kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка в жизни школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка в жизни школьника

Гинда Л.И. и Левчук Л.С., КГУ СОШ№30

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

   В школе ребята получают знания, готовятся к будущей трудовой деятельности. И музыка тоже участвует в их воспитании. В школе ей посвящен специальный урок — пение. Там ребята поют песни, учатся читать ноты.Посоле такого урока чувствуешь себя бодрее, ведь хорошая песня помогает преодолевать трудности. «Мне всегда лучше работается после того,как я послушаю музыку», - говорил великий немецкий поэт Гете.
   Музыка помогает лучше учиться.Да и отдых с ней веселее.Многие школьники хорошо помнят сигналы горниста в пионерском лагере, веселые и задушевные песни у вечернего костра, во время туристического похода. Кто хоть раз был в таком походе, знает, какое значение имеет хорошая, бодрая песня.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

  Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель  поэт в стихах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. В отличии от звуков музыкальных (шум, скрежет, шорох)музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность.   Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро и медленно. Метр и ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп — это все выразительные средства музыкального искусства.

МЕЛОДИЯ
 
   Мелодия(напев)состоит из последовательности в одном голосе, разных по высоте и длительности (протяженности). Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.
   Мелодия — основа музыкального искусства.Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.
  Вот, например, русская народная песня “Ай, во поле липанька” …
  Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, ПЛАВНОЕ ДВИЖЕНИЕ,  СВЕТЛАЯ МАЖОРНАЯ ОКРАСКА ПОМОГАЮТ ВЫРАЗИТЬ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ МОЛОДОСТИ И СЧАСТЬЯ.
  Иной характер мелодии в песне “Ах ты, ноченька ”. Печальное настроение девушки сравнивается  здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу…
  В напевах русских народных можно встретить и сочетание и мажора и минора. Мелодия песни в этом случае меняет свою окраску Песня “Уж ты поле  мое, поле чистое ” начинается в мажоре широко и раздольно, а заканчивается в параллельном миноре.Светлые краски постепенно угасают – к концу напев звучит задумчиво и печально…
  Характер мелодии, как видно из приведенных примеров, во многом зависит от е  лада: в мажоре легче выразить светлое, радостное настроение, в миноре – печальное.
  Различие ладов всегда ощущается в музыке. В песне Шуберта "Липа" одна и та же мелодия в зависимости от содержания текста звучит то в мажоре, то в миноре. Композитор обращается к мажору, чтобы передать светлую мечту о счастье.
  Но сколько печали и затаенной тревоги слышится в той же мелодии, когда она звучит в миноре.
  Выразительные возможности мажорного и минорного  ладов композитор использует здесь для передачи различных настроений.
  Мелодия бывает не только напевной, к а н т и л е н н о й , как в песне. Взволнованная речь, героический призыв, гневный возглас, настойчивый вопрос также могут быть переданы в ней. Мелодия, в которой певучесть сочетается со свободой и гибкостью разговорной речи, называется РЕЧИТАТИВОМ.
  Особенно часто композиторы обращаются речитативу в опере, где он служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встает мужественный образ героя оперы Глинки.
  В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от в о к а л ь н ы х, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками. В них встречаются хроматическое движение, разного рода украшения(мелизмы). Замечательные образцы  и н с т р у м е н т а л ь н ы х    м е л о д и й    можно встретить в фортепианных произведениях великого польского  композитора Шопена. В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка.
  Неиссякаемое мелодическое богатство   классической музыки.Песни Шуберта и романсы Рахманинова, Глинки и Чайковского стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям. Немало вдохновенных мелодий создали в своих произведениях 
советские композиторы. Яркий мелодический дар присущ Прокофьеву и Шостаковичу, Кабалевскому и Хачатуряну. Выразительность и красота мелодий сделала песни Дунаевского,  Соловьева-Седого, Островского и других композиторов-песенников достоянием всего народа.

РИТМ

  Мелодия не существует вне ритма. Ритм организует музыку во времени, выполняя важную выразительную роль.
  Особенности ритмического рисунка влияют на характер мелодии. Преобладание равных длительностей  при спокойном темпе делает мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительностей придает ей прихотливость, изящество гибкость. В этом можно убедиться, если сравнить мелодии двух русских народных песен "Слава " и "Заинька, попляши".
  Русская народная песня "Эй, ухнем" создает образ могучей народной силы. В мелодии песни чередуются  разные длительности.
  Если же всю мелодию исполнять одинаковыми длительностями, то она искажается, становится неузнаваемой.
  Ярким выразительным приемом может стать ритмический рисунок, неоднократно повторенный  в мелодии или в сопровождающих голосах. Например, в "Сказочке" Прокофьева (из сборника "Детская музыка") неизменный ритм сопровождения передает нетерпеливую, несколько монотонную, убаюкивающую речь рассказчика.
  Значение ритма в создании музыкального образа исключительно велико. Так, мужественную суровость придает главной теме пятой симфонии Бетховена прежде всего ее настойчивый волевой ритм. Об этой теме сам композитор сказал : "Так судьба стучится в дверь".
  К выразительным возможностям ритма композиторы обращаются при создании образов движения - шага, бега, скачки, прыжков, полета. Велика роль ритма в маршах и танцах.
  Ритм может существовать и без мелодии, когда например, барабан отбивает четкую дробь.
  Некоторые танцы народов Азии и Африки вообще не имеют мелодии. Их богатый и сложный ритм  - основа танцевальных движений, он воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.
      
  ГАРМОНИЯ
 
  Если в мелодии звуки следуют друг за другом, то при одновременном звучании нескольких звуков образуется  с о з в у ч и е  а к к р о д. Аккорды и их последовательность называются  г а р м о н и е й.
  Гармония тесно связана с мелодией. Самый простой пример сочетания мелодии с гармонией - это песня с аккомпанементом. Поддерживая мелодию, гармония наполняет звучание новыми выразительными красками. По выражению Глинки, она "дорисовывает" те черты, которых нет в мелодии. Если в пьесе Чайковског "Болезнь куклы" (из "Детского  альбома") сыграть одну мелодию без гармонического сопровождения, теряется выразительность музыки. Только их сочетание создает в этом произведении   тихой печали. Так и слышится жалоба больной.
  Используется гармония и как самостоятельной выразительное средство. Пьеса Прокофьева "Дождь и радуга" (из сборника "Детская музыка") начинается с красочного звучания диссонирующих аккордов. Они помогают представить  и последние редкие капли дождя, и переливы красок радуги на солнце.
 
 
РЕГИСТР
 
  Известно, что музыкальный звукоряд насчитывает около с т а  р а з л и ч н ы х  по высоте звуков. На клавиатуре фортепиано, например 85  клавиш. По характеру звучания звукоряд разделяется на регистры : в е р х н и й, с р е д н и й   и  н и ж н и й.
 Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Крайние регистры  по характеру звучания выделяются сильнее. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими, а верхние звучат светло, прозрачно, звонко. К ним композиторы часто обращаются в музыке изобразительной. В "Песне жаворонка" (из "Детского альбома") Чайковский использует верхний регистр, чтобы передать птичье щебетанье. Звуки же нижнего регистра в пьесе Мусорогского "Быдло"(из "Картинок с выставки") кажутся нарочито грубыми,"тяжелыми". Здесь музыка изображает крестьянскую телегу на больших колесах. Она движется медленно, со стуком.
  Интересного звучания добиваются композиторы, сопоставляя разные регистры, особенно крайние. Необычно звучит в опере "Римского-Корсакова" "Снегурочка " сказочная тема светлячков, таинственно мерцающих в ночном лесу.
   
ТЕМБР

  Каждый инструмент, как и голос человека, имеет свою особую окраску, то есть тембр. Тембр позволяет узнавать и различать голоса, звуки инструментов.
  Выразительность голоса певца прежде всего зависит от красоты его тембра. Богатство красок человеческого голоса  - яркое выразительной средство в вокальной музыке.
  Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре.  Женские голоса - это  с о п р а н о   и   а л ь т ы    (или меццо-сопрано).
Мужские голоса  -  т е н о р    и   б а с ы. Ярко, светло  и чисто звучат высокие голоса : сопрано и  тенор.  А нижние - меццо-сопрано  и бас  -  отличаются густым, насыщенным звуком.
  Разнообразные певческие голоса особенно заметны в опере, где для каждого персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембр голоса. В опере Римского-Корсакого "Сказка о царе Салтане" партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи - для меццо-сопрано. Исполнитель роли Гвидон - тенор, а царя Салтана - бас.
  Очень характерны и тембры музыкальных инструментов. Их разнообразие позволяет сравнивать оркестр с красками палитры, которые оживают в картинах художника.
  У   с к р и п к и  -  СТРУННОГО СМЫЧКОГО ИНСТРУМЕНТА -  тембр мягкий, нежный, богатый оттенками. По выразительности он, как и тембр виолончели, близок к человесческому голосу. У трубы же - духовного иструмента  - тембр яркий, резкий. Труба звучит мужественно, призывно, как героический клич.
  Иной "голос" у    а р ф ы. На этом древнем по происхождению инструменте звуки извлекаются непосредственным прикосновением пальцев к струнам. Ее тембр чуть приглушенный, "матовый", мягкий.
  С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, внимательно слушая симфоническую сказку Прокофьева "ПЕТЯ И ВОЛК". Композитор написал ее специально для детей. Он хотел не только развлечь их, но и познакомить с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание. В исполнении помимо оркестра участвует чтец, который рассказывает незатейливый сюжет  сказки. Чтение текста чередуется с музыкальными эпизодами.
  "ПЕТЯ И ВОЛК"  - оргинальное и интересное произведение. В нем много забавных моментов, остроумных музыкальных находок. Это рассказ о том, как смелый и находчивый Петя сумел поймать волка.
   Каждый персонаж сказки - Петя и его дедушка, птичка и утка, кошка и волк  - обрисован своей музыкальной темой (мелодией). И чтобы лучше передать характер своих героев,композитор использует разнообразные средства музыкальной выразительности.
   У пионера Пети - светлая, задорная и в то же время энергичная тема. Она похожа на школьную песню. Петя в хорошем настроении : он вышел за калитку на прогулку. Тему Пети исполняют струнные инструменты. Ведущая роль принадлежит  скрипкам с их светлым и напевным звучанием.
   Тема птички - легкая, острая, с форшлагами - действительно напоминает чириканье птиц. Ее в высоком регистре исполняет ф л е й т а. Этому инструменту доступно быстрое, виртуозное движение, он может подражать птичьим трелям.
   Г о б о й, который изображает утку, звучит немного гнусаво, сдавленно. Он и впрямь похож на кряканье утки.
   Звук  к л а р н е т а   в  теме кошки приглушенные, вкрадчивые,"бархатистые".
   А     ф а г о т , играя тему  дедушки, как будто сердится. Он угловат, неповоротлив и немного "простужен" -  в его голосе есть  хриплые ноты. Говорит он басом,ведь фагот - инструмент нижнего регистра. Скачки   в мелодии напоминают походку дедушки -  он идет, опираясь на палку.
  Для темы волка Прокофьев использовал медные духовые инструменты - в а л т о р н ы.
Совместное звучание  трех валторн в аккордах производит зловещее, пугающее впечатление.
  Обращается Прокофьев и к ударным инструментам - л и т а в р а м. Их глухие и резкие удары, то нарастающие, то затухающие, оповещающие о приближении охотников.
  Сравнивая темы произведения, можно убедиться, насколько каждая из них своеобразна и непохожа на другую по своей мелодии,ритму, регистру, тембру. Темы всегда появляются в исполнении одних и тех же инструментов  (флейта в теме птички, кларнет - кошки и т.д.), и это помогает узнавать персонажи сказки и следить за развитием сюжета.
 
  Знание выразительных средств музыки, умение их слышать и различать позволяют приступить к более близкому знакомству с музыкальными произведениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка в жизни школьника »

Музыка в жизни школьника

Гинда Л.И. и Левчук Л.С., КГУ СОШ№30

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

   В школе ребята получают знания, готовятся к будущей трудовой деятельности. И музыка тоже участвует в их воспитании. В школе ей посвящен специальный урок — пение. Там ребята поют песни, учатся читать ноты .Посоле такого урока чувствуешь себя бодрее, ведь хорошая песня помогает преодолевать трудности. «Мне всегда лучше работается после того,как я послушаю музыку», - говорил великий немецкий поэт Гете.
   Музыка помогает лучше учиться.Да и отдых с ней веселее.Многие школьники хорошо помнят сигналы горниста в пионерском лагере, веселые и задушевные песни у вечернего костра, во время туристического похода. Кто хоть раз был в таком походе, знает, какое значение имеет хорошая, бодрая песня.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

  Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках , скульптор в дереве или мраморе , а писатель  поэт в стихах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. В отличии от звуков музыкальных (шум, скрежет , шорох)музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность.   Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро и медленно. Метр и ритм , лад и гармония, регистр и тембр , динамика и темп — это все выразительные средства музыкального искусства.

МЕЛОДИЯ
 
   Мелодия(напев)состоит из последовательности в одном голосе, разных по высоте и длительности (протяженности). Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.
   Мелодия — основа музыкального искусства.Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как , например , народная песня. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью .
  Вот , например, русская народная песня “Ай, во поле липанька” …
  Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, ПЛАВНОЕ ДВИЖЕНИЕ,  СВЕТЛАЯ МАЖОРНАЯ ОКРАСКА ПОМОГАЮТ ВЫРАЗИТЬ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ МОЛОДОСТИ И СЧАСТЬЯ.
  Иной характер мелодии в песне “Ах ты , ноченька ”. Печальное настроение девушки сравнивается  здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу…
  В напевах русских народных можно встретить и сочетание и мажора и минора. Мелодия песни в этом случае меняет свою окраску Песня “Уж ты поле  мое , поле чистое ” начинается в мажоре широко и раздольно , а заканчивается в параллельном миноре.Светлые краски постепенно угасают – к концу напев звучит задумчиво и печально…
  Характер мелодии , как видно из приведенных примеров , во многом зависит от е  лада: в мажоре легче выразить светлое, радостное настроение , в миноре – печальное.
  Различие ладов всегда ощущается в музыке. В песне Шуберта "Липа" одна и та же мелодия в зависимости от содержания текста звучит то в мажоре , то в миноре. Композитор обращается к мажору , чтобы передать светлую мечту о счастье ...
  Но сколько печали и затаенной тревоги слышится в той же мелодии, когда она звучит в миноре...
  Выразительные возможности мажорного и минорного  ладов композитор использует здесь для передачи различных настроений.
  Мелодия бывает не только напевной , к а н т и л е н н о й  , как в песне. Взволнованная речь, героический призыв , гневный возглас , настойчивый вопрос также могут быть переданы в ней . Мелодия , в которой певучесть сочетается со свободой и гибкостью разговорной речи, называется РЕЧИТАТИВОМ.
  Особенно часто композиторы обращаются речитативу в опере , где он служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встает мужественный образ героя оперы Глинки...
  В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются от в о к а л ь н ы х , то есть предназначенных для пения. Для музыкальных инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и большими скачками. В них встречаются хроматическое движение , разного рода украшения(мелизмы). Замечательные образцы  и н с т р у м е н т а л ь н ы х    м е л о д и й    можно встретить в фортепианных произведениях великого польского  композитора Шопена. В его ноктюрне ми-бемоль мажор широкая напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка...
  Неиссякаемое мелодическое богатство   классической музыки.Песни Шуберта и романсы Рахманинова, Глинки и Чайковского стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям. Немало вдохновенных мелодий создали в своих произведениях 
советские композиторы. Яркий мелодический дар присущ Прокофьеву и Шостаковичу, Кабалевскому и Хачатуряну. Выразительность и красота мелодий сделала песни Дунаевского ,  Соловьева-Седого, Островского и других композиторов-песенников достоянием всего народа.

РИТМ

  Мелодия не существует вне ритма. Ритм организует музыку во времени, выполняя важную выразительную роль.
  Особенности ритмического рисунка влияют на характер мелодии. Преобладание равных длительностей  при спокойном темпе делает мелодию плавной , степенной . Напротив, разнообразие длительностей придает ей прихотливость , изящество гибкость. В этом можно убедиться , если сравнить мелодии двух русских народных песен "Слава " и "Заинька , попляши"...
  Русская народная песня "Эй, ухнем" создает образ могучей народной силы. В мелодии песни чередуются  разные длительности ...
  Если же всю мелодию исполнять одинаковыми длительностями , то она искажается , становится неузнаваемой...
  Ярким выразительным приемом может стать ритмический рисунок , неоднократно повторенный  в мелодии или в сопровождающих голосах . Например, в "Сказочке" Прокофьева (из сборника "Детская музыка") неизменный ритм сопровождения передает нетерпеливую , несколько монотонную , убаюкивающую речь рассказчика ...
  Значение ритма в создании музыкального образа исключительно велико. Так , мужественную суровость придает главной теме пятой симфонии Бетховена прежде всего ее настойчивый волевой ритм. Об этой теме сам композитор сказал : "Так судьба стучится в дверь"...
  К выразительным возможностям ритма композиторы обращаются при создании образов движения - шага, бега , скачки , прыжков , полета. Велика роль ритма в маршах и танцах.
  Ритм может существовать и без мелодии, когда например , барабан отбивает четкую дробь.
  Некоторые танцы народов Азии и Африки вообще не имеют мелодии. Их богатый и сложный ритм  - основа танцевальных движений , он воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.
      
  ГАРМОНИЯ
 
  Если в мелодии звуки следуют друг за другом , то при одновременном звучании нескольких звуков образуется  с о з в у ч и е  а к к р о д. Аккорды и их последовательность называются  г а р м о н и е й .
  Гармония тесно связана с мелодией . Самый простой пример сочетания мелодии с гармонией - это песня с аккомпанементом. Поддерживая мелодию, гармония наполняет звучание новыми выразительными красками. По выражению Глинки , она "дорисовывает" те черты , которых нет в мелодии. Если в пьесе Чайковског "Болезнь куклы" (из "Детского  альбома") сыграть одну мелодию без гармонического сопровождения, теряется выразительность музыки. Только их сочетание создает в этом произведении   тихой печали. Так и слышится жалоба больной...
  Используется гармония и как самостоятельной выразительное средство. Пьеса Прокофьева "Дождь и радуга" (из сборника "Детская музыка") начинается с красочного звучания диссонирующих аккордов. Они помогают представить  и последние редкие капли дождя , и переливы красок радуги на солнце ...
 
 
РЕГИСТР
 
  Известно, что музыкальный звукоряд насчитывает около с т а  р а з л и ч н ы х  по высоте звуков. На клавиатуре фортепиано , например 85  клавиш. По характеру звучания звукоряд разделяется на регистры : в е р х н и й, с р е д н и й   и  н и ж н и й.
 Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Крайние регистры  по характеру звучания выделяются сильнее. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими, а верхние звучат светло, прозрачно, звонко. К ним композиторы часто обращаются в музыке изобразительной. В "Песне жаворонка" (из "Детского альбома") Чайковский использует верхний регистр , чтобы передать птичье щебетанье. Звуки же нижнего регистра в пьесе Мусорогского "Быдло"(из "Картинок с выставки") кажутся нарочито грубыми ,"тяжелыми". Здесь музыка изображает крестьянскую телегу на больших колесах . Она движется медленно , со стуком.
  Интересного звучания добиваются композиторы , сопоставляя разные регистры , особенно крайние. Необычно звучит в опере "Римского-Корсакова" "Снегурочка " сказочная тема светлячков , таинственно мерцающих в ночном лесу...
   
ТЕМБР

  Каждый инструмент , как и голос человека , имеет свою особую окраску , то есть тембр. Тембр позволяет узнавать и различать голоса, звуки инструментов.
  Выразительность голоса певца прежде всего зависит от красоты его тембра. Богатство красок человеческого голоса  - яркое выразительной средство в вокальной музыке.
  Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре.  Женские голоса - это  с о п р а н о   и   а л ь т ы    (или меццо-сопрано).
Мужские голоса  -  т е н о р    и   б а с ы . Ярко , светло  и чисто звучат высокие голоса : сопрано и  тенор.  А нижние - меццо-сопрано  и бас  -  отличаются густым , насыщенным звуком.
  Разнообразные певческие голоса особенно заметны в опере , где для каждого персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембр голоса. В опере Римского-Корсакого "Сказка о царе Салтане" партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи - для меццо-сопрано. Исполнитель роли Гвидон - тенор , а царя Салтана - бас.
  Очень характерны и тембры музыкальных инструментов. Их разнообразие позволяет сравнивать оркестр с красками палитры , которые оживают в картинах художника.
  У   с к р и п к и  -  СТРУННОГО СМЫЧКОГО ИНСТРУМЕНТА -  тембр мягкий, нежный , богатый оттенками . По выразительности он, как и тембр виолончели , близок к человесческому голосу. У трубы же - духовного иструмента  - тембр яркий , резкий . Труба звучит мужественно , призывно , как героический клич .
  Иной "голос" у    а р ф ы. На этом древнем по происхождению инструменте звуки извлекаются непосредственным прикосновением пальцев к струнам. Ее тембр чуть приглушенный , "матовый" , мягкий.
  С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться , внимательно слушая симфоническую сказку Прокофьева "ПЕТЯ И ВОЛК" . Композитор написал ее специально для детей. Он хотел не только развлечь их , но и познакомить с инструментами симфонического оркестра , научить узнавать их звучание. В исполнении помимо оркестра участвует чтец, который рассказывает незатейливый сюжет  сказки. Чтение текста чередуется с музыкальными эпизодами.
  "ПЕТЯ И ВОЛК"  - оргинальное и интересное произведение. В нем много забавных моментов , остроумных музыкальных находок. Это рассказ о том , как смелый и находчивый Петя сумел поймать волка.
   Каждый персонаж сказки - Петя и его дедушка , птичка и утка , кошка и волк  - обрисован своей музыкальной темой (мелодией). И чтобы лучше передать характер своих героев ,композитор использует разнообразные средства музыкальной выразительности.
   У пионера Пети - светлая , задорная и в то же время энергичная тема . Она похожа на школьную песню. Петя в хорошем настроении : он вышел за калитку на прогулку. Тему Пети исполняют струнные инструменты. Ведущая роль принадлежит  скрипкам с их светлым и напевным звучанием.
   Тема птички - легкая , острая , с форшлагами - действительно напоминает чириканье птиц. Ее в высоком регистре исполняет ф л е й т а . Этому инструменту доступно быстрое , виртуозное движение , он может подражать птичьим трелям...
   Г о б о й , который изображает утку, звучит немного гнусаво , сдавленно. Он и впрямь похож на кряканье утки...
   Звук  к л а р н е т а   в  теме кошки приглушенные , вкрадчивые ,"бархатистые"...
   А     ф а г о т  , играя тему  дедушки , как будто сердится . Он угловат, неповоротлив и немного "простужен" -  в его голосе есть  хриплые ноты . Говорит он басом,ведь фагот - инструмент нижнего регистра. Скачки   в мелодии напоминают походку дедушки -  он идет , опираясь на палку ...
  Для темы волка Прокофьев использовал медные духовые инструменты - в а л т о р н ы.
Совместное звучание  трех валторн в аккордах производит зловещее , пугающее впечатление...
  Обращается Прокофьев и к ударным инструментам - л и т а в р а м . Их глухие и резкие удары , то нарастающие , то затухающие , оповещающие о приближении охотников.
  Сравнивая темы произведения , можно убедиться , насколько каждая из них своеобразна и непохожа на другую по своей мелодии,ритму, регистру , тембру . Темы всегда появляются в исполнении одних и тех же инструментов  (флейта в теме птички , кларнет - кошки и т.д.), и это помогает узнавать персонажи сказки и следить за развитием сюжета.
 
  Знание выразительных средств музыки, умение их слышать и различать позволяют приступить к более близкому знакомству с музыкальными произведениями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыка в жизни школьника

Автор: Гинда Л.И. и Левчук Л.С.

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Формирование интереса к музыке у школьников "
    ["seo_title"] => string(48) "formirovaniie-intieriesa-k-muzykie-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "197877"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428327067"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: Здоровый образ жизни! Твой выбор. "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zdorovyi-obraz-zhizni-tvoi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "197847"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428323249"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Влияние православной духовной  музыки  на учащихся. "
    ["seo_title"] => string(57) "vliianiie-pravoslavnoi-dukhovnoi-muzyki-na-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "123883"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414594429"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "175736"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424310870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Программа  дополнительного образования "Вокалист""
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-vokalist"
    ["file_id"] => string(6) "255976"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448028576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства