.
«Не хочу кашу»
Крепко сожмите челюсти и губы, словно капризный ребенок, который не желает есть кашу (3-4 сек.) Расслабить мышцы лица.
«Штангист»
И.п. прямо, поднять руки перед собой. Сжать пальцы в кулаки напрячь мышцы рук. Через 3-4 сек. Расслабить мышцы. Руки свободно падают в низ.
«Устал»
И.П. ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе встаньте на носки, поднимая руки вверх в стороны. На выдохе резко наклонитесь вперед со словом «Ух!». Не разгибаясь, еще трижды наклонитесь, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!»
II часть. Беседа о мутации
Логопед: «Как вы, думаете, голоса детей и взрослых звучат одинаково или по-разному?»
Ученики: «По-разному».
Логопед: «Голоса детей и взрослых значительно различаются. Голос ребенка нежный и легкий. Про него говорят: «головное звучание», «высокое резонирование», «полетный», а у взрослого голос низкий, грудной. За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Они связаны с полом, физическим и нервно-психическим ростом. Изменение тембра голоса и понижение тональности его звучания, так называемая мутация, у мальчиков происходит в 12-13 лет, у девочек в 10-11 лет. Во время мутации происходит бурный рост гортани и голосовых складок, изменяется механизм голосообразования. Рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и в поперечном направлении от 1 до 2 см. Голосовые складки удлиняются на 6-10мм и достигают 20-25мм. Перемена голоса у юношей длится от 6 недель до 3 месяцев. В это время голос может начать неожиданно срываться, могут появляться низкие ноты басового или баритонного тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже. Иногда мутация происходит незаметно для окружающих, в других случаях мутация протекает более остро. Во всяком случае, нужно знать, что спокойно протекающая мутация – физиологический процесс и не требует никакого лечения, кроме охранительного голосового режима. Разговаривать в этот период нужно спокойно и тихо в соответствии с ситуацией, избегать чрезвычайно громкой речи и пения. Исключить крик, визг. После простудных заболеваний верхних дыхательных путей желательно соблюдать режим молчания. Для профилактики нарушений голоса большое значение имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Разучим некоторые из них».
В) Упражнения на координацию носового и ротового дыхания
«Нос – нос», «Ладошки», «Свеча», Пузырьки», «Мячик-ямочка».
Г) Фонационные упражнения
«Проколотый мяч»
Соединить руки перед грудью, согнув в локтях, Быстро вдохнуть, отводя руки назад, чтобы лопатки сомкнулись. На выдохе медленно вернуться в и.п., одновременно произнося звук
«с-с-с».
Произнесение фраз
После предварительного вдоха на выдохе произносить слова: мама, дуда, мода.
Считать сколько раз получится произнести на одном выдохе.
Сделать вдох носом, затем на выдохе произнести одну, затем две, три и так далее строчки, удлиняя выдох.
Ужа ужалила оса
Ужалила его в живот
Ужу ужасно больно
- Вот.
Вывод: Голос нужен человеку для общения, поэтому важно заботиться о его состоянии с детства. Для этого нужно не только соблюдать правила хорошего голоса, но и возможно развивать его качества специальными упражнениями.
Правила хорошего голоса
1. Говори спокойно и тихо в соответствии с ситуацией.
2. Избегай чрезмерно громкой речи и пения.
3. Никогда не говори слишком быстро.
4. Занимайся спортом, проводи закаливающие процедуры.
5. Во время или сразу после простудных заболеваний воздержись от голосовых нагрузок, придерживайся режима молчания в течении 5 дней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С.Алмазова. – М.,АЙРИС ПРЕСС, 2011.
2. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции /З.Н.Бугаева. - М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2010.
3. Федорова О.Ю. Эстрова П.А. Как сохранить голос школьника здоровым? /О.Ю.Федорова, П.А.Эстрова// Школьный логопед. – 2008. -№1
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция для 5-х классов "Гигиена голоса" »
Лекция для 5-х классов «Гигиена голоса».
Задачи:
1. Уточнить знания об образовании голоса и системе работы периферического речевого аппарата.
2. Формировать понимание о вредном влиянии(крика, простудных заболеваний), как на здоровье человека в целом, так и на звучание голоса.
3. Познакомить с периодом мутации и охранительным голосовым режимом.
4. Учить тренировать речевой аппарат для профилактики нарушений голоса.
5. Воспитывать бережное отношение к речевым органам.
Оборудование: Условный муляж гортани, схема периферического речевого аппарата, схема голосовых связок, схема артикуляционного аппарата, на доске написаны слова: мама, дуда,мода и буквы И, Э, А, О, У, Ы, правила хорошего голоса на каждого ученика, свеча, лист, зажигалка.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: «Здравствуйте, меня зовут Наталья Иосифовна. Я учитель — логопед нашей школы и сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое голос, как он образуется и как предупредить его нарушения».
I часть. Беседа о работе голосовых складок
Логопед: «Как вы думаете, что такое голос?»
Ученики: «Звуки, которые произносит человек».
Логопед: «Зачем человеку нужен голос?»
Ученики: «Разговаривать, общаться между собой».
Логопед: «Людям каких профессий важно иметь красивый голос?»
Ученики: «Артистам, певцам, учителям, дикторам».
Логопед: «Как вы думаете, можно ли тренировать голос, так же как мышцы тела человека?»
Ученики: «Нет», «Не знаем».
Логопед: «Оказывается можно и нужно развивать природные качества голоса и сделать его сильнее и красивее, но можно добиться и того, что от природы красивый голос станет тусклым и хриплым. Для того чтобы понять, как тренировать голос и как человек может потерять свой природный дар нам нужно разобраться в системе голосообразования. Для этого рассмотрим схему систем периферического речевого аппарата. Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырех систем:
энергегетической — трахея, бронхи, легкие и дыхательная мышца (диафрагма);
артикуляторный — ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.
Сам механизм голосообразования чрезвычайно сложен. Первая система подает струю воздуха, вторая служит для образования голоса, третья (резонаторная) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр, четвертая система артикуляторная является органами произношения.
Сейчас мы поговорим о генераторной системе, т.е о месте, где рождаются звуковые волны.
Приложите пальцы к гортани спойте: «А-а-а! Что вы почувствовали?»
Ученики: «Движение»
Логопед: «Это колеблются голосовые складки. Воздушная струя, проходя через гортань, заставляет вибрировать голосовые складки, которые находятся в гортани человека. Без специального оборудования мы их увидеть не сможем, поэтому рассмотрим строение голосовых связок на схеме. В покое голосовые складки разомкнуты, принимают вид треугольника. При выдохе воздушная струя устремляется из легких в гортань. Здесь она встречает на своем пути препятствие в виде тоненьких перепонок — мембран. Это и голосовые складки. Под воздействием струи выдыхаемого воздуха голосовые складки начинают дрожать. Колебаться, словно струны. В результате ритмических колебаний голосовых складок возникает звуковая волна. В ротовой полости,которая служит резонатором, она окончательно оформляется. И мы слышим голос. Для того чтобы понять принцип работы, проделаем небольшой опыт. Показ условного муляжа со складками.
Логопед: «А теперь разведите ладони в стороны и сильно хлопните в ладоши. Что вы почувствовали?»
Ученики: «Боль, ладони покраснели».
Логопед: «Так же чувствуют себя и складки, когда человек громко кричит или съедает слишком много мороженого. Складки начинают воспаляться и «болеть». А больные складки колеблются не ритмично и беспорядочно, поэтому голос начинает сипеть, хрипеть или вообще «пропадет». После таких испытаний, на связках образуются «узелки». Сравнить звучание условного муляжа складок без узелков и с узелками.
Опыт 1.Дрожание натянутой резинки без узелков.
2.Дрожание натянутой резинки с узелками.
Логопед: «Сравните звуки, чем они отличаются? Почему?»
Ученики: «В первом случае звук был тоньше, а во втором случае звук был глуше, мешают узелки».
Логопед: «Для того чтобы, на складках не образовывались узелки, нужно стараться беречь голос, не напрягать складки, избегать простудных заболеваний, проводить закаливающие процедуры и упражнения для снятия напряжения со складок. Так же нужно работать над постановкой голоса т.е над развитием его природных качеств, повышением выносливости к нагрузкам, расширением диапазона и выразительности. Разучим несколько таких упражнений, они включают в себя задания на мышечное расслабление, коррекцию дыхания, и активизацию органов внутренней артикуляции — глотки и мягкого неба.
Начнем с упражнения на снятие излишнего мышечного напряжения. Сначала выполним несколько упражнений, затем я поясню, зачем это было нужно.
А) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
«Потягивание»
И.п. Ноги на ширине плеч, руки опущены. На счет раз, два — поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки вверх вправо и потянуться. На счет три, четыре — вернуться в и.п. Повторить упражнение 4-6 раз.
«Разогрев»
И.п. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Активными вращательными движениями массировать кисти рук от кисти к локтю, от локтя к плечу, затем — плечо, шею. Упражнение повторять 4 -6 раз.
«Растяжка»
И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу. На счет раз, два — поднять руки вверх и потянуться. На счет три, четыре — вернуться в и.п. Далее на счет раз, два — нагнуться вперед и вытянуть руки вперед. На счет три, четыре — вернуться в и.п. То же самое нужно выполнять с наклоном в сторону и разведением рук в сторону. Повторить каждое упражнение 4-6 раз.
Пояснение о важности мышечного расслабления.
Эксперимент:
Произнести любую фразу: «Например Наша Таня громко плаче», представить себя железным человеком, повторить фразу, рассказать о своих ощущениях.
Логопед: «То явление, которое вы сейчас почувствовали, пытаясь в состоянии напряжения произнести фразу, актеры называют мышечными зажимами, и они прекрасно научились с ними справляться. Когда мы слушаем певца или артиста разговорного жанра, нас порой удивляет, как свободно они чувствуют себя на сцене, как легко звучит и льется их голос и речь. Создается впечатление, что пение или речь не требуют от них никаких усилий. На самом деле подобная легкость достигается упорным трудом артиста, многочисленными упражнениями на освобождение мышц от напряжения. Разучим несколько упражнений на освобождение лицевых мышц от напряжения».
Б) Занимательные упражнения на освобождение мышц
«Из темноты на свет»
Крепко зажмурьте глаза, словно вышли в солнечную погоду из темной комнаты (3-4 сек.) Расслабьте веки.
«Не хочу кашу»
Крепко сожмите челюсти и губы, словно капризный ребенок, который не желает есть кашу (3-4 сек.) Расслабить мышцы лица.
«Штангист»
И.п. прямо, поднять руки перед собой. Сжать пальцы в кулаки напрячь мышцы рук. Через 3-4 сек. Расслабить мышцы. Руки свободно падают в низ.
«Устал»
И.П. ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе встаньте на носки, поднимая руки вверх в стороны. На выдохе резко наклонитесь вперед со словом «Ух!». Не разгибаясь, еще трижды наклонитесь, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!»
II часть. Беседа о мутации
Логопед: «Как вы, думаете, голоса детей и взрослых звучат одинаково или по-разному?»
Ученики: «По-разному».
Логопед: «Голоса детей и взрослых значительно различаются. Голос ребенка нежный и легкий. Про него говорят: «головное звучание», «высокое резонирование», «полетный», а у взрослого голос низкий, грудной. За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Они связаны с полом, физическим и нервно-психическим ростом. Изменение тембра голоса и понижение тональности его звучания, так называемая мутация, у мальчиков происходит в 12-13 лет, у девочек в 10-11 лет. Во время мутации происходит бурный рост гортани и голосовых складок, изменяется механизм голосообразования. Рост гортани у мальчиков происходит как в продольном, так и в поперечном направлении от 1 до 2 см. Голосовые складки удлиняются на 6-10мм и достигают 20-25мм. Перемена голоса у юношей длится от 6 недель до 3 месяцев. В это время голос может начать неожиданно срываться, могут появляться низкие ноты басового или баритонного тембра. По мере завершения мутации такие явления отмечаются реже. Иногда мутация происходит незаметно для окружающих, в других случаях мутация протекает более остро. Во всяком случае, нужно знать, что спокойно протекающая мутация – физиологический процесс и не требует никакого лечения, кроме охранительного голосового режима. Разговаривать в этот период нужно спокойно и тихо в соответствии с ситуацией, избегать чрезвычайно громкой речи и пения. Исключить крик, визг. После простудных заболеваний верхних дыхательных путей желательно соблюдать режим молчания. Для профилактики нарушений голоса большое значение имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Разучим некоторые из них».
В) Упражнения на координацию носового и ротового дыхания
Соединить руки перед грудью, согнув в локтях, Быстро вдохнуть, отводя руки назад, чтобы лопатки сомкнулись. На выдохе медленно вернуться в и.п., одновременно произнося звук
«с-с-с».
Произнесение фраз
После предварительного вдоха на выдохе произносить слова: мама, дуда, мода.
Считать сколько раз получится произнести на одном выдохе.
Сделать вдох носом, затем на выдохе произнести одну, затем две, три и так далее строчки, удлиняя выдох.
Ужа ужалила оса
Ужалила его в живот
Ужу ужасно больно
- Вот.
Вывод: Голос нужен человеку для общения, поэтому важно заботиться о его состоянии с детства. Для этого нужно не только соблюдать правила хорошего голоса, но и возможно развивать его качества специальными упражнениями.
Правила хорошего голоса
1. Говори спокойно и тихо в соответствии с ситуацией.