Цель: развитие вокально-хоровой культуры учащихся в процессе знакомства с многообразием певческих голосов.
Задачи:
-познакомить с вокальной музыкой, с певческими голосами ( дискант, сопрано, альт, тенор, бас, тембр голоса, интонация), с музыкально-исполнительской деятельностью, слушанием музыки, музыкальной драматизацией
- развить мотивацию и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
-воспитывать чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.
План урока:
- Организационный момент
- Объяснения нового материла
- Знакомство с певческой страной.
- Исполнение песни «Весна»
- У кого какой голос?
- Чтение нараспев, по ролям, голосами разной высоты, стихотворения К.Чуковского «Телефон»
- Исполнение песни «Будем вместе»
- Знакомство с вокальным ансамблем.
- Прослушивание песни «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «По следам Бременских музыкантов»
- Исполнение песни «Новый день»
- Исполнение трио к сказке «Репка»
- Итог урока
10.Исполнение песни «Каникулы»
Ход урока
I. Организационный момент
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс.
И урок начнем сейчас.
- Здравствуйте! Садитесь! Сегодня урок музыки проведу у вас я, зовут меня Татьяна Владимировна.
II. Объяснения нового материла
1. Знакомство с певческой страной.
-Наш путь лежит в Певческую страну. Все, кто здесь живет, очень любят петь. У одних это получается очень хорошо, а другие пока только учатся: кто на уроках музыки, а кто - еще в школьном хоре или в хоровой студии.
-Для детей есть даже специальные хоровые школы, училища, капеллы, и хоровая академия.
-В Певческой стране вы тоже сможете попробовать свой голос в хоре и в вокальном ансамбле.
2.Исполнение песни «Весна»
Я сегодня увидала,
Что на улице весна
Мы её так долго ждали.
А она уже пришла
Припев:
Легкий ветер заиграл, в волосах
Ситец платьев закружил по двору
И на солнышке жуки усачи
Дружно песенку поют про весну
По асфальту вновь стучат каблучки.
Отвечает, им вдогонку капель
Я сегодня увидала весну.
На окошке распустилась сирень
Стихли вьюги и метели
Позабыты холода.
Словно в старой доброй сказке.
В гости к нам пришла весна
Припев:
Легкий ветер заиграл в волосах
Ситец платьев закружил по двору
И на солнышке жуки усачи
Дружно песенку поют про весну
По асфальту вновь стучат каблучки
Отвечает им вдогонку капель
Я сегодня увидала весну
На окошке распустилась сирень
3.У кого какой голос?
-Ребята, различают детские и взрослые голоса. К детским относятся: дискант - высокий голос мальчика; альт - низкий голос мальчика или девочки; сопрано - высокий голос девочки.
4.Чтение нараспев, по ролям, голосами разной высоты, стихотворения К.Чуковского «Телефон»
-Прочитаем нараспев, по ролям, голосами разной высоты, стихотворения К.Чуковского «Телефон»
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада….
(К.Чуковский.)
-К взрослым голосам относятся:
Сопрано - высокий женским голос; альт - низкий женский голос; тенор - высокий мужской голос; бас - низкий мужской голос.
5.Исполнение песни «Будем вместе»
«Будем вместе!»
Если дождь весною
В гости к нам идёт,
Будут веселее
Радуги и реки.
И живой водою
Землю дождь прольёт
И простую песню пропоёт:
Припев: Вместе будем на планете!
Парам-пам-па-рам.
Взрослые и дети с доброй песней.
Вместе будем жить на свете!
Радость будет нам,
Если мы с тобою будем вместе,
Если мы с тобою будем вместе.
Если ноты-капли
Нам капель поёт,
Как подснежник, песня
Расцветёт от солнца.
Маленький кораблик
Снова поплывёт,
Словно настоящий пароход.
Припев
Если в небе птицы
В солнечные дни
Будут нашу песню
Петь по белу свету.
Вырастет пшеница,
Оживёт родник,
И счастливей станет каждый миг.
Припев
6.Знакомство с вокальным ансамблем.
-Когда несколько жителей Певческой страны поют вместе, получается вокальный ансамбль.
-Если все участники ансамбля исполняют одну и ту же мелодию – это называется унисон. Но чаще всего у каждого певца своя мелодия.
- - музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением.
- -ансамбль из трех исполнителей.
- -ансамбль из четырех исполнителей.
- - музыкальное сочинение для пяти инструментов или пяти голосов с инструментальным сопровождением.
- - музыкальное сочинение для шести инструментов или шести голосов с инструментальным сопровождением.
7.Прослушивание песни «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «По следам Бременских музыкантов»
8.Исполнение песни «Новый день»
Солнце золотое, небо голубое,
Ты взгляни скорей вокруг.
Ведь с тобою рядом тем же ясным взглядом
Мир ласкает добрый друг.
Светлые идеи, новые затеи,
Дел полезней не найти.
Ты узнаешь много о своей дороге,
Жизнь, счастливого пути.
Новый день придёт, нам радость принесёт,
Новый день придёт, где всё наоборот,
Новый день придёт, и что нас завтра ждёт,
Пускай произойдёт,
новый день к нам снова придёт.
Если день ненастный, не грусти напрасно,
Так устроен шар земной,
В нём весна и осень, дождь и неба просинь,
Зной и ветер заводной.
Улыбнись прохожим, и увидеть сможешь
Как творятся чудеса,
Посмотри на лица - огонёк искрится
В их признательных глазах.
Новый день придёт нам радость принесёт,
Новый день придёт, где всё наоборот,
Новый день придёт, и что нас завтра ждёт,
Пускай произойдёт,
новый день к нам снова придёт.
9.Исполнение трио к сказке «Репка»
-Споем слова «Тянем, потянем…» разными трио:
А) Дедушка, Бабушка, Внучка;
Б) Жучка, Кошка, Мышка;
Итог урока:
- С какой темой мы сегодня познакомились?
-Что такое дискант? альт? сопрано?
- Дуэтом называют? Трио? Квартет? Квинтет? Секстет?
- Что больше всего вам понравилось?
А сейчас давайте исполним песню:
10.Исполнение песни «Каникулы»